Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кривдина О.А. 2 страница




В августе 1860 г. был издан рекламный проспект, где сообщалось, что типография и литография Гогенфельдена принимает заказы на печатание обыкновенных книг, роскошных изданий с гравюрами на дереве. Особо отмечалось, что типография собирается заниматься работами, которые в обыкновенных печатных заведениях не исполняются. То есть приоритетным был выпуски изданий иллюстрированных, требующих мастерства не только печатника-типографа, но и художника-гравера.

 Первоначально типография находилась на 8-й линии Васильевского острова за Средним проспектом (в дальнейшем, по адресу - В. О. 3-я линия дом № 44), совмещала и типографию как таковую, и литографскую мастерскую, и мастерскую ксилографическую. Работали в ней несколько человек, включая владельца. [748]. Первыми заказами, напечатанными по поручению Академии художеств уже в сентябре 1860 г., были «Указатель художественных произведений, выставленных в залах Академии, профессора А. П. Боголюбова»[749] и общий указатель «художественных произведений, выставленных в залах Академии художеств»- издания чисто текстовые, но выполненные с большим изяществом.

Гогенфельден обратился в Совет Академии с просьбой разрешить называться комиссионером Академии художеств. Звание комиссионера давало возможность не просто печатать все материалы Академии, но совершенствовать собственное мастерство гравера, исполняя ксилографии с картин, эскизов, скульптурных композиций учеников Академии. А также совершенствовать мастерство типографа, выпуская издания с иллюстрациями. Поддерживая просьбу издателя, Г. Г. Гагарин в письме Министру Императорского Двора особо отмечал, что Егор Гогенфельден исполняет заказы для Академии художеств «по усовершенствованному им способу скоропечатания как в типографии, так и в литографии» и «…его работы служат важным вспомогательным средством к изящным искусствам»[750]. В ноябре Гогенфельден в ответ на свое прошение получил Высочайшее дозволение «…именоваться Комиссионером Императорской Академии художеств по типографской части и иметь на вывеске герб Академии художеств»[751].

В течение нескольких лет в типографии Гогенфельдена печатались: годовые отчеты Академии, указатели годичных выставок, каталоги выставок, проходящих в залах Академии, технические учебные материалы.

Репутация типографии как высококлассного художественного заведения привлекали к Гогенфельдену многих издателей. Активнее всего в 1860-е гг. он работал с Яковом Алексеевичем Исаковым. Их сотрудничество позволило Гогенфельдену проявить себя специалистом – типографом по выпуску иллюстрированных изданий.

В октябре 1857 г. известный петербургский издатель Яков Алексеевич Исаков, выпускавший, в основном, учебники, атласы и детскую литературу, приобрел исключительное право на издание всех сочинений А. С. Пушкина. Он решил издавать не только собрания сочинений поэта, но отдельными брошюрами, доступными для массового читателя, иллюстрированные сказки и поэмы Пушкина. Для печатания пушкинских изданий Я. А. Исаков выбрал заведение Гогенфельдена. За 20 лет (с 1860 по 1880 гг. ) Я. А. Исаков издал свыше 30 отдельных книжек поэм и сказок Пушкина. [752]. Большая их часть была издана и переиздана в 1860-е гг. типографией Гогенфельдена и снабжена его гравюрами.

В ноябре 1860 г. Гогенфельден напечатал первую пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Тонкая 16 страничная книга в 8 долю листа была снабжена 5 черно-белыми политипажами-ксилографиями, гравированными Гогенфельденом с рисунков Александра Бейдемана. Уже в первой работе Гогенфельден показал себя мастером организации книжного пространства. Гравированные на дереве рисунки были органично вставлены в наборную полосу стихотворного текста не только для его сопровождения, но и с целью украшения страницы. Страничные иллюстрации завершались внизу стихотворной строкой, составлявшей вместе с иллюстрациями продуманную композицию.

В феврале 1861 г. в его типографии была напечатана следующая сказка Пушкина- «Сказка о царе Салтане» с портретом Пушкина на обложке и 8-ю черно-белыми иллюстрациями в тексте, также гравированными с рисунков Бейдемана. Принципы оформления страницы – введение гравюры – политипажа в полосу набора – были сходны со «Сказкой о рыбаке и рыбке». В вышедшей в конце 1861 г. «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 8 иллюстраций (черно-белые ксилографии с рисунков Константина Трутовского) были даны на отдельных листах – вклейках. Сказки выходили тонкими тетрадками, одного размера, тиражом от 3 до 10 тысяч экземпляров. [753] Цена колебалась от 10 до 25 копеек. В 1860-е гг. все три пушкинские сказки несколько раз переиздавались в гогенфельдовской типографии и чрезвычайно быстро раскупались. В марте 1864 г. в типографии было напечатано одно из самых известных пушкинских изданий Исакова – «Евгений Онегин». Это изысканное (карманное) издание в 16 долю листа возвращало читателя к книгам эпохи ампира. Его украшали выполненные Гогенфельденом гравированный титульный лист и фронтиспис с рисунков Валериана Крюкова.

Другой областью совместной деятельности Гогенфельдена и Исакова стал выпуск иллюстрированных изданий для детей всех возрастов. От сказок для самых маленьких, исторических повестей для детей среднего возраста и научно-популярных книг для старших. Всего за десятилетие с 1860 по 1870 гг. типографией Гогенфельдена в сотрудничестве с Я. А. Исаковым было выпущено более 10 детских иллюстрированных книг. Что особо отличало издания типографии - то, что при разработке характера оформления книги всегда учитывался возраст читателя, которому книга была адресована. Большим успехом у публики пользовались напечатанные в типографии книги писателя Михаила Чистякова[754] о путешествиях, жизни и быте стран и народов мира с гравюрами – иллюстрациями Гогенфельдена. Основной задачей этих изданий было – развить любознательность ребенка, сообщить как можно больше сведений о неизвестных странах и народах. Всемерно способствовало решению задачи оформление книг.

Одна из самых знаменитых книг М. Б. Чистякова, выпущенных типографией – двухтомник «О странах и народах разных частей света» – предназначалась детям старшего возраста. Книга выдержала два издания: первое в 1862 г., второе через девять лет – в 1871 г. Издание в красивом переплете (переплет специально для книги был также изготовлен в типографии) включало 29 рассказов из географии и этнографии разных стран. Каждый том содержал гравированный титульный лист, 7 иллюстраций (черно-белые ксилографии на отдельных листах), иллюстрации в тексте, заставки и концовки. Все гравировано Гогенфельденом по рисункам Валериана Крюкова.

Не менее популярная книга Чистякова, напечатанная у Гогенфельдена в 1866 г. – «Живописные виды. Встречи и приключения». Даже названия глав: «Мадагаскар», «Путешествие по Аравийскому заливу», «Европейцы в Японии», несомненно, рождало у юных читателей желание увидеть все своими глазами. Этому способствовали и 5 иллюстраций – вклеек (ксилографии Гогенфельдена на отдельных листах) – живые сценки из незнакомой жизни, выполненные с хорошим знанием этнографических деталей.

Конечно, в 1860-е гг. Гогенфельден в своей типографии печатал книги и других интересных авторов и издателей. Он продолжал трудиться и как гравер в Экспедиции Заготовления государственных бумаг. Но, именно, работа для Академии художеств и сотрудничество с Я. А. Исаковым сделало типографию Георгия Васильевича Гогенфельдена одним из заметных печатных заведений Петербурга.

 


Семенцов С. В.

 

Градостроительная и архитектурно-строительная история «Механического завода «Людвиг Нобель» в Санкт-Петербурге (1870-1917 гг. ).

 

Вплоть до 2000 г. на Выборгской набережной (ныне - Пироговской наб. ) размещался завод " Русский дизель". В 1918-1920 гг. он был создан путем объединения после национализации всего Механического завода " Людвиг Нобель" и западной части лесопильного завода и джуто-льнопрядильной ткацкой мешечной фабрики Д. Н. Лебедева. " Русский дизель" стал преемником Механического завода " Людвиг Нобель". Небольшой по петербургским масштабам завод " Людвиг Нобель" оказался одним из ведущих российских, да и мировых предприятий во многих областях: в точном станкостроении, в дизелестроении, в производстве нефтяного оборудования. Первые в мире дизельные моторы, первые в мире подводные дизельные лодки, первые в мире танкеры, нефтепроводы - все это прямо связано с деятельностью " Механического завода " Людвиг Нобель". Кроме того, династия Нобель славилась своим меценатством, своим многолетним вкладом в российскую науку, культуру, здравоохранение. Традицией семьи Нобель были также многочисленные научные " Нобелевские " премии. Одна из этих премий - премия, основанная по завещанию Альфреда Иммануиловича Нобеля - стала Международной Нобелевской премией.

На протяжении десятилетий представители семьи Нобель, руководимые ими предприятия выходили на вершинные достижения, создавали уникальную промышленную, научную, культурную продукцию. Многие даты из жизни и деятельности семьи Нобель не должны быть забыты, они имеют реальный шанс войти в юбилейный календарь Санкт-Петербурга. * Причем судьба четырех поколений семьи Нобель неразрывно связана именно с " Механическим заводом " Людвиг Нобель". К сожалению, история основания и функционирования " Механического завода" и других предприятий семьи Нобель, история жизни поколений петербургской династии Нобель еще не создана. Отдельные аспекты биографии семьи Нобель, функционирования завода и архитектурно-строительной деятельности на заводской территории отражены в работах Б. М. Кирикова, В. Г. Лисовского, В. С. Мешкунова, С. В. Семенцова, С. Г. Федорова, М. Фритца и других. [755]  

Давно уже пришло время более подробно рассмотреть историю создания всех производственных, общественных, жилых комплексов, связанных с жизнью и деятельностью семьи Нобель. Многие санкт-петербургские адреса хранят память о семье Нобель. Среди самых значительных – особняк семьи Нобель на Пироговской (бывшей Выборгской наб. ), а также вся территория бывшего «Механического завода «Людвиг Нобель», с 1918-1920 гг. национализированного, расширенного за счет соседних лесопильного завода и льно-джутовой мануфактуры Д. Н. Лебедева и ставшего известным в СССР и мире как завод «Русский Дизель». В наши дни это предприятие уже обанкрочено, производства выведены из цехов и корпусов, многие из них розданы отдельным владельцам. Однако история «Механического завода «Людвиг Нобель» гораздо значительнее, чем простого предприятия. Ведь она связана с жизнью и деятельностью знаменитой династии Нобелей. Поэтому еще долгие десятилетия она будет волновать и исследователей и многих простых жителей.

Итак, прежде всего, следует заметить, что сам квартал, на территории которого позднее существовал Механический завод «Людвиг Нобель», в основном сформировался еще в ХVIII в. На известном Сенатском плане 1798 г. квартал показан еще как единый участок, на котором размещалась Канатная фабрика. [756] Этот квартал не выходил непосредственно на берег Невы. Набережная улица реки Большой Невки (так тогда называли улицу, проложенную приблизительно в 60-70 м от обреза воды, отделяла квартал от Невы. Остальные три стороны квартала были уже сформированы и имели четкие красные линии. По крайней мере, до 1830-х гг. на по-прежнему едином участке (по табели 1822г. имевшем №195), размером с квартал, между Самсониевским пр., Гарденским пер., набережной дорогой реки Малой Невки, Баталионной улицей продолжала размещаться Канатная фабрика. [757] После вывода Канатной фабрики, территория участка (квартала) передана во владение купчихи Шарлотты Гарднер (Гардер). В ее владения входила также незастроенная земля между обрезом воды и набережной дорогой. [758]

С 1834 - 1835 гг. начато дробление единого прежде участка на несколько частей и продажа этих новых участков. К 1847-1848 гг. участок разделен сначала на 4, затем на 7 независимых участков, владельцами которых стали: вдова канатного мастера К. И. Эрвольтер, купец и Великобританский подданный И. Х. Ишервуд, купец Я. Я. Лангваген, купчиха и наследница М. Ф. Гарднер (Гардер) и жена Статского Советника А. И. Чарная, полковник К. И. Тихонов, вдова генерал-лейтенанта А. Ф. Зварковская. [759]

С 1849 г. купец и механик И. Х. Ишервуд (с 1852 г. - вместе с сыном - Ф. И. Ишервудом) создали на своем участке чугунно-литейный завод. Этот чугунно-литейный завод и его строения стал основой будущего «Механического завода» Нобелей. Уже тогда начали возводиться первые заводские корпуса, в том числе 3-х этажный корпус, ставший главным корпусом будущего завода Нобелей. [760]  В 1853 г. Иван Ишервуд именован в документах Санктпетербургским 3-й гильдии купцом. [761] Между 1853 и 1855 гг. на заводе выстроена котельная с многометровой трубой, превратившейся на десятилетия в основной ориентир завода. В 1864 г. верхняя часть трубы реконструирована. [762]

С 1855 г. владельцем завода остался только Великобританский подданный (иностранец, заводчик) Ф. И. Ишервуд. Он продолжал расширенное строительство производственных и вспомогательных корпусов завода, а также своего жилого дома по Баталионному переулку. [763] К этому моменту угловой участок с жилым домом приобрел Великобританский подданный Р. Р. Крейг и также продолжил расширение этого дома. Так, по проекту от 22 июня 1856 г., выполненному арх. Гриммом и арх. Трусовым, к одноэтажному на высоком подвале с мезонином дому в 7 осей пристроена кирпичная галерея и во дворе выстроен деревянный навес-сарай с железной крышей. [764] А в 1859 г. часть участка Ф. И. Ишервуда вдоль Баталионной ул. для организации бумаго-прядильной фабрики взял в аренду Великобританский подданный Дж. Я. Шау. Этот участок ранее был составной частью огромного участка купца Я. Я. Лангвагена, но в 1855 г. выкуплен младшим Ишервудом, затем, перешел в аренду к Дж. Я. Шау. Одновременно на участке Ф. И. Ишервуда существовали и чугунно-литейный завод и бумаго-прядильная мануфактура. В 1868 г. Дж. Я. Шау выкупил арендованную территорию (немного расширив ее). Участок Я. Я. Лангваген, простиравшийся от Самсониевского пр. до набережной Большой Невки (так после переименования стала тогда называться эта часть Невы), в 1867 г. принадлежал уже генерал-лейтенанту Стандертшельду.

И Ф. И. Ишервуд и генерал-лейтенант Стандертшельд развернули на своих участках активную строительную деятельность. Ф. И. Ишервуд год за годом расширял кирпичные 1-3 этажные корпуса своих чугуно-литейного завода и бумаго-прядильной мануфактуры. А на участке Стандертшельда, на котором уже давно существовал кирпичный двухэтажный с ризалитом и мезонином классических архитектурных форм жилой дом, в 1867 г. со стороны Самсониевского пр. по проекту арх. Ф. Мельгрена возведены деревянные двухэтажные на кирпичных подвалах жилые дома. [765]В 1868 г. к этим трем деревянным жилым домам пристроены небольшие котельные с новыми для Санкт-Петербурга батарейными печами. На участке также велось проектирование и строительство огромного стрелкового тира с хранилищем патронов. [766]

Участок, принадлежавший ранее полковнику К. И. Тихонову, в конце 1850-х годов имел новую владелицу - дочь чиновника 8 класса Ольгу Слюдову. По проекту архитектора Сверчкова с 1858 г. на участке возведены деревянный одноэтажный на высоком каменном подвале жилой дом с мезонином, а также деревянный сарай для служб. Этот отдельный участок с деревянным домом существовал еще в 1891 г. (владелица - жена действительного статского советника Медведева). [767]

 К 1868 г. северо-западная часть квартала (бывш участок Р. Р. Крейга) находилась во владении семьи Цургоузен. Владельцем почти всей южной части квартала не позднее 1860 г. стал купец Д. Н. Лебедев. Лишь самый юго-восточный угол квартала выделен в участок Худякова, отошедший до 1884 г. к участку Лесопильного завода и Льно-джутовой прядильной и мешечной мануфактуры Д. Н. Лебедева. Ориентировочно в 1869-1870 г. участки Ф. И. Ишервуда, Дж. Я. Шау, Стандертшельда купил купец Санкт-Петербургской 1-й гильдии Людвиг Иммануилович Нобель. По проведенной в Санкт-Петербурге новой перенумерации этот объединенный участок имел номера: Наб. р. Большой Невки, №13 и 15, Сампсониевский пр., № 40. [768]

Именно этот участок стал основной территорией созданного " Механического завода " Людвиг Нобель". Десятилетиями практически постоянно проводились крупные работы по строительству новых корпусов и реконструкции существующих производственных зданий. Можно отметить несколько " волн" строительно-реконструктивной деятельности. Уже в 1872-1873 гг. предприняты усилия по значительному расширению производственных и складских помещений, доставшихся Л. И. Нобелю от предшественников. Следующий этап расширения производств (1879-1883 гг. ) - может быть связан с организацией в 1879 г. Товарищества нефтяного производства братьев Нобель и необходимостью изготовления нового оборудования для нефтедобычи, нефтетранспортировки и т. д. Третий этап (1890-1899 гг. ) включил многочисленные пристройки к существующим корпусам. На четвертом этапе (1900-1917 гг. ) осуществлены реконструкция существующих и строительство новых корпусов на освобождаемых площадках (за счет переноса жилого городка для работников завода за Большой Самсониевский пр. ), а также на присоединенных к участку завода новых территориях (Ново-Самсониевской мануфактуры, участков Р. Л. и Л. Л. Нобель). [769]

Крупное расширение участка Л. И. Нобеля произошло в 1870 г. при изменении красной линии набережной р. Б. Невки. На Выборгской стороне несколько раз были предприняты попытки уточнения красных линий кварталов и благоустройства береговой линии. По Высочайше утвержденному 16 (28) июня 1861 г. плану урегулирования Выборгской части[770] намечено сохранение существовавшей тогда Набережной дороги и незастроенных участков между нею и обрезом воды. На протяжении десятилетия данный градостроительный проект несколько раз пересматривался, прорабатывались новые варианты. 13 (25) марта 1870 г. Высочайше утвержден новый план урегулирования набережной р. Большой Невки. [771] В соответствии с этим проектным генеральным планом сохранялась трассировка большинства существовавших улиц и переулков, но существенно изменялась сама прибрежная зона. В районе рассматриваемого квартала набережная перемещалась в среднем на 60-80 м на запад, предусмотрено строительство деревянной стенки, самой набережной улицы шириной в 10 саж. (21, 3 м) со спусками. Вместо существовавшего тогда узкого бассейна- гавани для ввода со стороны Невы грузовых барж и кораблей по проекту 1870 г. намечалось создание большой и широкой гавани с причальными стенками как раз по линии участка Цургозен до Батальонного переулка. [772] Пока сохранялась старая Набережная дорога, но с 1875 г. она фактически закрывалась с включением ее зоны в расширяемые на запад участки. В полном соответствии со строительными правилами середины Х1Х в. на средства заводчика, купца 1-й гильдии Л. И. Нобеля инженер Витт разработал проект устройства новой деревянной набережной на сваях с булыжной мостовой, а затем и были осуществлены строительные работы. [773]Через несколько лет, по проекту 1875 г. набережная стенка выполнена и перед бывшим участком Цургозен. [774] 

 Новая территория между выстроенной набережной Невы и сохраняемой старой улицей с названием «Набережная у большой невки» с 1870 г. передана Л. И. Нобелю под его участок. Таким образом, участок расширен на запад не менее чем на 60, 0 м, С сохранением пока на своей территории старой трассы набережной дороги. [775] Старая Набережная дорога фактически ликвидирована в 1875 г., это было подтверждено и узаконено на Проектном Генеральном плане урегулирования Санкт-Петербурга, Высочайше утвержденном 7(19) марта 1880 г.

 Сначала, уже в 1872 -1873 гг. на этой прирезанной территории размещались сквер, деревянный складской сарай и въездной канал от берега Б. Невки. Строительные и реконструктивные работы велись на старой части участка. По проектам арх. А. Гешвенда, утвержденному 20 июля (1 августа) 1872 г. и арх. Ив. Морозова, утвержденному 18(30) января 1873 г., в 1872-1873 гг. здесь осуществлено значительное расширений фабричных корпусов со строительством новых цехов, сушильни, помещения для паровых котлов с высокой трубой, мастерских, складов, различных переходов, прачечной. [776]Затем, с 1873 г. на новой части заводского участка, возведены основные флигели господского дома Л. И. Нобеля. Подробнее этапы возведения директорского жилого особняка рассмотрены в особом разделе статьи.

«Механический Оружейный завод Людвига Нобеля» - так называлось тогда производство Л. И. Нобеля, значительно расширялся. На участке практически ежегодно велись строительные работы. С 1873 г. проектные работы по всем объектам завода и жилым зданиям стал постоянно выполнять шведский арх. К. К. Андерсон. Еще в 1873 г. на территории завода сохранялся и реконструировался небольшой тир для отстрела припасов. Постоянно достраивались и перестраивались производственные корпуса. В 1874 г. сооружен газгольдер. [777] Три жилых деревянных дома на кирпичных подвалах, оставшихся еще со времен Стандертшельда, при Л. И. Нобеле стали использовать как жилой городок для работников завода, в 1874 г. в этом первом рабочем городке Нобеля выстроено здание дворницкой и прачечной. [778] 

Среди первых крупных объектов 1870-х гг. стало возведение по проекту, утвержденному 7(19) октября 1878 г. на территории завода двух огромных одноэтажных корпусов на чугунных колоннах и одного двухэтажного деревянного корпуса. [779] В 1879 г. к главному заводскому корпусу пристроена трехэтажная часть с чертежной и конторой завода.  Затем, в 1880 г. на территории выстроены обширные одноэтажные помещения из стекла и металла. [780] В 1882 г. на месте одного из деревянных корпусов возведен кирпичный одноэтажный корпус для клепки котлов. [781] В 1883-1885 гг. проведено последующее значительное расширение заводских корпусов. [782] 

В 1888 г., после смерти Л. И. Нобеля и К. К. Андерсона, на непродолжительное время проектные работы взял на себя арх. А. Бенуа. В 1890 г. пристройку к механическому цеху и строительство складского корпуса проектировал уже арх. Н. Ф. Монтандри. [783] С 1891 г. наследник и новый директор завода Э. Л. Нобель пригласил к проектным работам архитектора Р. Мельцера. Он немного поработал в 1891 г, затем отошел от проектных работ на заводе, появился снова только с 1897 г. В этот промежуток 1893-1896 гг. арх. И. Третер или И. Шретер (? ) возвел кирпичные складские корпуса на территории завода, осуществил небольшие пристройки к директорскому жилому особняку. [784]С 1897 г. проектные работы взял на себя арх. Р. Мельцер. Но в 1898 г. надстройку вторым этажом одного из корпусов на заводской территории и строительство деревянного сарая на жилой части участка (где размещался жилой городок для рабочих) осуществил Г. Берг. [785]

А в 1899 г. снова проявился Р. Мельцер, спроектировав строительство лестниц в главном цехе, трехэтажного корпуса для склада изделий и мастерской. [786] В 1902 г. он был занят на работах по расширению директорского особняка, поэтому к проектным работам был привлечен его брат – военный инженер Э. Ф. Мельцер. По проекту Э. Ф. Мельцера тогда выстроен огромный одноэтажный корпус мастерской с оградой по Большому Сампсониевскому пр на месте присоединенного к 1900 г. к территории Э. Л. Нобеля бывшего участка дочери чиновника 8-го класса Ольги Слюдовой. [787] Одновременно, с 1902 г. начата ликвидация жилых корпусов рабочего городка на территории самого завода. На месте снесенных жилых двухэтажных зданий по проекту арх. Р. Мельцера, утвержденному 12(24) июля 1905 г., выстроен двухэтажный заводской корпус. [788]

Реконструктивные работы непрерывно продолжались. В 1906 г. проведены значительные работы по реконструкции одноэтажных и двухэтажных мастерских. [789] В 1907 г. к зданию цеха по проекту арх. К. Шмидта пристроили трехэтажную пристройку для водяного бака. [790] В 1910 г. проведены новые работы по отдельным цехам. [791] В связи с новым расширением участка вплоть до Батальонного переулка арх. Ф. И. Лидваль в 1912 г. разработал проект одноэтажного корпуса для новой литейной мастерской вдоль красной линии Батальонного переулка. [792] В 1913 г. арх. Г. Ф. Джонсон продолжил эти работы. По его проекту только-что возведенный корпус Ф. Лидваля продолжен вплоть до Б. Сампсониевского пр., пристроен еще один одноэтажный корпус со стороны Б. Сампсониевского пр. к торцу существовавшего тогда корпуса, выполнен крытый переход к корпусу мастерских. [793] В 1914 г. этот торцевой корпус расширен. В 1916 г. по проекту, подписанному 12(25) августа 1916 г. архитектором Тофманом (? ) разработан и осуществлен проект двухэтажного складского корпуса с железо-бетонной эстакадой. Это здание стало одним из выдающихся предвестников сформировавшегося через десять лет конструктивизма. [794] В 1917 г. на угловой части участка между Баталионным пер. и набережной устроены два металлических резервуара для мазута и нефти. [795]  

Таким образом, постепенно, к началу 1910-х гг. территория " Механического завода" была еще более расширена и дополнительно включила несколько независимых ранее участков: до 1896 г. присоединен участок Медведевой, в 1911-1913 гг. в территорию " Механического завода" вошли участки Р. Л. и Л. Л. Нобель, размещавшиеся вдоль Баталионного пер., а также угловой участок Товарищества Ново-Самсониевской мануфактуры (выходивший на Большой Самсониевский пр. ), в 1916-1917 гг. территория завода поглотила и самый северо-западный участок вдоль Баталионного пер (со времен владения семьей Цургоузен оставшийся отдельным участком). [796]

Сразу же после присоединения к основному заводскому участку, эти территории начинали быстро осваиваться – шел процесс быстрой застройки заводскими корпусами. При этом на едином заводском участке формировались производственная зона, жилье для семьи директора завода – семьи Нобелей, рабочий жилой городок для работников завода. И производственные корпуса. и жилой городок, и директорский особняк имели предшественников в застройке участков времен еще до Нобелей.

 Прозводственные корпуса изначально восходили ко временам Ишервудов. Самый старый флигель директорского жилого особняка существовал в далеком 1849 г., жилой городок на участке был выстроен еще во времена Стандертшельда. Л. И. Нобель воспринял устоявшуюся уже планировочную ситуацию и первоначально сохранил основные особенности функционального использования территорий при расширениях завода. Застройка территории заводского участка при Л. И. Нобеле и Э. Л. Нобеле имела эволюционный, постепенный характер последовательного функционального и архитектурного совершенствования всего заводского комплекса. С начала 1900-х гг. у расширившемуся участку завода добавлены новые обширные участки вне границ квартала: участок между Б. Сампсониевским и Лесным пр. (с 1902 г. - для создания жилого рабочего городка), участок за Лесным пр. (с 1909-1910 гг. - для возведения особняков семьи Нобель), участок на Екатерининском канале (с 1909 г. - для строительства здания дирекции Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель»). До этого периода все эти функции соединялись на едином участке «Механического завода «Людвиг Нобель».  

Однако наряду с архитектурным развитием зоводского комплекса несомненный интерес представяет и рассмотрение этапов создания жилого дома семьи Нобель, а также и заводоуправления. Дело в том, что необычный по композиции господский дом хранит память о нескольких этапах строительных работ.

Размещенный в глубине участка флигель А4 является самым старым. Этот двухэтажный кирпичный с четырьмя мезонинами еще отдельно стоящий дом существовал до 1849 г. К данному периоду относятся классицистические фасады этажей ( первого и второго этажей, четырех мезонинов), своды 1-го этажа. В 1867 г. при генерал-лейтенанте Стандертшельде по проекту архитектора Ф. Мельгрена проведена реконструкция центральной лестницы и перебивка окон 1-го этажа. [797]

При этом, Строительным отделением Санктпетербургского Губернского правления, где рассматривался проект, запрещена пристройка к южному фасаду этого жилого дома одноэтажной оранжереи. Это была первая (неудавшаяся пока) попытка устроить знаменитый позднее зимний сад в директорском жилом особняке. На всем заводском участке уже с 1870-х гг. начаты масштабные строительные работы. Эти работы касались как расширения уже существовавшего здесь жилого дома хозяина завода, так и производственных корпусов.

После переноса в 1870 г. западной границы участка возникла новая задача. По традиции жилой дом хозяина завода и заводоуправление должны были выходить на красную линию. Поэтому в 1873 г. по заказу нового владельца - Л. И. Нобеля - на прибрежной части участка шведский архитектор К. К. Андерсон разработал проект строительства двух-трех этажного кирпичного жилого дома в стиле " неоренессанса". Проект утвержден Городской Думой 24 июля (5 августа) 1873 г. Одной из особенностей особняка стало изначальное создание парадных помещений, (с парадной лестницей, парадным кабинетом, концертным залом, парадной столовой, зимним садом), а также жилых помещений. [798]

 Затем, 18(30) июня 1875 г. Городская управа утвердила представленные арх. К. Андерсоном изменения в архитектуре директорского жилого здания. Эти изменения затронули архитектуру фасадов, размещения стен и лестниц, создававшегося уже зимнего сада и террас. [799] К. К. Андерсон разрабатывал проекты здания вплоть до 1885 г. По его проекту, утвержденному Городской Управой 27 июня (9 июля) 1879 г. надстроены помещения 3-го этажа над главным флигелем А1 и флигелем А4. [800] В 1885 г. арх. К. К. Андерсоном последовательно разработаны и утверждены в Санкт-Петербургской Городской управе 2 варианта проекта строительства дворового флигеля А2. Второй вариант проекта осуществлен. По нему выстроено 4-х этажное здание с конструкциями перекрытий в виде распространенных тогда " шведских" сводиков по металлическим балкам. Одновременно осуществлена пристройка лестницы с восточного фасада флигеля А4. [801] 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...