Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста
• Знакомство с текстом (Текст записан на доске.) ЗАЙКА По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Коля лечить стал зайку. — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.) • Анализ текста — Докажите, что это текст. — Определите тему текста. (Текст о зайке.) — Определите основную мысль текста. (Как Коля помог — Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока — Как строится текст-повествование? Назовите части тек — Выделены ли в тексте части? — Запишите заголовок. (Зайка.) (Запись заголовка текста • Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые сред (!Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.) Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ. — Подумайте: Vсоответствует ли содержание текста заглавию; Vправильно ли построены предложения; V удачно ли выбраны слова для выражения главной \ является ли текст законченным. 15-16 занятие — Давайте отредактируем этот текст. Что значит редакти Возможные ответы детей: • Содержание соответствует заглавию, так как в тексте го • Предложения построены неправильно: нарушена очеред По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу. Он увидел под кустом зайку. — Под кустом он увидел зайку. Коля лечить стал зайку. — Коля стал зайку лечить. • Повторение слов. (Коля, зайка.) — Выделите начало рассказа. Прочитайте первую часть.
— Прочитайте предложения, в которых сообщается о том, — Как вы думаете, не допущена ли здесь речевая ошибка? — Отредактируйте предложение. (У зайки была сломана — Ясно ли из текста, как мальчик отнесся к зайке, оказав — Какое предложение следует вставить, чтобы читателям — Найдите в тексте два соседних предложения, которые — Какое предложение получится. (Мальчик пожалел зай — Каким по счету должно быть это предложение? (Пятым — Прочитайте вторую часть отредактированного текста. — Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющие — Подберите слова-замены для повторяющихся слов. — Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учени «Текст» Образец отредактированного текста: 4 ЗАЙКА Гулял Коля по лесу. Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнес его домой. ' Коля стал лечить зверька. • Запись отредактированного текста. Обобщение — Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую — Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индиви Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени-, * ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует. • Работа над концовкой текста. Обобщение | — Прочитайте последнее предложение. Является ли этот '' — Предложите конец истории. (Анализ, устное редактиро Возможные варианты ответов детей: 1 • Когда зайка поправился, мальчик отпустил его в лес. |
• Заинька быстро поправился. Мальчик отпустил его в лес. 1
— Как обозначить конец действия, итог рассказа? (Запись — Запишите в тетрадь. (Индивидуальная помощь учителя- — Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени — Прочитайте первоначальный текст на доске. — Прочитайте отредактированный текст в тетради. — Сравните варианты текста. Какой нравится больше? Итог занятия — Что значит редактировать текст? (Материал для закрепления по теме: «Редактирование текста» дан в приложении 2.) Приложение 1 Раздел «Предложение к занятию 4 СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ 1. Из слов каждой строчки составьте предложения. Подчеркнутые слова должны быть первыми. Запишите предложения. х---------------------------------- грызли, прово рные, орехи, белки копал, Се рёжа, лопатой, землю интересную, мы, книгу, читали собирать, помогали, урожай, дети X------------------------ ■---------------------- '--------------------- сосну, на, Петя, прибил, кормушку дождь, холодный, в, стучит, окно мёд, медведь, сладкий, любит, очень пе релетные, улетели, на, птицы, юг X------------------------------------------------- в, работали, летом, саду, школьники над, зелёные, склонились, рекой, ивы классе, Таня, в, первом, учится в, шмели, жужжат, мохнатые, траве X----- ~------------------------------------- ~~~ Приложение 1 X- мчался, полю, по, заяц, ровному контрольная, у, вчера, была, нас устроили, каток, дворе, ребята, во я, катаюсь, на, коньках, зимой X--------------------------------------------- МЫ, от, крышей, под, дождя, спрятались санках, с, дети, на, горы, катались белый, Женя, в, нашёл, лесу, гриб был, урок, у, нас, языка, русского X------------------------------------------------- 2. Прочитайте вопрос. Из слов, данных в скобках, составьте и запишите предложения так, чтобы они отвечали на поставленные вопросы. х---------------------------------- • Где бродит ворона? (бродит, по, ого • Что закружилось в воздухе? (закру • Когда и куда улетают птицы? (птицы, Приложение 1 3. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, составьте предложения по схеме. Запишите предложения.
х------------------ :----------------- — 1. Когда? ^^3=== , 2. ______________ какой? что?. (наряд,дуб, осенний,надел) 3. Откуда? == какие? (полетели, монетки, с, берёз, жёлтые) X------------------ ■-------------------- :------------------------------------ 1. Когда? _ какой?_______ (ночью, мороз, ударил, первый) 2._______ _____ куда? как?. (падает, на, землю, хлопьями, снег) 3. Где?______________ чьи? что?. (волчьи, заметили, на, снегу, ребята, следы) Приложение 1 4. Из слов каждой отмеченной строчки составьте предложения. Озаглавьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием. X------------------------------------------------- • котёнку, прокусил, пес, ухо • сделала, девочка, перевязку, котёнку • похвалила, мама, Аню • лизнул, котёнок, девочке, руку • и, за, нашей, огород, школой, сад • много, в, ягод, саду • грядках, огурцы, на, морковь, горох, • собирают, ученики, урожай, осенью, X • в, живут, лесу, звери, разные • в, зайцы, густой, прячутся, траве • рыжие, ищут, лисицы, добычу • по, прыгают, белки, деревьям, • в, лесной, бродит, чаще, медведь Приложение 1 Х- • зима, уже, пришла, настоящая • голым, мчится, по, холодный, ветер, • верхушки, он, деревьев, качает • да, ели, только, сосны, зелёные • жалобно, в, деревья, стонут, лесу
• перемену, во, выходят, на, двор, ученики • наш, большой, двор, школьный • остаются, классе, только, в, дежурные • двери, они, и, открывают, окна • чистом, классе, хорошо, работать, в X------------ =----------- ^---------------------- • ее, черепаха, орла, летать, просила, • советовал, не, орёл,черепахе • просить, продолжала, она, его
• орёл, поднял, черепаху, вверх, и, • разбилась, упала, камни, черепаха, Приложение 1 • у, спрятано, сороки, хорошо, гнездо • вить, кустарнике, сороке, в, нравится, • птичкам, бед, маленьким, от, много, • очень, к, трудно, подойти, сороке • хорошее, у, глаза, чутьё, зоркие, х- • на, Иринка, ухаживала, летом, за, • срезала, огромный, утром, она, бу
• принесла, его, в, Ира, мамину, ком • цветы, в, девочка, вазу, поставила • как, эти, порадовали, цветы, маму, • тёплое,лето, веселое,наступило • листвой, давно, деревья, уже, одеты, • деревьев, ласковое, освещает, • птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в, • мёдом, и, поляне, земляникой, на, • в, хорошо, летом, лесу • к, весна, нам, воротилась • небес, с, солнце, золотыми, льёт, • камешкам, по, ручьи, весёлые, • головку, одуванчик, жёлтую, поднял, • подснежники, в, расцвели, лесу • аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили • однажды, не, вернулись, они, в, • ребята, жалобные, услышали, крики, • накормили, они, лягушками, их • день, каждый, дети, ухаживали, X • на, холодно, дворе • покрыл, и, снег, землю, домов, крыши • узорами, стёкла, разрисовал, белыми, • снегу, воробьи, по, прыгают • нахохлились, холода, от, они • крошки, прыгают, подбирают, • птицам, и, голодно, холодно, зимой • хороший, на, выдался, редкость, день • за, отправились, город, мы • дал, старый, нам, дед, лодку • берег, переехали, мы, другой, на, реки • незабудки, там, крупные, росли • забрались, душистый, сена, ребята, • спустились, Алла, в, Римма, овраг, и X----------------------------- :------------------------------ •два, землянику, собирали, мальчика • огромный, сверху, орёл, спустился, • он, схватил, мальчика, когтями, острыми • поднялся, воздух, в, хищник • мальчик, не, растерялся • орла, горло, он, крепко, сжал • орёл, упал, на, мальчиком, с, землю • бросился, товарищ, мальчику, на, • домой, мальчики, связали, орла, К ЗАНЯТИЮ 5 СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. X------------------------------------------------- Карась Карась обычно живёт в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки. карась, в, тина, зарываться, день он, ночь, пробираться, к, берег карась, камыш, молодой, там, пробовать X----------------- :--------------------------------------:--------- 1. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, составьте предложения по схеме. Запишите предложения. X------------------------------------------------- 1. _______ ===== куда?. (улететь, птица, юг, на) 2. Откуда? ===_____ какой? что?. (листок, с, берёза, ветер, сорвать, последний) 3. Какой?_____ = какой? что?. (наряд, дуб, могучий, сбросить, осенний) 1. Где? как? _____ какие?______. (робко, звёздочка, первый, на, небо, засветиться) 2. Какой?______ _____ где?. (туман, подниматься, густой, над, река) X-------------:-----------------------------:----------------------- '■--------------------:—
2. Прочитайте вопросы. Из слов, данных в скобках, составьте и напишите ответы на вопросы. Продолжите устно рассказ так, чтобы в конце его можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся». X-----------------------------------:------------ 1. [де жили грачи? (в, берёзовый, грач, роща, жить) 2. Кто однажды забрался в рощу? 3. Что он сделал? (к, ползти, он, дерево, и, на, гнездо, залезть) 4. Кто заметил рыжего разбойника? 3. Из слов каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием. х----------------------------------- • дети, по, гулять, лес • Жучка, залаять, найти, и, ёж • мальчик, собака, отогнать • убежать, в, ёжик, куст X--------------------------------------- • ночь, мороз, ударить, первый • падать, на, земля, хлопья, снег • заметить, на, снег, ребята, след X--------- :--------------------------------------------------------------- • школа, на, стоять, гора • там, ребята, учиться, из, наш, деревня • на, чтение, урок, мы, сказка, читать Х----------------------------------------------- • пчела, мёд, собирать, лето • работать, труженица, маленький, много • хоботок, нектар, тянуть, длинный, • север, резкий, с, дуть, ветер • дерево, лист, жёлтый, с, падать • частый, дождь, моросить • небо, грустный, крик, раздаваться, • иней, дерево, утро, на, появляться X-------------:----------------------------------------- ■-------- • в, жить, лето, деревня, Саша • ребята, ходить, за, часто, в, гриб, лес • дети, много, в, гриб, находить, лес X------------- :-------- ■------------------------------------------- • в, новый, построить, школа, деревня • около, посадить, школа, ученик, • большой, у, цветник, вход, школа, • чудесный, наступить, утро • весенний, дуть, ветерок, тёплый • журчать, в, овраг, чистый, ручеёк • насекомые, гоняться, за, ласточка • песенка, жаворонок, звонкий, • подниматься, солнышко, небо, ;<■ • солнечный, быть, денёк, тёплый • роща, ребятишки, в, пойти, берёзовый • искать, девочка, щавель • ёжик, куст, в, найти, мальчик • лес, ребята, бродить, долго, в • вечер, домой, поздно, возвращаться, • гроза, сильный, начаться • дым, все, небо, затянуть • лягушка, и, замолчать, птица • лес, прокатиться, первый, через, • дерево, заскрипеть, старый • треск, раздаться, страшный • хлынуть, за, капля, ливень, дождь, К ЗАНЯТИЮ 6. (ОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ. Ворона Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и чёрные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов. X--------- г------- :------ =---------------- :-------------------------------- Коллективная работа Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оставили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила клювом леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбёшку и выбросила её на лёд. Вот и обед готов. К ЗАНЯТИЮ 7. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ — КРАТКИХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ. X В цирке Владимир Андреевич Никитин выступает в цирке с медведями. Медведи Малыш и Богатырь любят молоко. Ольга Романовна Елисеева лечит животных. Сын Ольги Романовны Коля помогает маме. Его любят собачки Булька и Хвостик. Но самый лучший его друг — обезьянка Зузя. К ЗАНЯТИЮ 10. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Карточка 1 (к занятию) (разрезать на предложения, положить в конверт «Гроза»). X------------------------------------:----------- Загремел гром
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|