Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста




Знакомство с текстом

(Текст записан на доске.)

ЗАЙКА

По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Коля лечить стал зайку.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о зайке.)

— Определите основную мысль текста. (Как Коля помог
зайке.)

— Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока­
жите.

— Как строится текст-повествование? Назовите части тек­
ста-повествования.

— Выделены ли в тексте части?

— Запишите заголовок. (Зайка.) (Запись заголовка текста
в тетрадь.)

Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые сред­
ства связи

(!Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.)

Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.

— Подумайте:

Vсоответствует ли содержание текста заглавию;

Vправильно ли построены предложения;

V удачно ли выбраны слова для выражения главной
мысли;

\ является ли текст законченным.


15-16 занятие

— Давайте отредактируем этот текст. Что значит редакти­
ровать текст? (Редактироватьзначит проверять, исправ­
лять текст.)

Возможные ответы детей:

• Содержание соответствует заглавию, так как в тексте го­
ворится о зайке.

• Предложения построены неправильно: нарушена очеред­
ность слов.

По лесу гулял Коля.Гулял Коля по лесу.

Он увидел под кустом зайку. — Под кустом он увидел зайку.

Коля лечить стал зайку.Коля стал зайку лечить.

• Повторение слов. (Коля, зайка.)
Предложите слова, заменяющие слова Коля, зайка.
(Коляон, мальчик. Зайказайчишка, его, бедняга, за­
инька.)

— Выделите начало рассказа. Прочитайте первую часть.

— Прочитайте предложения, в которых сообщается о том,
что случилось с зайкой. (У бедняжки болела нога. Зайка не
мог бежать.)

— Как вы думаете, не допущена ли здесь речевая ошибка?
(Болела нога.)

— Отредактируйте предложение. (У зайки была сломана
лапка. У зайки болела лапка.)

— Ясно ли из текста, как мальчик отнесся к зайке, оказав­
шемуся в беде?

— Какое предложение следует вставить, чтобы читателям
стало ясно, почему Коля взял зайчика домой? (Коля пожалел
зайку.)

— Найдите в тексте два соседних предложения, которые
можно соединить в одно. (Коля пожалел зайку. Коля отнес
его домой.)

— Какое предложение получится. (Мальчик пожалел зай­
ку и отнес его домой.)

— Каким по счету должно быть это предложение? (Пятым
предложением.)

— Прочитайте вторую часть отредактированного текста.

— Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющие­
ся слова.)

— Подберите слова-замены для повторяющихся слов.

— Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учени­
ками.)


«Текст»

Образец отредактированного текста: 4

ЗАЙКА

Гулял Коля по лесу.

Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнес его домой. ' Коля стал лечить зверька.

Запись отредактированного текста. Обобщение

— Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую
часть?

— Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индиви­
дуальная помощь учителя-логопеда.);

Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени-, * ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует.

Работа над концовкой текста. Обобщение |

— Прочитайте последнее предложение. Является ли этот ''
текст законченным? Почему? (Нет конца, не понятно, чем
закончилась история.)

— Предложите конец истории. (Анализ, устное редактиро­
вание вариантов учащихся.)

Возможные варианты ответов детей: 1

• Когда зайка поправился, мальчик отпустил его в лес. |

• Заинька быстро поправился. Мальчик отпустил его в лес. 1

 

— Как обозначить конец действия, итог рассказа? (Запись
предложений третьей части с красной строки.)

— Запишите в тетрадь. (Индивидуальная помощь учителя-
логопеда.)

— Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени­
ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует предложения.

— Прочитайте первоначальный текст на доске.

— Прочитайте отредактированный текст в тетради.

— Сравните варианты текста. Какой нравится больше?
Объясните свой ответ.

Итог занятия

— Что значит редактировать текст?

(Материал для закрепления по теме: «Редактирование тек­ста» дан в приложении 2.)


Приложение 1 Раздел «Предложение

к занятию 4

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ

1. Из слов каждой строчки составьте предложения. Подчер­кнутые слова должны быть первыми. Запишите предложения.

х----------------------------------

грызли, прово рные, орехи, белки копал, Се рёжа, лопатой, землю интересную, мы, книгу, читали собирать, помогали, урожай, дети

X------------------------ ■---------------------- '---------------------

сосну, на, Петя, прибил, кормушку дождь, холодный, в, стучит, окно мёд, медведь, сладкий, любит, очень пе релетные, улетели, на, птицы, юг

X-------------------------------------------------

в, работали, летом, саду, школьники над, зелёные, склонились, рекой, ивы классе, Таня, в, первом, учится в, шмели, жужжат, мохнатые, траве

X----- ~------------------------------------- ~~~


Приложение 1

X-

мчался, полю, по, заяц, ровному контрольная, у, вчера, была, нас устроили, каток, дворе, ребята, во я, катаюсь, на, коньках, зимой

X---------------------------------------------

МЫ, от, крышей, под, дождя,

спрятались

санках, с, дети, на, горы, катались

белый, Женя, в, нашёл, лесу, гриб

был, урок, у, нас, языка, русского

X-------------------------------------------------

2. Прочитайте вопрос. Из слов, данных в скобках, составь­те и запишите предложения так, чтобы они отвечали на пос­тавленные вопросы.

х----------------------------------

• Где бродит ворона? (бродит, по, ого­
роду, ворона, важно, большая)

• Что закружилось в воздухе? (закру­
жились, листья, в, воздухе, осенние)

• Когда и куда улетают птицы? (птицы,
осенью, на, юг, перелетные, улетают)


Приложение 1

3. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, со­ставьте предложения по схеме. Запишите предложения.

х------------------ :-----------------

1. Когда? ^^3=== ,
(листопад, начнётся, скоро)

2. ______________ какой? что?.

(наряд,дуб, осенний,надел)

3. Откуда? == какие?

(полетели, монетки, с, берёз, жёлтые)

X------------------ ■-------------------- :------------------------------------

1. Когда? _ какой?_______

(ночью, мороз, ударил, первый)

2._______ _____ куда? как?.

(падает, на, землю, хлопьями, снег)

3. Где?______________ чьи? что?.

(волчьи, заметили, на, снегу, ребята, следы)


Приложение 1

4. Из слов каждой отмеченной строчки составьте предложения. Озаглавьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием.

X-------------------------------------------------

• котёнку, прокусил, пес, ухо

• сделала, девочка, перевязку, котёнку

• похвалила, мама, Аню

• лизнул, котёнок, девочке, руку

и, за, нашей, огород, школой, сад

• много, в, ягод, саду

• грядках, огурцы, на, морковь, горох,
растут

• собирают, ученики, урожай, осенью,
хороший

X

• в, живут, лесу, звери, разные

• в, зайцы, густой, прячутся, траве

• рыжие, ищут, лисицы, добычу

• по, прыгают, белки, деревьям,
пушистые

• в, лесной, бродит, чаще, медведь


Приложение 1

Х-

• зима, уже, пришла, настоящая

• голым, мчится, по, холодный, ветер,
ветвям

• верхушки, он, деревьев, качает

• да, ели, только, сосны, зелёные

• жалобно, в, деревья, стонут, лесу
X

 

• перемену, во, выходят, на, двор, ученики

• наш, большой, двор, школьный

• остаются, классе, только, в, дежурные

• двери, они, и, открывают, окна

• чистом, классе, хорошо, работать, в

X------------ =----------- ^----------------------

• ее, черепаха, орла, летать, просила,
научить

• советовал, не, орёл,черепахе

• просить, продолжала, она, его

 

• орёл, поднял, черепаху, вверх, и,
бросил, тогда

• разбилась, упала, камни, черепаха,
на, и


Приложение 1

у, спрятано, сороки, хорошо, гнездо

• вить, кустарнике, сороке, в, нравится,
гнездо, густом

• птичкам, бед, маленьким, от, много,
сороки

• очень, к, трудно, подойти, сороке

• хорошее, у, глаза, чутьё, зоркие,
сороки, и

х-

• на, Иринка, ухаживала, летом, за,
даче, цветами

• срезала, огромный, утром, она, бу­
кет, цветов, душистых

• принесла, его, в, Ира, мамину, ком­
нату

• цветы, в, девочка, вазу, поставила

• как, эти, порадовали, цветы, маму,
свежие


• тёплое,лето, веселое,наступило

• листвой, давно, деревья, уже, одеты,
все

• деревьев, ласковое, освещает,
солнышко, верхушки

• птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в,
пение

• мёдом, и, поляне, земляникой, на,
пахнет

• в, хорошо, летом, лесу

к, весна, нам, воротилась

• небес, с, солнце, золотыми, льёт,
лучами

• камешкам, по, ручьи, весёлые,
зажурчали

• головку, одуванчик, жёлтую, поднял,
свою

• подснежники, в, расцвели, лесу


• аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили

• однажды, не, вернулись, они, в,
гнездо,своё

• ребята, жалобные, услышали, крики,
птенцов

• накормили, они, лягушками, их

• день, каждый, дети, ухаживали,
птенцами, за

X

• на, холодно, дворе

• покрыл, и, снег, землю, домов, крыши

• узорами, стёкла, разрисовал, белыми,
мороз

• снегу, воробьи, по, прыгают

• нахохлились, холода, от, они

• крошки, прыгают, подбирают,
воробьи

• птицам, и, голодно, холодно, зимой


• хороший, на, выдался, редкость, день

• за, отправились, город, мы

• дал, старый, нам, дед, лодку

• берег, переехали, мы, другой, на, реки

• незабудки, там, крупные, росли

• забрались, душистый, сена, ребята,
на,стог

• спустились, Алла, в, Римма, овраг, и

X----------------------------- :------------------------------

•два, землянику, собирали, мальчика

• огромный, сверху, орёл, спустился,
вдруг

• он, схватил, мальчика, когтями, острыми

• поднялся, воздух, в, хищник

• мальчик, не, растерялся

• орла, горло, он, крепко, сжал

• орёл, упал, на, мальчиком, с, землю

• бросился, товарищ, мальчику, на,
помощь

• домой, мальчики, связали, орла,
принесли,и


К ЗАНЯТИЮ 5

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ

В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

X-------------------------------------------------

Карась

Карась обычно живёт в прудах. Зе­леная тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.

карась, в, тина, зарываться, день он, ночь, пробираться, к, берег карась, камыш, молодой, там, пробовать

X----------------- :--------------------------------------:---------

1. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, со­ставьте предложения по схеме. Запишите предложения.

X-------------------------------------------------

1. _______ ===== куда?.

(улететь, птица, юг, на)

2. Откуда? ===_____ какой? что?.

(листок, с, берёза, ветер, сорвать, последний)

3. Какой?_____ = какой? что?.

(наряд, дуб, могучий, сбросить, осен­ний)


1. Где? как? _____ какие?______.

(робко, звёздочка, первый, на, небо, засветиться)

2. Какой?______ _____ где?.

(туман, подниматься, густой, над, река)

X-------------:-----------------------------:----------------------- '■--------------------:—

2. Прочитайте вопросы. Из слов, данных в скобках, со­ставьте и напишите ответы на вопросы.

Продолжите устно рассказ так, чтобы в конце его можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся».

X-----------------------------------:------------

1. [де жили грачи?

(в, берёзовый, грач, роща, жить)

2. Кто однажды забрался в рощу?
(забраться, в, однажды, роща, кот)

3. Что он сделал?

(к, ползти, он, дерево, и, на, гнездо, залезть)

4. Кто заметил рыжего разбойника?
(заметить, грач, рыжий, старый, раз­
бойник)


3. Из слов каждой строчки составьте предложения. Оза­главьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием.

х-----------------------------------

• дети, по, гулять, лес

• Жучка, залаять, найти, и, ёж

• мальчик, собака, отогнать

• убежать, в, ёжик, куст

X---------------------------------------

• ночь, мороз, ударить, первый

• падать, на, земля, хлопья, снег

• заметить, на, снег, ребята, след

X--------- :---------------------------------------------------------------

• школа, на, стоять, гора

• там, ребята, учиться, из, наш, деревня

• на, чтение, урок, мы, сказка, читать

Х-----------------------------------------------

• пчела, мёд, собирать, лето

• работать, труженица, маленький, много

• хоботок, нектар, тянуть, длинный,
пчела,из, цветок.


• север, резкий, с, дуть, ветер

• дерево, лист, жёлтый, с, падать

• частый, дождь, моросить

• небо, грустный, крик, раздаваться,
в, журавль

• иней, дерево, утро, на, появляться

X-------------:----------------------------------------- ■--------

• в, жить, лето, деревня, Саша

• ребята, ходить, за, часто, в, гриб, лес

• дети, много, в, гриб, находить, лес

X------------- :-------- ■-------------------------------------------

• в, новый, построить, школа, деревня

• около, посадить, школа, ученик,
дерево, куст, и

• большой, у, цветник, вход, школа,
разбить


• чудесный, наступить, утро

• весенний, дуть, ветерок, тёплый

• журчать, в, овраг, чистый, ручеёк

• насекомые, гоняться, за, ласточка

• песенка, жаворонок, звонкий,
раздаваться

• подниматься, солнышко, небо,
яркий, в

;<■

• солнечный, быть, денёк, тёплый

• роща, ребятишки, в, пойти, берёзовый

• искать, девочка, щавель

• ёжик, куст, в, найти, мальчик

• лес, ребята, бродить, долго, в

• вечер, домой, поздно, возвращаться,
они


• гроза, сильный, начаться

• дым, все, небо, затянуть

• лягушка, и, замолчать, птица

• лес, прокатиться, первый, через,
гром

• дерево, заскрипеть, старый

• треск, раздаться, страшный

• хлынуть, за, капля, ливень, дождь,
первый


К ЗАНЯТИЮ 6.

(ОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

Ворона

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и чёрные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

X--------- г------- :------ =---------------- :--------------------------------

Коллективная работа

Зима. Подмосковное озеро. У лу­нок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем по­жаловали? Вот два рыбака оставили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила клювом леску и по­тащила ее. А вторая поддела клювом рыбёшку и выбросила её на лёд. Вот и обед готов.


К ЗАНЯТИЮ 7.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ — КРАТКИХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

X

В цирке

Владимир Андреевич Никитин вы­ступает в цирке с медведями. Медве­ди Малыш и Богатырь любят молоко.

Ольга Романовна Елисеева лечит животных. Сын Ольги Романовны Коля помогает маме. Его любят со­бачки Булька и Хвостик. Но самый лучший его друг — обезьянка Зузя.


К ЗАНЯТИЮ 10.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ.

Карточка 1 (к занятию) (разрезать на предложения, положить в конверт «Гроза»).

X------------------------------------:-----------

Загремел гром

X

.
................................................................. ■

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...