Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста
• Знакомство с текстом (Текст записан на доске.) ЗАЙКА По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Коля лечить стал зайку. — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.) • Анализ текста — Докажите, что это текст. — Определите тему текста. (Текст о зайке.) — Определите основную мысль текста. (Как Коля помог — Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока — Как строится текст-повествование? Назовите части тек — Выделены ли в тексте части? — Запишите заголовок. (Зайка.) (Запись заголовка текста • Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые сред (!Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.) Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ. — Подумайте: Vсоответствует ли содержание текста заглавию; Vправильно ли построены предложения; V удачно ли выбраны слова для выражения главной \ является ли текст законченным. 15-16 занятие
Возможные ответы детей: • Содержание соответствует заглавию, так как в тексте го • Предложения построены неправильно: нарушена очеред По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу. Он увидел под кустом зайку. — Под кустом он увидел зайку. Коля лечить стал зайку. — Коля стал зайку лечить. • Повторение слов. (Коля, зайка.) — Выделите начало рассказа. Прочитайте первую часть.
— Прочитайте предложения, в которых сообщается о том, — Как вы думаете, не допущена ли здесь речевая ошибка? — Отредактируйте предложение. (У зайки была сломана — Ясно ли из текста, как мальчик отнесся к зайке, оказав — Какое предложение следует вставить, чтобы читателям — Найдите в тексте два соседних предложения, которые — Какое предложение получится. (Мальчик пожалел зай — Каким по счету должно быть это предложение? (Пятым — Прочитайте вторую часть отредактированного текста. — Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющие — Подберите слова-замены для повторяющихся слов. — Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учени
ЗАЙКА Гулял Коля по лесу. Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнес его домой. ' Коля стал лечить зверька. • Запись отредактированного текста. Обобщение — Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую — Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индиви Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени-, * ка.) Учитель-логопед анализирует, редактирует. • Работа над концовкой текста. Обобщение | — Прочитайте последнее предложение. Является ли этот '' — Предложите конец истории. (Анализ, устное редактиро Возможные варианты ответов детей: 1 • Когда зайка поправился, мальчик отпустил его в лес. |
• Заинька быстро поправился. Мальчик отпустил его в лес. 1
— Как обозначить конец действия, итог рассказа? (Запись — Запишите в тетрадь. (Индивидуальная помощь учителя- — Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 учени — Прочитайте первоначальный текст на доске. — Прочитайте отредактированный текст в тетради. — Сравните варианты текста. Какой нравится больше? Итог занятия — Что значит редактировать текст? (Материал для закрепления по теме: «Редактирование текста» дан в приложении 2.) Приложение 1 Раздел «Предложение к занятию 4 СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ В ПРАВИЛЬНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ 1. Из слов каждой строчки составьте предложения. Подчеркнутые слова должны быть первыми. Запишите предложения. х---------------------------------- грызли, прово рные, орехи, белки копал, Се рёжа, лопатой, землю интересную, мы, книгу, читали собирать, помогали, урожай, дети
сосну, на, Петя, прибил, кормушку дождь, холодный, в, стучит, окно мёд, медведь, сладкий, любит, очень пе релетные, улетели, на, птицы, юг X------------------------------------------------- в, работали, летом, саду, школьники над, зелёные, склонились, рекой, ивы классе, Таня, в, первом, учится в, шмели, жужжат, мохнатые, траве X----- ~------------------------------------- ~~~
X- мчался, полю, по, заяц, ровному контрольная, у, вчера, была, нас устроили, каток, дворе, ребята, во я, катаюсь, на, коньках, зимой X--------------------------------------------- МЫ, от, крышей, под, дождя, спрятались санках, с, дети, на, горы, катались белый, Женя, в, нашёл, лесу, гриб был, урок, у, нас, языка, русского X------------------------------------------------- 2. Прочитайте вопрос. Из слов, данных в скобках, составьте и запишите предложения так, чтобы они отвечали на поставленные вопросы. х---------------------------------- • Где бродит ворона? (бродит, по, ого • Что закружилось в воздухе? (закру • Когда и куда улетают птицы? (птицы,
х------------------ :----------------- — 1. Когда? ^^3=== , 2. ______________ какой? что?. (наряд,дуб, осенний,надел) 3. Откуда? == какие? (полетели, монетки, с, берёз, жёлтые) X------------------ ■-------------------- :------------------------------------ 1. Когда? _ какой?_______ (ночью, мороз, ударил, первый) 2._______ _____ куда? как?. (падает, на, землю, хлопьями, снег) 3. Где?______________ чьи? что?. (волчьи, заметили, на, снегу, ребята, следы)
X------------------------------------------------- • котёнку, прокусил, пес, ухо • сделала, девочка, перевязку, котёнку • похвалила, мама, Аню • лизнул, котёнок, девочке, руку • • много, в, ягод, саду • грядках, огурцы, на, морковь, горох, • собирают, ученики, урожай, осенью, X • в, живут, лесу, звери, разные • в, зайцы, густой, прячутся, траве • рыжие, ищут, лисицы, добычу • по, прыгают, белки, деревьям, • в, лесной, бродит, чаще, медведь
Х- • зима, уже, пришла, настоящая • голым, мчится, по, холодный, ветер, • верхушки, он, деревьев, качает • да, ели, только, сосны, зелёные • жалобно, в, деревья, стонут, лесу
• перемену, во, выходят, на, двор, ученики • наш, большой, двор, школьный • остаются, классе, только, в, дежурные • двери, они, и, открывают, окна • чистом, классе, хорошо, работать, в X------------ =----------- ^---------------------- • ее, черепаха, орла, летать, просила, • советовал, не, орёл,черепахе • просить, продолжала, она, его
• орёл, поднял, черепаху, вверх, и, • разбилась, упала, камни, черепаха,
• • вить, кустарнике, сороке, в, нравится, • птичкам, бед, маленьким, от, много, • очень, к, трудно, подойти, сороке • хорошее, у, глаза, чутьё, зоркие, х- • на, Иринка, ухаживала, летом, за, • срезала, огромный, утром, она, бу
• принесла, его, в, Ира, мамину, ком • цветы, в, девочка, вазу, поставила • как, эти, порадовали, цветы, маму, • тёплое,лето, веселое,наступило • листвой, давно, деревья, уже, одеты, • деревьев, ласковое, освещает, • птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в, • мёдом, и, поляне, земляникой, на, • в, хорошо, летом, лесу • • небес, с, солнце, золотыми, льёт, • камешкам, по, ручьи, весёлые, • головку, одуванчик, жёлтую, поднял, • подснежники, в, расцвели, лесу • аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили • однажды, не, вернулись, они, в, • ребята, жалобные, услышали, крики, • накормили, они, лягушками, их • день, каждый, дети, ухаживали, X • на, холодно, дворе • покрыл, и, снег, землю, домов, крыши • узорами, стёкла, разрисовал, белыми, • снегу, воробьи, по, прыгают • нахохлились, холода, от, они • крошки, прыгают, подбирают, • птицам, и, голодно, холодно, зимой • хороший, на, выдался, редкость, день • за, отправились, город, мы • дал, старый, нам, дед, лодку • берег, переехали, мы, другой, на, реки • незабудки, там, крупные, росли • забрались, душистый, сена, ребята, • спустились, Алла, в, Римма, овраг, и X----------------------------- :------------------------------ •два, землянику, собирали, мальчика • огромный, сверху, орёл, спустился, • он, схватил, мальчика, когтями, острыми • поднялся, воздух, в, хищник • мальчик, не, растерялся • орла, горло, он, крепко, сжал • орёл, упал, на, мальчиком, с, землю • бросился, товарищ, мальчику, на, • домой, мальчики, связали, орла, К ЗАНЯТИЮ 5 СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ, ДАННЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. X------------------------------------------------- Карась Карась обычно живёт в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки. карась, в, тина, зарываться, день он, ночь, пробираться, к, берег карась, камыш, молодой, там, пробовать X----------------- :--------------------------------------:--------- 1. Рассмотрите схемы. Из слов, данных в скобках, составьте предложения по схеме. Запишите предложения. X------------------------------------------------- 1. _______ ===== куда?. (улететь, птица, юг, на) 2. Откуда? ===_____ какой? что?. (листок, с, берёза, ветер, сорвать, последний) 3. Какой?_____ = какой? что?. (наряд, дуб, могучий, сбросить, осенний) 1. Где? как? _____ какие?______. (робко, звёздочка, первый, на, небо, засветиться) 2. Какой?______ _____ где?. (туман, подниматься, густой, над, река) X-------------:-----------------------------:----------------------- '■--------------------:—
2. Прочитайте вопросы. Из слов, данных в скобках, составьте и напишите ответы на вопросы. Продолжите устно рассказ так, чтобы в конце его можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся». X-----------------------------------:------------ 1. [де жили грачи? (в, берёзовый, грач, роща, жить) 2. Кто однажды забрался в рощу? 3. Что он сделал? (к, ползти, он, дерево, и, на, гнездо, залезть) 4. Кто заметил рыжего разбойника? 3. Из слов каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте полученный текст и запишите его вместе с заглавием. х----------------------------------- • дети, по, гулять, лес • Жучка, залаять, найти, и, ёж • мальчик, собака, отогнать • убежать, в, ёжик, куст X--------------------------------------- • ночь, мороз, ударить, первый • падать, на, земля, хлопья, снег • заметить, на, снег, ребята, след X--------- :--------------------------------------------------------------- • школа, на, стоять, гора • там, ребята, учиться, из, наш, деревня • на, чтение, урок, мы, сказка, читать Х----------------------------------------------- • пчела, мёд, собирать, лето • работать, труженица, маленький, много • хоботок, нектар, тянуть, длинный, • север, резкий, с, дуть, ветер • дерево, лист, жёлтый, с, падать • частый, дождь, моросить • небо, грустный, крик, раздаваться, • иней, дерево, утро, на, появляться X-------------:----------------------------------------- ■-------- • в, жить, лето, деревня, Саша • ребята, ходить, за, часто, в, гриб, лес • дети, много, в, гриб, находить, лес X------------- :-------- ■------------------------------------------- • в, новый, построить, школа, деревня • около, посадить, школа, ученик, • большой, у, цветник, вход, школа, • чудесный, наступить, утро • весенний, дуть, ветерок, тёплый • журчать, в, овраг, чистый, ручеёк • насекомые, гоняться, за, ласточка • песенка, жаворонок, звонкий, • подниматься, солнышко, небо, ;<■ • солнечный, быть, денёк, тёплый • роща, ребятишки, в, пойти, берёзовый • искать, девочка, щавель • ёжик, куст, в, найти, мальчик • лес, ребята, бродить, долго, в • вечер, домой, поздно, возвращаться, • гроза, сильный, начаться • дым, все, небо, затянуть • лягушка, и, замолчать, птица • лес, прокатиться, первый, через, • дерево, заскрипеть, старый • треск, раздаться, страшный • хлынуть, за, капля, ливень, дождь, К ЗАНЯТИЮ 6. (ОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и чёрные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов. X--------- г------- :------ =---------------- :-------------------------------- Коллективная работа Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оставили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила клювом леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбёшку и выбросила её на лёд. Вот и обед готов. К ЗАНЯТИЮ 7. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ — КРАТКИХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ. X В цирке Владимир Андреевич Никитин выступает в цирке с медведями. Медведи Малыш и Богатырь любят молоко. Ольга Романовна Елисеева лечит животных. Сын Ольги Романовны Коля помогает маме. Его любят собачки Булька и Хвостик. Но самый лучший его друг — обезьянка Зузя. К ЗАНЯТИЮ 10. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Карточка 1 (к занятию) (разрезать на предложения, положить в конверт «Гроза»). X------------------------------------:----------- Загремел гром
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|