Тёмные тучи заволокли небо
пошёл сильный дождь X блеснула молния X------------ : Карточка 2 (к занятию). х тёплый, день, летний, был гуляли, на, дети, лугу затянула, вдруг, туча, небо, большая сильный, дождь, полил быстро, ребятишки, домой, помча лись СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ. х---------------- ■■---------------------------------------------------------------- X - - - прощайте, льдинки, до будущего года! лёд на реке тронулся. весело смотреть, как плывут, шумят большие льдины. X----------------------------------------- :---------- все дороги на село ни проехать, ни пройти. X белым снегом замело. X все дороги, все пути. и ручьи по оврагам шумят. <^................................................. полюбуйтесь, весна наступает, V &**< в ярком золоте день утопает, журавли караваном летят, Х------------------------ ■■ раз пошли ребята в лес. <\^___________________________ за ними побежал щенок. щенок увидел ежа и залаял. X ёж фыркнул и растопырил иголки. щенок испугался и убежал. дедушка с внучкой ходили по лесу. Х-- в лесу было хорошо. звонко пели лесные птицы. внучка собирала ягоды и угощала деда. ягоды были вкусные и душистые. X---------------------------------------------- травка зеленеет. ........-_............... солнышко блестит. X ласточка с весною в сени к нам летит V с нею солнце краше и весна милей прощебечь с дороги нам привет скорей! з зале стояла красивая пышная елка. -\а ветках дрожали разноцветные пампочки. вдруг заиграла музыка. К появились снегурочка и Дед мороз. начался весёлый праздник. X------------------------------------------------- X пришла морозная зима. X школьники сделали кормушки для птиц. они развесили кормушки на деревьях. каждый день ребята насыпали в кор мушки корм. голодные птицы клевали корм.
мальчик не испугался и открыл ворота. вдруг в тишине раздалось мычание коров. рано утром Толя пошёл ловить рыбу, смелый школьник спас всех коров. <тЧ. " " " " " - - - - горела уже крыша сарая. Толя не растерялся и побежал к коровнику. X вдруг она услышала стон. девочки собирали землянику для гос питаля. Ася зашла в чащу. была война. X лётчик был спасён. в кустах лежал раненый лётчик. X Ася бегом помчалась в госпиталь. X------------------------- >---------------- недалеко от ручья паслись телята X опасный враг убежал. X резкий свист напугал волка. вдруг из леса выбежал волк. телёнку угрожала опасность. X один телёнок подошёл к ручью. у пастуха сильно забилось сердце. он громко свистнул. X------------:------------------ Алёша и Витя шли по лесу, вдруг они увидели дым. 3^ дым шёл от костра. 3^" подбежали мальчики к костру. разгребли его.
- показались языки пламени. V" - ----... -............... Алёша и Витя забросали костёр землёй так спасали они лес от пожара. был жаркий летний день. 3*< вдруг налетела гроза. йгч................................. -.................. померкло солнце, подул ветер, сверкнула молния. раздались раскаты грома. X пошёл сильный дождь. но вот пронеслась грозовая туча. опять ярко засияло солнышко. УС звонко запели птицы. К ЗАНЯТИЮ 11. 1. Карточка к занятию. X---------- !----------------------------------- :--------------- Радуются лету лесные жители чистыми голосами поют соловьи стрекочут кузнечики весело жужжат шмели урчат и квакают лягушки. X------------;----------------------------------- 2. Лист для выразительного чтения к занятию. X------------------------- :------------------------------------ В тихой речке. В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала: — Здравствуй! — Здравствуй! — Как дела? — На рыбалке я была. — Где же твой рыбак? Попался? — Нет, ушёл, хитрец! Сорвался! (Е Чеповецкий) — Что случилось? Что за крик? — Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку — Помогите человеку. (С. Михалков. «Дядя Степа») — Ах, что вы, сестрицы! Вы смеё — Что правда, то правда. Вот была {Ш. Перро. «Золушка») X------------------------------- =-----------;---; Переполох. — Кража! — Вы украли? — Кража! — Мы не брали. — Кража! — Брали! — Что украли? Это я грачиный крик — Два пера. Перевёл на наш язык. — Безобразие сутра............................. (А.Шибаев) Прочитайте текст. Определите границы предложений в тексте. Спишите, обозначая начало и конец каждого предложения. X----------:------------------------------------- На стволе дерева уселся дятел он звонко долбит сухое дерево далеко слышен в лесу его стук (По И. Соколову-Микитову) X——:-------------------------------------------------------------------- Быстро наступает вечер в глухом лесу тёмные тени лежат под деревьями неподвижно высятся старые сосны чернеют густые разлапистые ели {И. Соколов-Ми китов) Щенок был пушистый и маленький за это его назвали Клубком всю зиму щенок провёл в доме он научился лапами гонять мяч и прятать под кровать варежки X------------------ :---------:----------------------------:------ Дождь Давно не было дождей вдруг налетела туча крупные капли дождя застучали по крыше все рады дождю ожили луга и поля На катке Сильный холод сковал пруд снег покрыл весь берег Катя взяла коньки и побежала на каток она встала на лед девочка сделала первый шаг и покатилась X------------------------------------------------- ' Красное лето На реке раскрылись жёлтые кувшинки буйно цветет над водой водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят летают над водою стрекозы хорошо бегать по душистому лугу (И. Соколов- Ми китов) X------------------ :------------------------------------------------ Вот и пролетело лето дети снова пришли в родную школу они выросли и повзрослели сколько нового и интересного ждут их в новом учебном году здравствуй, школа инежные узоры За ночь сильно похолодало утро настало морозное, ясное на окнах появились удивительные узоры сверкает в лучах солнца длинная ветвь она похожа на листья папоротника как красивы снежные узоры
(М. Гумилевская.) X------------------------------------------------- Прошла золотая осень выпал снег пришла холодная вьюжная зима в лесу деревья одели белую зимнюю одежду ели и сосны стоят зелёные на белом сугробе оставил след заяц X------------------------------------------------- Наступила глубокая осень улетели в далёкие страны крикливые журавли залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи заснули колючие ежи спрятались в глубокие норы змеи стало совсем скучно в лесу (По И. Соколову-Микитову.) Ранней весной родились маленькие зайчата крепко прижались они друг к дружке хорошо спрятались робкие зайчишки в сухой прошлогодней траве здесь не найдет их хитрая лисица терпеливо ждут зайчата мать прибежит зайчиха и покормит голодных зайчат {По И. Соколову-Микитову.) X- Осень Быстро летело время уже пожелтели берёзки вода в реке потемнела холодный ветер обрывал листья и уносил их небо покрылось тёмными облаками часто моросил дождь каждый день неслись на юг перелётные птицы (ПоЛ. Мамину-Сибиояку.) Зима в лесу Голый и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку (И. Соколов-Микитов.) X- Обвал Белка спала в гнезде на ветке ели вдруг тяжелый ком снега обрушился на крышу гнезда белка выскочила ее бельчата остались в гнезде белка принялась раскапывать снег он только придавил крышу гнездо осталось цело бельчата даже не проснулись (По В. Бианки.) Весна На пригорках чернеет земля оттаяла дорога побежали весенние ручьи снег уже сошел только в оврагах белеют снежные полоски лёд на реке потрескался и почернел грачи прилетели на старые грачовники дети готовят скворечники Х- Грачи прилетели В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают
(По В. Бианки) Телеграмма из лесу Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег показалась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пошла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку (По В. Бианки.) X------------------- ■------------ ■--------------------;-------------------------------------------- На лугу Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пестрый ковер много здесь разных трав и цветов вот дикий овес золотится на солнце из земли выглядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порхают над цветами резвые бабочки {М.Пришвин.) К ЗАНЯТИЮ 14. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРОПУЩЕННЫМИ СЛОВАМИ. X----------------------------------------:----- Лесные малыши Лето — время лесных малышей, гнёзд вылетают птицы. О зверей растет смена. Медвежата послушно следуют О матерью. Лисята играют О норы. Бельчонок совершает О сосны первый прыжок. О сумерках в ыходят О охоту ежата. (По Н. Надеждиной) X------------ :----------------------------------------------------------- Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал, И я гостей к себе.............. (пригласил, позвал). Купил муку, купил творог, Но что-то гости............. (не приходят, не идут). Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек......... (съел, отрезал, откусил). Потом подвинул стул и сел То даже крошек........... (не увидели, не нашли). (Д. Хармс) X------------------------------------------------- Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук... МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ. Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ. X- Осень наступила, Высохли И глядят уныло Голые {Плещеев) X------- :----------------------------------:------------------- Осень Пришла осень. По серому небу С деревьев слетают_______ листья. Цветы_______. Замёрзли ночью____ ________. Грачи, журавли________ на юг. Они прощаются с______ местами. X—--------------------------------------------- Я раскрываю почки, В зелёные _. Деревья одеваю, Весна Ярко светит весеннее_______. На
деревьях распускаются______ лис Ребята_______ играют на удице. X------------- :-------------------------------------------------------- Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю В лёд реки убираю, Белю поля,______, Зовут меня______. X------------------------------------------------- Зима Скоро наступит _____. Замелька одеялом укроют они_______ землю. Метели_________ лесные тропинки. А детям радости! Будут лепить____ ___ снеговиков, строить крепости из Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор. Отредактируйте и запишите предложения. х- В (сырой, мокрый) климат многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. Пассажиры приехали в Москву на (скрытый, стремительный) поезде. Бойцы бросились к (скорая, стремительная) атаку. Секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь. X- В полдень (приблизилась, надвинулась) чёрная туча. Началась гроза. (Пошёл, полил, хлынул) дождь. Я (надел, одел) калоши и взял зонт. Дорогой (открыл, раскрыл) его. Скоро дождь (перестал, кончился). Стояло (горячее, жаркое) лето. Мы искупались в речке и лежали на (горячем, жарком) песке. Домой пробирались по (влажной, мокрой) траве. Одежда на нас стала (влажной, мокрой). х- Даже в самый (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь, что он прохладный. Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут... (великую, большую, огромную, громадную) площадь. (Ю.Дмитриев) Сказка про одуванчики {Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно тёплым дождем и пошло {шагать, гулять) по синему небу. {Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. {Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. {Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие жёлтые огоньки — одуванчики. Зима {пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. {Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. {Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. {Закрыла, запорошила) она снегом весёлые огоньки и {ушла, убежала, скрылась) на север. Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье {ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. {По Н. Толмачевой) Встреча на дороге С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежала, выскочил) лисенок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой. Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки -—. в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча! (По И. Васильеву) К ЗАНЯТИЮ 7. X------- :-------:-------------------------- Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке. Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел. Тетёрка отводит врага По поляне бежал зверёк, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорёк. Вдруг хорёк заметил тетёрку. Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро. Тетёрка тоже увидала врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорёк бросился за нею. Вот он её схватит. Но тетёрка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетёрка взлетела и легко понеслась над кустами и выше. Хорёк злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу. {По Г. Скребицкому) Мать-и-мачеха — первые весенние цветы. Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и тёплые. Мать-и-мачеха — прекрасный цветок. X------------------------------------------------- К ЗАНЯТИЮ 11-12. X--------------------------------- —------------ С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всём мире домов из кирпича. К ЗАНЯТИЮ 13. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА С ОБОЗНАЧЕННЫМИ ЧАСТЯМИ. х- ТЕКСТ № 1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Мне очень понравилось выступление дрессированных хищников! Х- ТЕКСТ №2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зелёным огнём. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки. Тигр — очень красивое животное. ТЕКСТ № 3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Дрессировщики берут в цирк ещё совсем маленьких тигрят для того, чтобы животное привыкло к человеку, его заботе и требованиям. Некоторые тигрята рождаются и растут в цирке. Поэтому, наверное, тигры и слушаются укротителей. Тигр хоть и слушается дрессировщика, но, всё равно, он опасный зверь. Лист-памятка. ТИПЫ ТЕКСТОВ
КУЛЬМИНАЦИЯ — точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-нибудь. К ЗАНЯТИЮ 14. х- ТЕКСТ№1. ДРУГ ДЕТСТВА Вите было шесть лет. Он решил стать боксёром. На чём же ему отрабатывать силу удара? Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить. А мишка поднял лапы и ждёт. Один глаз у него жёлтый, а другой — белый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки. Витя решил: я никогда не буду боксёром! ГЕКСТ№2. ЖИВЫЕ УДОЧКИ Обитатели в море встречаются удивительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы. Это хищная рыба-удильщик. Живёт эта рыба в глубинах морей и ловится редко. ТЕКСТ N9 3. ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТАК НРАВИТСЯ ЛЁН Много лет люди шьют одежду изо льна. Почему же так нравится нам эта ткань? Во-первых, лён легко вырастить на своих полях. Это неприхотливое растение. Во-вторых, волокна льна прочны и удобны в обработке. Из льняных ниток получается прочная ткань.Кроме того, в зной в одежде изо льна не жарко, а в стужу — не холодно. Поэтому во всём мире люди с такой любовью относятся к этому растению. К ЗАНЯТИЯМ 15-16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|