Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тёмные тучи заволокли небо




пошёл сильный дождь

X блеснула молния

X------------ :

Карточка 2 (к занятию).

х

тёплый, день, летний, был гуляли, на, дети, лугу затянула, вдруг, туча, небо, большая сильный, дождь, полил быстро, ребятишки, домой, помча лись


СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ.

х---------------- ■■----------------------------------------------------------------

X - - -

прощайте, льдинки, до будущего года!

лёд на реке тронулся.

весело смотреть, как плывут, шумят большие льдины.

X----------------------------------------- :----------

все дороги на село

ни проехать, ни пройти.

X

белым снегом замело.

X

все дороги, все пути.


и ручьи по оврагам шумят.

<^.................................................

полюбуйтесь, весна наступает,

V

&**<

в ярком золоте день утопает,

журавли караваном летят,

Х------------------------ ■■

раз пошли ребята в лес.

<\^___________________________

за ними побежал щенок.

щенок увидел ежа и залаял.

X

ёж фыркнул и растопырил иголки.

щенок испугался и убежал.


дедушка с внучкой ходили по лесу.

Х--

в лесу было хорошо.

звонко пели лесные птицы.

внучка собирала ягоды и угощала деда.

ягоды были вкусные и душистые.

X----------------------------------------------

травка зеленеет.

........-_...............

солнышко блестит.

X

ласточка с весною в сени к нам летит

V

с нею солнце краше и весна милей

прощебечь с дороги нам привет скорей!


з зале стояла красивая пышная елка.

-\а ветках дрожали разноцветные пампочки.

вдруг заиграла музыка.

К

появились снегурочка и Дед мороз.

начался весёлый праздник.

X-------------------------------------------------

X

пришла морозная зима.

X

школьники сделали кормушки для птиц.

они развесили кормушки на деревьях.

каждый день ребята насыпали в кор мушки корм.

голодные птицы клевали корм.


мальчик не испугался и открыл ворота.

вдруг в тишине раздалось мычание коров.

рано утром Толя пошёл ловить рыбу, смелый школьник спас всех коров.

<тЧ. " " " " " - - - -

горела уже крыша сарая.

Толя не растерялся и побежал к коровнику.

X

вдруг она услышала стон.

девочки собирали землянику для гос питаля.

Ася зашла в чащу.


была война.

X

лётчик был спасён.

в кустах лежал раненый лётчик.

X

Ася бегом помчалась в госпиталь.

X------------------------- >----------------

недалеко от ручья паслись телята

X

опасный враг убежал.

X

резкий свист напугал волка.

вдруг из леса выбежал волк.

телёнку угрожала опасность.

X

один телёнок подошёл к ручью.


у пастуха сильно забилось сердце.

он громко свистнул.

X------------:------------------

Алёша и Витя шли по лесу, вдруг они увидели дым.

3^

дым шёл от костра.

3^"

подбежали мальчики к костру.

разгребли его.

Х

-

показались языки пламени.

V" - ----... -...............

Алёша и Витя забросали костёр землёй

так спасали они лес от пожара.


был жаркий летний день.

3*<

вдруг налетела гроза.

йгч................................. -..................

померкло солнце, подул ветер, сверкнула молния.

раздались раскаты грома.

X

пошёл сильный дождь.

но вот пронеслась грозовая туча.

опять ярко засияло солнышко.

УС

звонко запели птицы.


К ЗАНЯТИЮ 11.

1. Карточка к занятию.

X---------- !----------------------------------- :---------------

Радуются лету лесные жители чис­тыми голосами поют соловьи стреко­чут кузнечики весело жужжат шмели урчат и квакают лягушки.

X------------;-----------------------------------

2. Лист для выразительного чтения к занятию.

X------------------------- :------------------------------------

В тихой речке.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

— Здравствуй!

— Здравствуй!

— Как дела?

— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.

— Где же твой рыбак? Попался?

— Нет, ушёл, хитрец! Сорвался!

Чеповецкий)


— Что случилось? Что за крик?

— Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку — Помогите человеку.

(С. Михалков. «Дядя Степа»)
X------------------------------ =-----------------

— Ах, что вы, сестрицы! Вы смеё­
тесь надо мной. Разве меня пустят во
дворец в этом платье?

— Что правда, то правда. Вот была
бы умора, если бы такая замарашка
явилась на бал.

{Ш. Перро. «Золушка»)

X------------------------------- =-----------;---;

Переполох.

— Кража! — Вы украли?

— Кража! — Мы не брали.

— Кража! — Брали!
Грабят, — Брали!
Братцы. — Крали!
Где же стража? —Крали!

— Что украли? Это я грачиный крик

— Два пера. Перевёл на наш язык.

— Безобразие

сутра............................. (А.Шибаев)


Прочитайте текст. Определите границы предложений в текс­те. Спишите, обозначая начало и конец каждого предложения.

X----------:-------------------------------------

На стволе дерева уселся дятел он звонко долбит сухое дерево далеко слышен в лесу его стук

(По И. Соколову-Микитову)

X——:--------------------------------------------------------------------

Быстро наступает вечер в глухом лесу тёмные тени лежат под деревья­ми неподвижно высятся старые сосны чернеют густые разлапистые ели

{И. Соколов-Ми китов)
X-------------------------------------------------

Щенок был пушистый и маленький за это его назвали Клубком всю зиму щенок провёл в доме он научился ла­пами гонять мяч и прятать под кро­вать варежки

X------------------ :---------:----------------------------:------

Дождь

Давно не было дождей вдруг нале­тела туча крупные капли дождя засту­чали по крыше все рады дождю ожи­ли луга и поля


На катке

Сильный холод сковал пруд снег покрыл весь берег Катя взяла коньки и побежала на каток она встала на лед девочка сделала первый шаг и пока­тилась

X------------------------------------------------- '

Красное лето

На реке раскрылись жёлтые кувшин­ки буйно цветет над водой водяная кашка дикая утка вывела из осоки ма­леньких утят летают над водою стре­козы хорошо бегать по душистому лугу

(И. Соколов- Ми китов)

X------------------ :------------------------------------------------

Вот и пролетело лето дети снова при­шли в родную школу они выросли и повзрослели сколько нового и инте­ресного ждут их в новом учебном году здравствуй, школа


инежные узоры

За ночь сильно похолодало утро на­стало морозное, ясное на окнах поя­вились удивительные узоры сверкает в лучах солнца длинная ветвь она по­хожа на листья папоротника как кра­сивы снежные узоры

(М. Гумилевская.)

X-------------------------------------------------

Прошла золотая осень выпал снег пришла холодная вьюжная зима в лесу деревья одели белую зимнюю одежду ели и сосны стоят зелёные на белом сугробе оставил след заяц

X-------------------------------------------------

Наступила глубокая осень улетели в далёкие страны крикливые журавли залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи заснули колючие ежи спря­тались в глубокие норы змеи стало совсем скучно в лесу

(По И. Соколову-Микитову.)


Ранней весной родились маленькие зайчата крепко прижались они друг к дружке хорошо спрятались робкие зайчишки в сухой прошлогодней тра­ве здесь не найдет их хитрая лисица терпеливо ждут зайчата мать при­бежит зайчиха и покормит голодных зайчат

{По И. Соколову-Микитову.)

X-

Осень

Быстро летело время уже пожел­тели берёзки вода в реке потемне­ла холодный ветер обрывал листья и уносил их небо покрылось тёмными облаками часто моросил дождь каж­дый день неслись на юг перелётные птицы

(ПоЛ. Мамину-Сибиояку.)


Зима в лесу

Голый и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку

(И. Соколов-Микитов.)

X-

Обвал

Белка спала в гнезде на ветке ели вдруг тяжелый ком снега обрушил­ся на крышу гнезда белка выскочила ее бельчата остались в гнезде белка принялась раскапывать снег он толь­ко придавил крышу гнездо осталось цело бельчата даже не проснулись

(По В. Бианки.)


Весна

На пригорках чернеет земля оттая­ла дорога побежали весенние ручьи снег уже сошел только в оврагах бе­леют снежные полоски лёд на реке потрескался и почернел грачи приле­тели на старые грачовники дети гото­вят скворечники

Х-

Грачи прилетели

В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километ­ров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают

(По В. Бианки)


Телеграмма из лесу Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег пока­залась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пош­ла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку

(По В. Бианки.)

X------------------- ■------------ ■--------------------;--------------------------------------------

На лугу

Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пестрый ковер много здесь разных трав и цветов вот дикий овес золотится на солнце из земли вы­глядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порха­ют над цветами резвые бабочки

{М.Пришвин.)


К ЗАНЯТИЮ 14.

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С ПРОПУЩЕННЫМИ СЛОВАМИ.

X----------------------------------------:-----

Лесные малыши

Лето — время лесных малышей, гнёзд вылетают птицы. О зверей растет смена. Медвежата послушно следуют О матерью. Лисята игра­ют О норы. Бельчонок совершает О сосны первый прыжок. О сумерках в ыходят О охоту ежата.

(По Н. Надеждиной)

X------------ :-----------------------------------------------------------

Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе.............. (пригласил,

позвал).

Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый............. {торт, пи­
рог, кекс).
Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости............. (не приходят,

не идут).


Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек......... (съел, отрезал,

откусил).

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту............. (про­
глотил, съел).
Когда же гости подошли,

То даже крошек........... (не увидели,

не нашли).

(Д. Хармс)

X-------------------------------------------------

Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в со­седнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёз­ку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) ис­пить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук...


МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.

X-

Осень наступила,

Высохли

И глядят уныло Голые

{Плещеев)

X------- :----------------------------------:-------------------

Осень

Пришла осень. По серому небу
_ чёрные тучи. Идут холодные _

С деревьев слетают_______ листья.

Цветы_______. Замёрзли ночью____

________. Грачи, журавли________ на юг.

Они прощаются с______ местами.

X—---------------------------------------------

Я раскрываю почки,

В зелёные _.

Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня______.


Весна

Ярко светит весеннее_______. На

деревьях распускаются______ лис­
точки. Уже_____ первый гром. Ве­
сенний _______ пахнет свежестью.

Ребята_______ играют на удице.

X------------- :--------------------------------------------------------

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю В лёд реки убираю,

Белю поля,______,

Зовут меня______.

X-------------------------------------------------

Зима

Скоро наступит _____. Замелька­
ют в воздухе первые_____. Теплым

одеялом укроют они_______ землю.

Метели_________ лесные тропинки.

А детям радости! Будут лепить____

___ снеговиков, строить крепости из


Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор. Отредактируйте и запишите предло­жения.

х-

В (сырой, мокрый) климат многие чувствуют себя плохо. В помеще­нии сделали (сырая, влажная) убор­ку. Пассажиры приехали в Москву на (скрытый, стремительный) поезде. Бойцы бросились к (скорая, стреми­тельная) атаку. Секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духов­ке жарился (жирный, толстый) гусь.

X-

В полдень (приблизилась, надви­нулась) чёрная туча. Началась гро­за. (Пошёл, полил, хлынул) дождь. Я (надел, одел) калоши и взял зонт. До­рогой (открыл, раскрыл) его. Скоро дождь (перестал, кончился).


Стояло (горячее, жаркое) лето. Мы искупались в речке и лежали на (го­рячем, жарком) песке. Домой проби­рались по (влажной, мокрой) траве. Одежда на нас стала (влажной, мок­рой).

х-

Даже в самый (жаркий, горячий, жгу­чий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувству­ешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут... (великую, большую, огромную, гро­мадную) площадь.

(Ю.Дмитриев)


Сказка про одуванчики

{Встало, взошло, поднялось) ве­сеннее солнышко. Умылось оно тёп­лым дождем и пошло {шагать, гулять) по синему небу. {Взмахнуло, встрях­нуло) солнышко золотым рукавом. {Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. {Засветились, за­сверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие жёлтые огоньки — одуванчики.

Зима {пряталась, скрывалась, та­илась) в дремучем лесу. {Выглянула, посмотрела) она. В траве блесте­ли миллионы маленьких солнышек. {Разозлилась, разгневалась, рас­свирепела) зима. {Закрыла, запоро­шила) она снегом весёлые огоньки и {ушла, убежала, скрылась) на север.

Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье {ходят, гуляют, щего­ляют), а потом белую пушистую шуб­ку надевают.

{По Н. Толмачевой)


Встреча на дороге

С таким чудом я (встретился, стол­кнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежала, вы­скочил) лисенок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.

Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, по­дошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки -—. в чёрных чулочках. Он сел перед ма­шиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок вниматель­но слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашуме­ла) колонна машин. Зверёк (бросил­ся, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!

(По И. Васильеву)


К ЗАНЯТИЮ 7.

X------- :-------:--------------------------

Папа принёс домой птенца. Лена на­сыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.

Слетелись воробьи. Вдруг одна во­робьиха взяла в клюв крошку и под­летела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила на­кормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.

Когда птенец подрос, Лена откры­ла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.


Тетёрка отводит врага

По поляне бежал зверёк, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорёк.

Вдруг хорёк заметил тетёрку. Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.

Тетёрка тоже увидала врага. Она за­хлопала крыльями и побежала. Хорёк бросился за нею. Вот он её схватит. Но тетёрка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетёрка взле­тела и легко понеслась над кустами и выше.

Хорёк злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.

{По Г. Скребицкому)


Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.

Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и хо­лодные, а снизу — мягкие и тёплые.

Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.

X-------------------------------------------------

К ЗАНЯТИЮ 11-12.

X--------------------------------- —------------

С давних пор люди строят из кирпи­ча. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всём мире до­мов из кирпича.


К ЗАНЯТИЮ 13.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА С ОБОЗНАЧЕННЫМИ ЧАСТЯМИ.

х-

ТЕКСТ № 1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!

Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в кон­це дрессировщик положил всех тиг­ров в ряд и ходил по ним, как по сту­пенькам.

Мне очень понравилось выступле­ние дрессированных хищников!

Х-

ТЕКСТ №2.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные!

Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зелёным огнём. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые ос­трые клыки.

Тигр — очень красивое животное.


ТЕКСТ № 3.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слуша­ются дрессировщика?

Может быть, потому, что человек их не боится? Дрессировщики берут в цирк ещё совсем маленьких тигрят для того, чтобы животное привыкло к человеку, его заботе и требованиям. Некоторые тигрята рождаются и рас­тут в цирке. Поэтому, наверное, тиг­ры и слушаются укротителей.

Тигр хоть и слушается дрессировщи­ка, но, всё равно, он опасный зверь.


Лист-памятка. ТИПЫ ТЕКСТОВ

 

Типы Текст- Текст- Текст-
текстов повествование описание рассуждение
Содер- Сменяющие друг дру- Рассказ о признаках Объяснение событий, фактов,
жание га последовательные людей, животных, расте- явлении,причин
  события нии, предметов  
Тема 1. Начало. 1. Общий признак. 1. Тезис.
  2. Развитие. 2. Признак частей. 2.Доказательства:
  3. Кульминация 3. Оценка предмета. а) примеры;
  4. Итог.   б)объяснения
      3. Вывод.
Опорные ГЛАГОЛЫ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬ- Во-первых, во-вторых, так
слова   НЫЕ как, поэтому, потому что,
      итак.

КУЛЬМИНАЦИЯ — точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-нибудь.


К ЗАНЯТИЮ 14.

х-

ТЕКСТ№1.

ДРУГ ДЕТСТВА

Вите было шесть лет. Он решил стать боксёром. На чём же ему отра­батывать силу удара? Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Поса­дил его Витя на диван и приготовился бить.

А мишка поднял лапы и ждёт. Один глаз у него жёлтый, а другой — бе­лый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки. Витя решил: я ни­когда не буду боксёром!


ГЕКСТ№2.

ЖИВЫЕ УДОЧКИ

Обитатели в море встречаются уди­вительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажи­гает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёш­ки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы. Это хищная рыба-удильщик. Живёт эта рыба в глубинах морей и ловится редко.


ТЕКСТ N9 3.

ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТАК НРАВИТСЯ

ЛЁН

Много лет люди шьют одежду изо льна. Почему же так нравится нам эта ткань? Во-первых, лён легко вырас­тить на своих полях. Это неприхот­ливое растение. Во-вторых, волокна льна прочны и удобны в обработке. Из льняных ниток получается про­чная ткань.Кроме того, в зной в одеж­де изо льна не жарко, а в стужу — не холодно. Поэтому во всём мире люди с такой любовью относятся к этому растению.


К ЗАНЯТИЯМ 15-16.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...