Сферы и направления взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Не простым является ответ на вопрос, что представляют собой основные сферы (области) и направления взаимодействия. Но прежде чем постараться дать наиболее правильный, на наш взгляд, ответ на этот вопрос, напомним, что же является основной целью взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием[59]. Таким образом, деятельность органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Потребность во взаимодействии объективна.
Итак, область взаимодействия – это определенная группа вопросов, которая не пересекается с вопросами другой области. Она может граничить и граничит с вопросами других областей, но в основном эти вопросы не пересекаются.
Направления взаимодействия – это чаще всего функциональные вопросы, которые являются сквозными для всех областей. Например, совместное финансирование в области здравоохранения является, на наш взгляд, направлением взаимодействия в области здравоохранения. А.А. Васильев выделяет следующие направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления:
правовое регулирование деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением законодательства о нем;
принятие региональных программ развития местного самоуправления;
совершенствование разграничения компетенции между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
обеспечение финансовой основы местного самоуправления;
защита прав граждан на осуществление местного самоуправления[60].
Сфера взаимодействия охватывает как области взаимодействия, так и направления взаимодействия, которые объединяются по какому-либо признаку. Например, социальная сфера охватывает несколько вполне самостоятельных областей (здравоохранение, образование, культура, наука и т.д.) и все (или отдельные) направления взаимодействия.
Например финансирование социальной сферы, разработка и реализация программ развития социальной сферы являются направлениями взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в социальной сфере.
Конечно, можно найти много изъянов в таком подходе к понятийному определению областей, направлений и сфер взаимодействия, но главное здесь не в чистоте понятий. Приведем еще один пример. Н.Л. Пешин выделяет отдельные сферы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, такие как:
установление общих принципов организации местного самоуправления;
регулирование компетенции органов местного самоуправления;
делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления;
определение полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления;
осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления[61].
Существующее в нормативных правовых актах и в специальной литературе весьма произвольное употребление этих терминов, чаще всего в их синонимическом значении, не позволяют выявить закономерности и отличия нормативного правового регулирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в зависимости от области, направления или сферы взаимодействия.
Необходимость такой аргументации становится вполне очевидной, когда возникает необходимость соотнести между собой понятия областей, направлений и сфер взаимодействия с предметами ведения (вопросами местного значения) и полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Выскажем предположение, что области взаимодействия неразрывно связаны с понятием предметов ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вопросами местного значения органов местного самоуправления.
Направления взаимодействия в большей степени связаны с функциями и конкретными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Области, направления и сферы относятся к содержательной стороне, а предметы ведения (вопросы местного значения) и полномочия – к формально-юридическим аспектам закрепления и выражения содержания.
Области взаимодействия, как определенные группы однородных вопросов, могут быть выделены с различной степенью детализации и группировки, что вносит определенные трудности в использовании этого понятия.
Чаще всего области привязывают к определенным областям, подотраслям, специализациям и группам объектов жизнедеятельности общества.
Например, здравоохранение, образование, культура, как отрасли в свою очередь состоят из ряда подотраслей, которые можно объединить по какому-либо признаку.
В субъектах Российской Федерации действует множество нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в различных сферах.
Как пример, рассмотрим Закон Орловской области от 03 октября 2012 №1409-ОЗ «О порядке взаимодействия при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченных органов местного самоуправления Орловской области с уполномоченными органами исполнительной государственной власти Орловской области, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор». Согласно статье 3 указанного закона, органы местного самоуправления Орловской области, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля, и уполномоченные органы исполнительной государственной власти Орловской области, осуществляющие региональный жилищный надзор при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля взаимодействуют по следующим вопросам:
информирование о нормативных правовых актах, методических документах по вопросам организации и осуществления муниципального жилищного контроля;
определение целей, объема и сроков проведения проверок при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля;
информирование о результатах проверок, проводимых в рамках организации и осуществлении муниципального жилищного контроля, о состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере муниципального жилищного контроля и об эффективности муниципального жилищного контроля;
подготовка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления муниципального жилищного контроля;
принятие административных регламентов взаимодействия;
повышение квалификации специалистов, осуществляющих муниципальный жилищный контроль[62].
Итак, мы видим, что основными направлениями взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Орловской области в сфере муниципального жилищного контроля являются:
определение целей, объема и сроков проведения проверок;
подготовка предложений о совершенствовании законодательства;
информирование о результатах проверок;
принятие административных регламентов взаимодействия.
Теперь более подробно рассмотрим такое направление взаимодействия, как принятие административных регламентов взаимодействия.
Согласно вышеназванному закону, органы местного самоуправления Орловской области, уполномоченные осуществлять муниципальный жилищный контроль принимают административные регламенты взаимодействия при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченных органов местного самоуправления Орловской области с уполномоченными органами исполнительной государственной власти Орловской области, осуществляющими региональный государственные жилищный надзор, по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти Орловской области, осуществляющими региональный государственный надзор (как правило, это управления в области жилищно-коммунального хозяйства администраций (правительств) областей, краев, и управления ЖКХ администраций муниципальных образований). Регламент взаимодействия согласовывается правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Орловской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В регламентах взаимодействия определяются порядок и сроки взаимодействия по вопросам, которые уже были перечислены выше (определение целей, информирование и т.п.).
В целях организации взаимодействия органы муниципального жилищного контроля и органы исполнительной государственной власти Орловской области, проводят совместные совещания, создают совместные координационные, консультационные, совещательные органы с привлечением к их работе экспертов, экспертных организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: