Принципы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Под принципами права понимаются основополагающие, руководящие положения, требования, выражающие наиболее существенные особенности и определяющие сущность всей системы, отрасли или института права[73].
Принципы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предопределяют характер любых взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, оказывая регулирующее воздействие на различные формы таких взаимоотношений.
Необходимо проводить более четкую грань между принципами взаимодействия органов и принципами их организации и деятельности. Принципы «взаимодействия» производны от принципов «организации и деятельности». Они органически связаны. Но принципы «взаимодействия» обладают определенной спецификой, имея своей задачей согласованное осуществление взаимных по отношению друг к другу прав, обязанностей и ответственности с целью повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как целостного процесса осуществления публичной власти на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований[74].
Анализируя действующее законодательство о местном самоуправлении, важно отметить, что четкого выражения принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в нем не нашли.
В Федеральном законе о местном самоуправлении не содержится отдельной нормы, посвященной принципам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Конкретное правовое регулирование подобного взаимодействия, включая выработку принципов взаимодействия, по-прежнему регламентируют и осуществляют сами субъекты Российской Федерации.
Лишь в некоторых субъектах Российской Федерации принципы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления получили закрепление в основных законах субъекта. Например, часть 1 статьи 56 Устава Новосибирской области регулирует взаимодействие органов государственной власти области и органов местного самоуправления на принципах законности, согласования интересов, взаимной ответственности[75]. Устав Ульяновской области в части 1 статьи 35 содержит норму о том, что взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления строятся на принципах сотрудничества и самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции[76].
Более подробно принципы взаимодействия находят свое отражение в подзаконных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Например, взаимодействие органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления осуществляется на основе следующих принципов:
законности;
гласности;
сочетания интересов населения Ярославской области в целом и населения конкретного муниципального образования Ярославской области;
учета исторических и местных традиций;
самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в пределах их полномочий, определенных федеральным законодательством и областным законодательством;
взаимного согласия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы конкретного муниципального образования и Ярославской области в целом;
добровольности заключения договоров и соглашений;
взаимной ответственности[77].
Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Коми с органами местного самоуправления осуществляется на основе принципов законности, содействия органов исполнительной власти развитию местного самоуправления на территории Республики Коми, самостоятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам их компетенции[78].
Взаимодействие органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Калининградской области осуществляется на основе принципов гласности, содействия органов исполнительной власти развитию местного самоуправления на территории Калининградской области, самостоятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам их компетенции, невмешательства в компетенцию друг друга, добровольности заключения договоров и соглашений, неподконтрольности органов местного самоуправления органам исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами Калининградской области[79].
Необходимо заметить, что в вопросе о перечне (системе) содержании закрепляемых нормами права принципов взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не сформировалась более или менее единообразная точка зрения и в юридической науке.
Так, Скрипник Г.Ф. называет девять основных принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые, по его мнению, характеризуют взаимодействие во всех сферах: принцип законности, принцип целесообразности, принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, принцип равноправия органов государственной власти и органов местного самоуправления, принцип недопустимости ущемления интересов муниципальных образований, принцип согласования интересов государственных органов и органов местного самоуправления, принцип обеспеченности ресурсами, принцип взаимной гласности и информированности во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления, принцип взаимной ответственности[80].
На взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, бесспорно, оказывают влияние основополагающие, общеобязательные для всех субъектов Российской Федерации конституционные принципы организации местного самоуправления, принципы организации местного самоуправления закрепленные в Федеральном законе о местном самоуправлении, и принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Федерального закона №184-ФЗ[81]. Не потеряли актуальности принципы, установленные в Основных положениях государственной политики в области местного самоуправления, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999г. №1370[82].
Принципы взаимодействия опосредуют процесс, динамику отношений с участием муниципальных органов и органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому, несмотря на то, что они соприкасаются с принципами организации и деятельности соответствующих органов власти, а также принципами государственной политики в области местного самоуправления, не тождественны последним.
Космина И. А. полагает, что взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации строится на основе как специальных принципов, характеризующих особенности возникающих при взаимодействии отношений, так и принципов «более общего порядка», лежащих в основе не только взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, но и других общественных отношений[83]. Среди принципов «общего порядка» Космина И.А. выделяет следующие принципы, которые на её взгляд имеют наибольшее значение для взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации: принцип верховенства Конституции Российской Федерации, принцип федерализма, принцип народовластия, принцип децентрализации. Данные принципы лежат в основе формирования, организации и функционирования механизма государства. Среди «специальных» принципов Космина И.А. выделяет: принцип целенаправленности взаимодействия, принцип организующей направленности взаимодействия, принцип единства социально-экономических целей органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; принцип соблюдения балансов интересов муниципальных образований и субъекта Российской Федерации, принцип осуществления взаимодействия в рамках компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно принципы, которые имеют наибольшее, на наш взгляд, значение для взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1) Принцип верховенства Конституции Российской Федерации означает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации при взаимодействии должны руководствоваться Конституцией и изданными в соответствие с ней нормативными правовыми актами.
2) Принцип федерализма закрепленный в Конституции Российской Федерации предопределяет характер взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления. В силу разделения государственной власти по вертикали между центром и регионами, органы местного самоуправления находятся в положении, при котором они напрямую взаимодействуют, прежде всего, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а не с федеральными органами государственной власти.
3) Принцип равноправия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, эти органы вступают во взаимодействие как равные субъекты права, а, во-вторых, органы местного самоуправления различных муниципальных образований равноправны между собой. Принцип равноправия предполагает гарантированный минимум равных прав и обязанностей местного сообщества и возможность приобретать и осуществлять один и тот же объем полномочий при их разграничении. Равноправие муниципальных образований – это не что иное, как создание режима их равных правовых, организационных и финансовых возможностей[84].
4) Принцип недопустимости ограничения интересов муниципальных образований нацелен на создание оптимальных условий и системы гарантий при осуществлении полномочий органами местного самоуправления.
5) Принцип согласования интересов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления связан с пределами их компетенции. Каждый из взаимодействующих участников обязан считаться с правами и интересами другого, содействовать нормальному функционированию как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
6) Принцип взаимной гласности и информированности во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призван гарантировать защищенность прав муниципального образования. Особенно важно соблюдать этот принцип при заключении договоров и соглашений, поскольку полноценная информация обеспечивает невозможность в одностороннем порядке изменять взаимные права, обязанности и ответственность, установленную в договорном порядке.
7) Принцип целенаправленности взаимодействия означает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта Российской Федерации вступая во взаимодействие друг с другом действуют осмысленно, соотнося свои действия с действиями противоположной стороны. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют в пределах своей компетенции управление на определенной территории. Потребность во взаимодействии объективна. Цель взаимодействия – путем согласованных действий самостоятельных органов публичной власти с наибольшим эффектов решить определенные вопросы.
8) Принцип единства социально-экономических целей органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации служит ключом к построению эффективного механизма взаимодействия. И федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов, и органы местного самоуправления имеют общую цель – обеспечение реализации прав и свобод граждан и надлежащего социально-экономического развития страны. Единый уровень прав и свобод граждан установлен Конституцией Российской Федерации, общий вектор социально-экономического развития определяется на уровне государства. Несмотря на разную компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, нет смысла противопоставлять местные и государственные цели. Признание этого позволит избежать конфликтов и конфронтации между государственными и муниципальными органами.
9) Принцип взаимной ответственности охватывает не только ответственность органов местного самоуправления перед государственными, но и самих государственных органов.
Изучение указанных принципов позволяет точнее и глубже понять суть взаимодействия. Принципы действуют в системе, дополняя друг друга. Игнорирование объективных начал приводит к тому, что взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации не порождает необходимого результата. Не случайно, принципы называют руководящими идеями, уже сам этот термин предполагает, что соответствующее явление (в нашем случаи — взаимодействие) должно строиться в соответствии с ними. Значит, законодательное регулирование взаимодействия также должно осуществляться с учетом, в духе принципов, лежащих в основе взаимодействия.
Полагаем, что нормативное закрепление принципов взаимодействия должно играть роль самоограничения для суверенной государственной власти, а потому это не пустая формальность. Этот шаг, свидетельствующий о понимании законодателем значения взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ставит регулирование данного явления на качественно иной уровень. В конечном счете, законодательное закрепление указанных принципов должно и будет способствовать созданию необходимых условий для повышения эффективности и гармонизации взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в субъектах Российской Федерации носит отрывочный, неоднозначный характер. Нет ни одного субъекта Российской Федерации, где нормативное правовое регулирование взаимодействия носило бы системный, полный и достаточно детальный характер.
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не нашло последовательного регулирования в базовом Федеральном законе о местном самоуправлении. В указанном законе нет ни отдельной главы, ни специальной статьи, регулирующей взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Системообразующие положения Федерального закона о местном самоуправлении, а также Федерального закона №184-ФЗ о взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны были получить развитие в нормативных правовых актах на уровне субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных правовых актах. Вместе с тем, анализ регионального законодательства в сфере взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, показывает, что оно еще далеко от совершенства. Например, зачастую нормативные правовые акты субъектов лишь дублируют нормы федерального законодательства без учета региональных особенностей.
Предполагаем, что федеральный законодатель специально должным образом не отрегулировал эту область отношений, предоставив это право, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, субъектам Российской Федерации. Но анализ правовых норм, на примере Уставов Москвы и Санкт-Петербурга, показал, что это регулирование далеко от совершенства в содержательном и юридическом аспекте.
2)Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае в его определении должны быть указаны направления, формы и принципы взаимодействия. При этом формы государственной поддержки, координации и сотрудничества наиболее полно раскрывают категорию взаимодействия, а соответственно повышают эффективность взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3) На законодательном уровне не закреплено понятие взаимодействия органов местного самоуправлении и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также отсутствует единый подход к понятию и в юридической науке. Автор дает универсальное понятие: «Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации – это их совместная, согласованная деятельность, направленная на достижение общих целей и задач, осуществляемая в определенных правовых и организационных формах в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами».
4) На законодательном уровне и в юридической науке понятия взаимодействия и взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти часто отождествляются, что является неверным по существу. Автор разграничивает понятие взаимодействие и взаимоотношение.
5) На законодательном уровне и в юридической науке нет единого подхода к понятию и содержанию форм взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор дает универсальное понятие формам взаимодействия, а также проводит их классификацию по правовым и организационным формам.
6) Анализ действующего законодательства о взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации показал, что четкого выражения принципы взаимодействия в нем не нашли. Автор выявил, систематизировал и провел анализ наиболее важных принципов для взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Убеждены, что преодолению несогласованности и бессистемности регулирования взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет способствовать закрепление в базовом федеральном законе о местном самоуправлении общих начал взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним следует отнести: понятие взаимодействия, общие и специальные принципы взаимодействия, перечень основных форм взаимодействия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2014. - №31. – ст. 4398.
1.2. Декларация о принципах местного самоуправления в государствах-участниках СНГ (Содружество Независимых Государств): принята 29 октября 1994 г.
1.3.Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1998. - №36. – ст. 4466.
1.4. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №11. – ст. 1457.
1.5. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – ст. 928.
1.6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2013. (часть 1) - №52. – ст. 6961.
1.7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. №11. – ст. 1495.
1.8. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – ст. 5011.
1.9. Указ Президента Российской Федерации от 02 ноября 2007 г. №1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2007. №45. – ст. 5462.
1.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. №1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996 г. - №2. – ст. 121.
1.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. №1251 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1999. - №51. – ст. 6359.
1.12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000. - №50. – ст. 4943.
1.13.Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия (ред. от 29.06.2012.) // Официальный сайт главы республики Калмыкия http://glava.region08.ru/ru/step-ulozhenie.html
1.14. Устав Иркутской области (ред. от 23.11.2015.) // Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области http://www.irk.gov.ru/about/basic/charter/
1.15. Устав Воронежской области (ред. от 18.12.2015.) // Официальный сайт Воронежской областной Думы http://www.vrnoblduma.ru/lawmaking/laws/law_search/
1.16. Устав Ивановской области (ред. от 29.01.2009) // Официальный сайт Ивановской областной Думы http://www.ivoblduma.ru/zakony/ustav-ivanovskoy-oblasti/
1.17.Устав Пермского края (ред. от 27.12.2012) // Официальный сайт Законодательного Собрания Пермского края http://www.zsperm.ru/s1/legislative_activity/legislation/laws_perm/?SECTION_CODE=laws_perm&PAGEN_1=2
1.18. Устав Кемеровской области (ред. от 01.02.2016) // Официальный сайт Совета Народных Депутатов Кемеровской области http://www.sndko.ru/section/19.html
1.19. Устав города Москвы (ред. от 02.07.2014) // Официальный сайт Московской Городской Думы http://duma.mos.ru/ru/187/page/ustav-goroda-moskvyi
1.20. Устав города Санкт-Петербург (ред. от 26.10.2015.) // (Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга) http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/8308279
1.21. Устав Оренбургской области (ред. от 25.06.2012) // Официальный портал Правительства Оренбургской области http://www.orenburg-gov.ru/Info/OrbRegion/symbols/Ustav/
1.22. Устав (Основной Закон) Рязанской области (ред. от 28.12.2015) // Официальный сайт Правительства Рязанской области Рязанской области http://ryazangov.ru/ryazan/charter/
1.23. Устав Хабаровского края (ред. от 03.02.2016) // Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru/pdf/%D0%B7%D0%BA_00163_03022016_000.pdf?v=0,5328293
180015498&rdk=&backlink=1
1.24. Устав Новосибирской области (ред. от 02.03.2016) // Официальный сайт Законодательного Собрания Новосибирской области http://zsnso.ru/116/
1.25. Устав Ульяновской области (ред. от 26.12.2015) // Официальный сайт Губернатора и Правительства Ульяновской области http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/814/
1.26. Закон Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении в Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-3 №349 (ред. от 25.03.2015) (принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 30.11.2004)
1.27. Закон Владимирской области от 28 ноября 2008 г. №198-ОЗ (ред. от 29.12.2014) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (принят Законодательным Собранием Владимирской области 26.11.2009)
1.28. Закон Орловской области от 03 октября 2012 года №1409-ОЗ «О порядке взаимодействия при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченных органов местного самоуправления Орловской области с уполномоченными органами исполнительной государственной власти Орловской области, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор» (принят Орловским областным Советом народных депутатов 28.09.2012)
1.29.«Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления в деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан в Мурманской области. (утвержден Постановлением Правительства Мурманской области от 16 апреля 2013 г. №192-ПП (в ред. постановлений Правительства Мурманской области от 12.09.2013 N 509-ПП, от 28.10.2014 №551-ПП, от 06.02.2015 №28-ПП)
1.30. Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (утвержден Указом Губернатора области от 20 апреля 2012 г. №166)
1.31. Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области (утвержден Указом Губернатора Калининградской области от 10.10.2008 №58)
1.32. Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми с органами местного самоуправления в Республике Коми: (утвержден Указом Главы Республики Коми от 22 октября 2008 г. №101)
1.33. Устав муниципального образований города Славгорода (ред.от 13.04.2013) // Официальный сайт администрации города Славгорода http://www.slavgorod.ru/old/doc/ustav.php
2 Научная и учебная литература
2.1. Бондарь, Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / Н.С. Бондарь. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 721с. – ISBN 978-5-9916-4236-1
2.2. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. Учебник для студентов вузов/ А.В. Пикулькин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 639с. – ISNB: 978-5-238-01139-4
2.3. Васильев, В.И. Муниципальное право России. 2-е издание, переработанное и дополенное/ В.И.Васильев. – М: Юстицинформ. 2012. - 680с.
- ISBN 978-8-7205-1113-5
2.4. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учебник.– 5 изд., перераб. и доп. /Е.С. Шугрина - М.: Норма; Инфра-М, 2014. - 576с. –ISBN 978-5-8311-2458-3
2.5. Пешин, Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели./ Н.Л. Пешин - М.: Статут, 2012. - 461 с. – ISBN 978-5-8354-0389-5
2.6. Василенко, И.А.. Государственное и муниципальное управление. Учебник. И.А.Василенко.– Юрайт, 2015. – 494 с. ISBN 978-5-9916-3279-9
2.7. Мильшин, Ю.Н., Чаянов, С.Е. Муниципальное право России: Учебное пособие. / Ю.Н.Мильшин, С.Е. Чаянов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2013. - 331 с. – ISBN 978-5-7919-3453-5
2.8. Карташов, В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. №19. 2007.
2.9. Копытов, Ю.А. Административное право. Учебник. / Ю.А. Копытов. – Юрайт, 2015. - 650 с. ISBN 978-5-9916-3364-2
2.10. Поляков, А.В., Тимошина, Е.В. Общая теория права. Учебник/ А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. - Издательство СПбГУ, 2015. - 470 с. – ISBN 978-5-288-05581-1
2.11. Скрипкин, Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления; учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». / Г.Ф.Скрипкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2012. - 196 с. – ISBN 978-5-238-01558-3
2.12. Жеребцов, А.В. Правовые и организационные основы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления (на примере Центрального федерального округа): автореф. дисс…канд.юрид.наук. М., 2012. - 26 с.
2.13. Рушайло, В.Б. Взаимоотношения государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: автореф.канд.юрид.наук. М., 1999. - 23 с.
2.14. Космина, И.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга): дисс…канд.юрид.наук. С.Петербург, 2013. - 226 с.
2.15. Казанцева, О.Л. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в условиях государственно-правовой централизации: дис...канд.юрид.наук. Барнаул. 2011.- 250с.
[1] См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. – №31. – Ст. 4398.
[2] См.: Там же.
[3] См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. – №31. – Ст. 4398.
[4] См.Там же.
[5] См.: Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для бакалавров. 3-е изд, перераб. и доп. М., 2013, С.488.
[6] См.: Мильшин Ю.Н., Чаянов С.Е. Муниципальное право России: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2013, С.314.
[7] См.: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №11. – ст. 1457.
[8]См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. – №31. – Ст. 4398.
[9] См.: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – ст. 928.
[10] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – ст. 928.
[11] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – ст. 928.
[12] См.: Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия // Официальный сайт Главы Республики Калмыкия http://glava.region08.ru/ru/step-ulozhenie.html
[13] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – ст. 928.
[14] См.: Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник– 5 изд., перераб. и доп. - М.: Норма; Инфра-М, 2014, C.345
[15] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. –
2016. - №7. – ст. 928.
[16] См.: Жеребцов А.В. Правовые и организационные основы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления (на примере Центрального федерального округа): автореф. дисс…канд.юрид.наук. М., 2012, С.7.
[17] См.: Шугрина Е.С. Указ.соч. С.376
[18] См.: Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2012, С.130.
[19] См.: Рушайло В.Б. Взаимоотношения государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: автореф…канд…юрид…наук. М., 1999, С.8
[20] См.: Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционно и муниципальное право. №19. 2007
[21] См.: Жеребцов А.В. Указ.соч. С.8
[22] См.: Васильев В.И. Муниципальное право России. 2-е издание, переработанное и дополенное/. – М: Юстицинформ. 2012, C.255
[23] См.: Космина И.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга): дисс…кан.юрид.наук. С.Петербург, 2013, С.34.
[24] См.: Карташов В.Г. Указ.соч. С.34.
[25] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – ст. 928.
[26] См.: Федеральный закон от 11.04.1998 №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1998. - №36. – ст. 4466.
[27] См.: Декларация о принципах местного самоуправления в государствах-участниках СНГ. Содружество Независимых Государств 29 октября 1994 г.
[28] См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. – №31. – Ст. 4398.
[29] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. №15-П // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000. - №50. – ст. 4943.
[30] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. –
2016. - №7. – ст. 928.
[31] См.: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. №184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. - №11. – ст. 1457.
[32] См.: Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2013. (часть 1) - №52. – ст. 6961.
[33] См.: Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2016. №11. – ст. 1495.
[34] См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. – №31. – Ст. 4398.
[35]См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – ст. 5011.
[36] См.: Указ Президента Российской Федерации от 02 ноября 2007 г. №1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления». // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2007. №45. – ст. 5462.
[37] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. №1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996 г. - №2. – ст. 121.
[38] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. №1251 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления». // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1999. - №51. – ст. 6359.
(утрат
Воспользуйтесь поиском по сайту: