Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Стратегии психологического сопровождения одаренных подростков в процессе поиска профессионального пути




2. 2. Стратегии психологического сопровождения одаренных подростков в процессе поиска профессионального пути

Прежде, чем перейти к обсуждению конкретного содержания стратегий психологического сопровождения отметим, что здесь условно можно выделить две основных группы: традиционные и поисковые стратегии.

Традиционная стратегия. Как правило, оказание помощи в выборе профессии опирается на так называемое «сходящееся», мышление, которое направлено на поиск единственного правильного решения или выбора. Иначе говоря, проводится серия диагностических методик, обсуждаются результаты, и подростков буквально «подталкивают» к решению. Такая стратегия не учитывает склонности к углубленному, всестороннему рассмотрению проблемы, присущей одаренным учащимся, и не опирается на их способность к обработке разностороннего массива информации.

В профориентационной и профконсультационной работе с одаренными школьниками необходимо использовать такие характерные их особенности, как склонность к критическому анализу ситуации, к поиску творческих вариантов решения сложных проблем, стремление к самостоятельному осуществлению поиска. Упрощенное, «одномерное», решение проблемы вызывает у одаренного подростка раздражение и скептическое (иногда даже высокомерное) отношение не только к полученному результату, но и к психологу. Выход лежит в многомерном, многоступенчатом процессе рассмотрения проблемы, иначе говоря, в использовании поисковой стратегии.

Поисковая стратегия. При реализации поисковой стратегии выделяют начальную стадию и более поздние этапы профориентационной работы.

Основная задача начальной стадии – интенсификация процесса профессионального самоопределения учащихся с помощью различных методических средств:

«мозговой штурм» для выявления возможных, желательных и нежелательных профессий для себя и других;

– выполнение исследовательских проектов для самостоятельного изучения мира профессий;

– различные дискуссии на темы профессионального самоопределения, где кто-либо из группы становится оппонентом, критикующим все предложения. Многие члены группы начинают отстаивать свои идеи, и обсуждение превращается в значимое и содержательное событие, которое способствует прояснению сложных проблем;

сортировка карточек с названиями профессий. Её желательно проводить по разным основаниям. Например, сгруппировать карточки по признакам: «не выберу», «выбор под вопросом», «скорее всего, выберу». Затем можно обсудить, сходство и различия в профессиях, попавших в эти группы.

Указанные методические приемы способствуют тому, чтобы одаренный подросток задумался, делает ли он свой выбор на основе стереотипных представлений, или же действительно подбирает профессию в соответствии со своими способностями, жизненными целями и планами. Эти методы, стимулируя как творческое, так и критическое мышление, помогают школьникам ознакомиться с различными видами профессиональной деятельности.

Все перечисленные занятия эффективны на ранней стадии профессионального самоопределения, они «распахивают двери» в мир профессий и поэтому строятся на расширении вариантов выбора, осознании личностных возможностей и специфики разных видов трудовой деятельности.

На второй стадии поисковой стратегии возникает задача более высокого порядка – появляется необходимость интеграции накопленных ранее знаний о себе и своих способностях, своих планах на будущее и жизненных ценностях со знаниями о мире профессий.

Особое внимание учащихся обращается на формулировку задачи профконсультирования как поиска подходящей в данный момент жизни профессии. Такая формулировка снижает чрезмерную значимость выбора и связанную с этим тревожность. Она способствует созданию у школьника установки на открытость новому, акцентирует его внимание на изменениях, происходящих в мире профессий и в нем самом.

Для одаренных подростков, с их многочисленными интересами и способностями, с высокой обучаемостью и работоспособностью, весьма вероятны изменения в профессиональном пути в период взрослости (временами даже радикальные).

2. 3. Роль учителя в профессиональном становлении одаренных школьников

Как свидетельствует опыт работы с одаренными детьми, для их эффективного профессионального самоопределения нужны мудрые учителя, использующие разнообразные педагогические стратегии. Одни обладают уникальным даром пробуждать у своих учеников интерес к предмету и вовлекать их в эту сферу деятельности. Другие способны поддерживать и даже усиливать эту мотивацию в необходимом, но, к сожалению, не всегда интересном процессе овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Третьи – открывают путь к вершинам мастерства, формируя компетенции высокого уровня и стимулируя развитие творческих способностей в данной профессиональной сфере. В последнем случае неоценимый вклад вносят учителя, совмещающие научную деятельность с преподаванием в школе. По сути, их миссия – быть «проводником» одаренного подростка в науку. Одной из успешных форм работы в этом направлении является проектно-исследовательская деятельность школьников. В её рамках старшеклассники не только выполняют серьезные проекты по биологии, психологии, информатике, истории и др., но и публикуют статьи в профессиональных журналах. Для целенаправленного развития исследовательских навыков у школьников создаются специальные учебные пособия по разным предметам. Например, в школе-интернате «Интеллектуал» введен учебный курс «Исследовательские задачи по математике».

Важно подчеркнуть, что сотрудничество учителя и психолога необходимо на всем протяжении процесса профессионального самоопределения одаренных учащихся.

Дима Р. При выборе профильного направления долго колебался. Несмотря на то, что он был победителем всероссийской математической олимпиады, его очень привлекала история, и он не мог принять решение, в какой вуз поступать - гуманитарный или физико-математический. Хотя победила математика, Дима, договорившись с завучем, посещал уроки школьного историка, ученого-археолога. В 11-ом классе предстояло выбрать вуз. У Димы, как у победителя олимпиады высокого уровня, не было проблем поступить на механико-математический факультет, однако он всё еще колебался, т. к. история, по-прежнему, привлекала его. Психолог, побеседовав с мальчиком, выяснил, что ему нравится читать исторические материалы, размышлять и дискутировать на эти темы. Сидеть же в архиве, искать новые документы, ездить в археологические экспедиции – все это привлекает его куда меньше. Обнаружилось, что фактически Дима и не помышляет о творческой, научной работе в этой области, хотя мечтает сделать «что-нибудь серьезное в науке». Последним аргументом оказалась принесенная психологом биография Л. Д. Ландау, который, будучи выдающимся физиком-теоретиком, много и серьезно занимался историей. Сейчас Дима учится на мехмате и уже занимается в научном кружке. Он, по-прежнему, зачитывается книгами по истории.

Большинство одаренных старшеклассников стремятся поступить в университеты, где хорошо организован научно-образовательный процесс. Диапазон выбираемых ими профессий широк: они становятся известными общественными и государственными деятелями, успешными финансистами и журналистами. Многие реализуют свои интеллектуальные и творческие способности в науке. Они ориентированы на познание законов природы и общества и считают, что именно научная деятельность позволяет им получать наиболее полное удовлетворение от своего труда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...