3.1. Рекомендации для администрации школ
Литература Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие / Под ред. В. И. Панова. - М.: «Молодая гвардия», 1997. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. - М.: Сканрус, 2003. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 2007. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными/ Под ред. Л. В. Поповой и В. Н. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. Одаренные дети /Пер. с анг. / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991ю. Попова Л. В. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. - М.: МИОО, 2006. Попова Л. В. Формы работы с одаренными учащимися. – Астана: Дарын, 2009. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др. Под ред. Н. С. Лейтеса. – 2-е перераб. и доп. - М: Академия, 2000. Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2000. Савенков А. И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. Фримэн Дж. Ваш умный ребенок. - М.: Семья и школа, 1996. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты/ Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М. –Воронеж: МОДЭК, 2004. Шумакова Н. Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. - М.: МИОО, 2005. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО " МОДЭК", 2004.
Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. - М., Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
Раздел 3. Рекомендации для участников образовательного процесса 3. 1. Рекомендации для администрации школ Для организации успешного профессионального самоопределения школьников администрации школы необходимо обеспечить системный подход к этой работе. Системность указанной работы предполагает выполнение следующих рекомендаций: 1. Выделить профориентационную работу в отдельное направление, сформировав соответствующую группу, в которую входят педагоги-психологии, учителя и представители школьной администрации. Такой состав группы позволит сочетать организационные и методические компоненты работы, создать основу для всестороннего рассмотрения проблем, а главное - придать системность комплексность профориентационной деятельности. 2. Повысить квалификацию в области профориентационной работы сотрудникам, входящим в эту группу, предоставив им доступ к соответствующей информации: материалам по рынку труда, базам данных с описаниями современных профессий (в бумажном и/или в электронном варианте), профориентационных игр и т. п. При необходимости направить их на курсы повышения квалификации, выбор которых определяется конкретными задачами, стоящими перед каждым членом группы, а также их индивидуальной потребностью в обучении (зависящей, например, от наличия «пробелов» по той или иной тематике). Это могут быть не только общие, но и специализированные курсы, предназначенные для углубления знаний по профессиональной диагностике, профконсультированию, проведению тренингов и игровых занятий. Такого рода обучение проводится во многих образовательных учреждениях, например, в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), в Московском институте открытого образования (МИОО). В МГППУ подготовка по этой проблематике осуществляется в рамках работы с одаренными детьми и непосредственно на базах школ для одаренных (например, в школе-интернате «Интеллектуал»).
3. Желательно ознакомить психологов, входящих в группу, с основами коучинга[1], являющегося инновационной формой работы с учащимися. Суть коучинга заключается в обращении не к проблемам подростка, а к его целям. Опыт использования коучинг-технологий, накопленный к настоящему времени, показывает, что по сравнению с традиционными методами работы они позволяют повысить эффективность профессионального самоопределения старшеклассников. 4. При планировании работы нужно учитывать всех одаренных школьников, а не только тех, кто учится в старших классах. Это обеспечит системность всей профориентационной деятельности, позволит учесть особенности каждого возраста. В зависимости от специфики того или иного этапа возрастного развития в программу включаются соответствующие формы и методы работы. Ниже приводится примерный план профориентационной работы со школьниками 7-11 классов. План профориентационной работы: 7–ой класс Профессиональное информирование На этом возрастном этапе школьники получают общие сведения о мире профессий, знакомятся с разными видами и формами трудовой деятельности. При проведении занятий более детально могут рассматриваться интересующие одаренных учащихся специальности. Важно также стимулировать их поисковую активность, направленную на самостоятельное получение дополнительной информации из различных источников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|