Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.1. Рекомендации для администрации школ




Литература

Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие / Под ред. В. И. Панова. - М.: «Молодая гвардия», 1997.

Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. - М.: Сканрус, 2003.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 2007.

Краткое руководство для учителей по работе с одаренными/ Под ред. Л. В. Поповой и В. Н. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.

Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.

Одаренные дети /Пер. с анг. / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991ю.

Попова Л. В. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. - М.: МИОО, 2006.

Попова Л. В. Формы работы с одаренными учащимися. – Астана: Дарын, 2009.

Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др. Под ред. Н. С. Лейтеса. – 2-е перераб. и доп. - М: Академия, 2000.

Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2000.

Савенков А. И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010.

Фримэн Дж. Ваш умный ребенок. - М.: Семья и школа, 1996.

Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты/ Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М. –Воронеж: МОДЭК, 2004.

Шумакова Н. Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. - М.: МИОО, 2005.

Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО " МОДЭК", 2004.

Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. - М., Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008.

Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

 

Раздел 3. Рекомендации для участников образовательного процесса

3. 1. Рекомендации для администрации школ

Для организации успешного профессионального самоопределения школьников администрации школы необходимо обеспечить системный подход к этой работе.

Системность указанной работы предполагает выполнение следующих рекомендаций:

1. Выделить профориентационную работу в отдельное направление, сформировав соответствующую группу, в которую входят педагоги-психологии, учителя и представители школьной администрации. Такой состав группы позволит сочетать организационные и методические компоненты работы, создать основу для всестороннего рассмотрения проблем, а главное - придать системность комплексность профориентационной деятельности.

2. Повысить квалификацию в области профориентационной работы сотрудникам, входящим в эту группу, предоставив им доступ к соответствующей информации: материалам по рынку труда, базам данных с описаниями современных профессий (в бумажном и/или в электронном варианте), профориентационных игр и т. п. При необходимости направить их на курсы повышения квалификации, выбор которых определяется конкретными задачами, стоящими перед каждым членом группы, а также их индивидуальной потребностью в обучении (зависящей, например, от наличия «пробелов» по той или иной тематике). Это могут быть не только общие, но и специализированные курсы, предназначенные для углубления знаний по профессиональной диагностике, профконсультированию, проведению тренингов и игровых занятий. Такого рода обучение проводится во многих образовательных учреждениях, например, в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), в Московском институте открытого образования (МИОО). В МГППУ подготовка по этой проблематике осуществляется в рамках работы с одаренными детьми и непосредственно на базах школ для одаренных (например, в школе-интернате «Интеллектуал»).

3. Желательно ознакомить психологов, входящих в группу, с основами коучинга[1], являющегося инновационной формой работы с учащимися.

Суть коучинга заключается в обращении не к проблемам подростка, а к его целям. Опыт использования коучинг-технологий, накопленный к настоящему времени, показывает, что по сравнению с традиционными методами работы они позволяют повысить эффективность профессионального самоопределения старшеклассников.

4. При планировании работы нужно учитывать всех одаренных школьников, а не только тех, кто учится в старших классах. Это обеспечит системность всей профориентационной деятельности, позволит учесть особенности каждого возраста. В зависимости от специфики того или иного этапа возрастного развития в программу включаются соответствующие формы и методы работы. Ниже приводится примерный план профориентационной работы со школьниками 7-11 классов.

План профориентационной работы: 7–ой класс

Профессиональное информирование

На этом возрастном этапе школьники получают общие сведения о мире профессий, знакомятся с разными видами и формами трудовой деятельности. При проведении занятий более детально могут рассматриваться интересующие одаренных учащихся специальности. Важно также стимулировать их поисковую активность, направленную на самостоятельное получение дополнительной информации из различных источников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...