Индивидуальное профконсультирование и коучинг
Индивидуальное профконсультирование и коучинг Работая совместно с консультантом, школьник анализирует трудности, с которыми он столкнулся в процессе профессионального самоопределения. Наиболее часто речь идет о следующих проблемах: выбор одной из равнозначно привлекательных профессий; нежелание посвятить себя делу, навязанному родителями; неуверенность в себе, в своих возможностях и способностях. Индивидуальная профессиональная диагностика В выпускном классе у школьников, уже определивших для себя сферу будущей трудовой деятельности, следует оценить степень выраженности специальных профессионально важных качеств. Проведение индивидуальной диагностической работы необходимо и в случаях, когда у подростка возникают затруднения в анализе альтернативных вариантов профессионального выбора или происходит смена ранее избранного пути. В ряде ситуаций проводится диагностика личностных особенностей, затрудняющих процесс профессионального самоопределения (повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, ярко выраженный внешний локус контроля и др. ). Индивидуальное профинформирование Эта работа осуществляется по запросу старшеклассника и проводится, как правило, в индивидуальной форме. Наиболее часто потребность в такой работе возникает, когда учащиеся не имеют достаточной информации о том, где можно получить образование по выбранной специальности, а также в случаях, когда выбор профессии затрудняется наличием равнозначно привлекательных альтернатив или профессиональных стереотипов. На этом этапе важно постепенно подвести ученика к окончательному решению о направлении профессионального образования. Желательно приглашать для бесед со школьниками специалистов в той или иной области. Общение с теми из них, кто получил одну и ту же профессию в разных учебных заведениях, позволяет учащимся увидеть различия в вузах, дающих, казалось бы, одну и ту же специальность. Например, экономист – выпускник экономического факультета МГУ и экономист – выпускник ГУ-ВШЭ получают в чем-то разное образование. Опыт показывает, что многие профессионалы охотно откликаются на такие просьбы.
Примерное время на проведение обязательного компонента этой программы в выпускном классе не превышает 6 – 8 часов. 3. 2. Рекомендации для педагогов-психологов 3. 2. 1. Стратегия работы психолога по профессиональному самоопределению одаренных подростков Эта работа строится с учетом значимых ценностных ориентаций и жизненных целей школьников. Нередко одаренные учащиеся уже в подростковом возрасте имеют доминантный жизненный проект (В. С. Юркевич), который порой обладает такой энергетической мощью, что направляет всю дальнейшую жизнь выдающейся личности. Психологу при проведении консультативной работы следует помочь подростку выделить главные и второстепенные цели, основные и вспомогательные задачи, средства и приемы, с помощью которых можно добиться реализации такого проекта. Особое значение имеет временная перспектива. Иначе говоря, нужно направить школьника на анализ своих планов: на определение приоритетных целей, возможных способов и средств их достижения, а также на распределение их по времени. В настоящее время всё больше старшеклассников при построении своей жизненной перспективы исходит из соображений чисто материального плана. Нет ничего плохого в том, что подросток мечтает иметь «красивый дом, хорошую машину и возможность путешествовать не реже, чем два раза в год». Важно как в будущей профессиональной деятельности он планирует реализовать эту мечту. В этом случае перед консультантом стоит сложная задача. Он должен помочь подростку найти такой вариант профессиональной деятельности, в котором, с одной стороны, будут реализованы его высокие способности, а с другой стороны – возможно осуществление его мечты. Наряду с теми, у кого уже сформировался доминантный жизненный проект, есть немало одаренных подростков, кто ещё не определился в своем профессиональном выборе.
Для решения перечисленных задач может оказаться весьма полезным инновационный метод коучинга, т. к. его основополагающие принципы включают: § работу не с проблемой, а с целью (ориентация на цель позволяет двигаться вперед, в то время как работа с проблемами часто уводит в прошлое и требует много времени); § позитивное формулирование цели; § ориентацию на настоящее и будущее; § обращение к глубинным базовым ценностям человека; § веру в то, что у человека уже есть необходимые ресурсы и возможности для достижения целей, а задача консультанта помочь их обнаружить. В последние годы появилось много литературы, посвященной проблематике коучинга. Изложенный в ней материал позволяет детально ознакомиться с теорией и практикой этого способа работы (некоторые из книг указаны в конце раздела). Применение в консультировании принципов коучинга, разнообразных методов и техник работы (таких, как «сильные» вопросы, осмысленность и усиление мотивации и др. ) позволяет сделать процесс профессионального самоопределения одаренных детей более эффективным, поскольку дает возможность повысить их заинтересованность (подчеркнув современность и новизну), а также стимулировать их собственную активность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|