Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2.2. Основные требования к профориентационной работе педагога-психолога с одаренными учащимися




3. 2. 2. Основные требования к профориентационной работе педагога-психолога с одаренными учащимися

Эту работу следует проводить с учетом таких особенностей познавательной сферы детей с выдающимися способностями, как: высокая обучаемость; скорость и критичность мышления; повышенная чувствительность к противоречиям. В силу этих обстоятельств многие хорошо зарекомендовавшие себя средства профориентации воспринимаются одаренными школьниками как скучные или «детские». Традиционное изучение профессий может представляться им чрезмерно многословным, назидательным и недостаточно глубоким. Исходя из этого, профориентационную работу необходимо планировать так, чтобы можно было быстро вводить в нее изменения в соответствии с потребностями и особенностями группы. При этом активность взрослого должна быть ограничена.

В ходе этой работы следует:

§ предоставлять широкий диапазон возможностей изучения профессий (разные формы, материалы, виды работы);

§ помогать как тем, у кого имеется узконаправленный профессиональный интерес, так и тем, кто никак не может конкретизировать область своих предпочтений;

§ обслуживать реальные и конкретные запросы школьников, а не приспосабливать их к уже имеющимся образовательным институтам;

§ учитывать особенности одаренных старшеклассниц и старшеклассников – девушек и юношей, которые могут находиться под влиянием гендерных стереотипов относительно «женских» и «мужских» профессий;

§ признавать, что не только учащиеся нуждаются в специальном информировании и консультировании, но и их родители, учителя, школьная администрация и общество в целом.

Таким образом, профессиональная ориентация для одаренных должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов работы.

 3. 2. 3. Особенности профессионального информирования одаренных школьников

Представления о профессиях у большинства учащихся, включая одаренных, фрагментарны и зачастую далеки от реальности. Поэтому именно с информирования нужно начинать профориентационную работу.

Для стимуляции активности самих одаренных учащихся, их следует направить на самостоятельный поиск информации о том:

§ каково содержание той или иной профессиональной деятельности;

§ зачем она нужна;

§ какие компетенции для неё необходимы;

§ каковы условия её реализации;

§ предъявляет ли она особые требования к человеку со стороны его психических и физических (например, здоровье) качеств.

Важно всесторонне обсудить проблемные моменты профессии, трудности, связанные с овладением ею. Следует учитывать, что при формировании образа профессионала возможны различные «нестыковки». Например, как уже отмечалось, образ программиста может включать одновременно позитивные и негативные представления. Опираясь на сведения, почерпнутые в основном из СМИ, школьники склонны приписывать типичным программистам не только «высокий интеллект», «блестящую логику», но и такие малоприятные качества, как «занудство», «оторванность от реальности», «некоммуникабельность». В результате многие из них, признавая важность и высокую востребованность этой профессии, считают ее неприемлемой для себя.

Для того чтобы правильно строить общение с одаренными школьниками и сформировать у них реальные представления о профессиях необходимо:

1) расширить опытих прямого общения с представителями различных профессий;

2) научить их самостоятельно работать с источниками, содержащими необходимую им информацию о различных профессиях. Известно, что СМИ, кинофильмы и телепередачи часто создают искаженные, неадекватные, неполные образы профессионалов. Одни идеализируются, другие, напротив, недооцениваются. В последние годы, пожалуй, наиболее «пострадал» от этого образ учителя, поэтому неудивительно, что современные школьники редко выбирают эту профессию для себя;

3) сформировать критический взгляд по отношению к разным источникам информации о профессиях. Полезно сделать подборку печатных материалов, фрагментов кинофильмов и телепередач, в которых содержатся противоречивые данные о различных профессиях. Обсуждение этих материалов с одаренными подростками открывает широкие возможности для формирования у них необходимых навыков работы с неполной и противоречивой информацией.

3. 2. 4. Специфика профессиональной диагностики одаренных учащихся

Знание может быть только у

того, у кого есть вопросы.

Генри Форд

Процесс обследования включает традиционные этапы и методики, однако для одаренных учащихся его нужно проводить с учетом их особенностей. В этой работе можно выделить ряд основных этапов.

Этап 1. Выявление сферы профессиональных интересов и профессиональной направленности одаренных учащихся. На этом этапе следует:

1) использовать как классические профориентационные методики (например, «Анкета оптанта», «Ориентационная анкета Б. Баса»), так и профориентационные игры; задания, связанные с решением проблемных задач, составлением описания «идеальной профессии» и др.;

2) применять комплексный подход к организации и проведению обследования, широко используя при этом различные виды диагностических методик: рисуночные методики, компьютерные программы, игровые методики и упражнения и др.;

3) предложить подросткам обсудить результаты диагностики и высказать свои критические замечания, чтобы они не принимали слепо эти данные на веру.

Этап 2. Диагностика способностей и профессионально важных личностных качеств. Для того чтобы правильно спланировать и провести эту работу нужно:

1) с самого начала учесть, что профессиональная диагностика требует не только значительных временных затрат, но и хорошего методического оснащения школьной профориентационной службы;

2) составить списки профессионально важных качеств для тех профессий, которые интересуют одаренных школьников. Для этого желательно предоставить им возможность ознакомиться с профессиограммами наиболее привлекательных для них профессий. Необходимая для этого информация представлена в книгах и электронных ресурсах (см. список литературы);

3) если у психолога, работающего в школе, нет возможности проводить трудоемкую, глубокую работу с профессиограммами, следует выявить наиболее универсальные профессионально важные качества, являющиеся значимыми для целого ряда профессий. Для этих целей можно использовать классификацию профессий, предложенную Е. А. Климовым. В ней в качестве основания для выявления групп профессий выбран конкретный предмет труда.

Этап 3. Выявление профессиональных представлений и стереотипов. Многие школьники, в том числе и одаренные, недостаточно знакомы с современным миром профессий. Количество известных им профессий колеблется от 30 до 50. Официально же на сегодняшний день в России насчитывается более семи тысяч названий профессий («Единый тарифно-квалификационный справочник»). Поэтому на данном этапе диагностики нужно:

1) не только определить, какие профессии знает школьник, но и оценить уровень этих знаний;

2) использовать помимо соответствующих бланковых методик дискуссионные и игровые методы. К первой группе относятся различные анкеты, включающие вопросы о профессиях; методика «Степень знакомства с профессией», разработанная В. В. Белоусовой, и др. Задания, входящие во вторую группу, могут быть весьма разнообразными. Например, соревнование в командах, кто больше вспомнит профессий вообще или по отраслям; создание всем классом общего перечня профессий, в который каждый ученик может внести свои добавления и т. д. Эти методики позволяют определить реальный уровень знания мира профессий, ответить на вопрос: какие из них, по мнению самих учащихся, им хорошо известны, о каких они не осведомлены вообще, а о каких только слышали;

3) для выявления конкретного содержания представлений одаренных школьников о той или иной профессии, уровня их проработанности и детализации можно использовать методики: «Свободное описание профессии», «Сочинение на заданную тему», «Незаконченные предложения», а также тренинговые игры и упражнения. Например, школьникам можно предложить воссоздать один день из жизни профессионала, смоделировать элементы профессиональной деятельности, поучаствовать в дискуссии на тему «профессия-специальность», составить «цепочки профессий» и т. д.;

4) для выявления таких важных аспектов образа профессии, как ее привлекательность, модность и престижность, можно использовать методы опроса, анкетирования, бланковые методики (например, методики «Мода и престиж» и «Профессиональные предпочтения», разработанные В. В. Белоусовой), а также проводить тематические дискуссии;

5) для оценки степени адекватности профессиональных представлений одаренных школьников нужно соотнести сложившийся у них «образ профессии» с объективной реальностью. В беседе с учащимися важно акцентировать внимание как на случаях идеализации, так и на негативных моментах, связанных с той или иной профессии. Пусть школьники самостоятельно подумают над причинами подобных искажений;

6) поскольку ориентация учащихся на те или иные профессии во многом определяется системой связанных с ними профессиональных стереотипов, их выявлению и корректировке следует уделять особое внимание, иначе они могут создавать дополнительные трудности на пути профессионального самоопределения. Для этих целей можно использовать как материал свободных описаний профессии, так и методики «Свободные ассоциации» и «Профессиональные стереотипы» В. В. Белоусовой.

Этап 4. Диагностика личностных особенностей, обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения.

При проведении этой работы следует:

1) Не только выявлять и анализировать специфику проявления тех или иных личностных качеств одаренного школьника, но и оценивать особенности их влияния на процесс выбора профессии.

2) Учитывать, что личностные особенности могут оказать как прямое, так и косвенное влияние на процесс профессионального самоопределения. Например, ярко выраженный внешний локус контроля, т. е. приписывание ответственности за успех или неудачу внешним факторам (обстоятельствам, случаю, поддержке или помехам со стороны окружающих), искажает объективную оценку своих способностей и возможностей. В результате подросток может исключить для себя профессии, в которых он мог бы добиться успеха.

3) Давать не только диагностическое заключение, но и строить «прогноз на будущее». Так, высокий уровень перфекционизма в школьные годы нередко наиболее ярко проявляется в стремлении одаренного подростка достичь совершенства в учебной деятельности. Поощряемый родителями и учителями, он тратит много времени и сил на глубокое изучение школьных дисциплин. Повзрослев, он может с тем же пылом отдавать себя лишь учебе (обучению в вузе, получению дополнительных знаний, навыков и т. п. ), и в итоге превратиться в «вечного студента», упустив момент своевременного перехода к собственно профессиональной деятельности. Характерная для части одаренных детей повышенная эмоциональная чувствительность также может не только снизить эффективность начального этапа профессионального самоопределения, но и оказать негативное влияние на последующую профессиональную деятельность, поскольку ведет к появлению острых эмоциональных реакций на неудачи (трудности во время профессионального обучения, столкновение с негативными сторонами выбранной профессии).

4) На разных этапах профориентационной работы подбор методических материалов проводится с учетом личностных особенностей учащихся. Так, на занятиях по профинформированию это позволит своевременно скорректировать подачу информации для подростков с неадекватной самооценкой. Например, важно, чтобы школьник с заниженной самооценкой осознал, что интересующая его профессия будет ему по силам.

5) Профессиональное самоопределение предполагает активную внутреннюю работу. Личностные особенности не только регулируют протекание этого процесса, но при этом и сами могут изменяться. Поэтому необходимо, чтобы профессиональная диагностика строилась с учетом возможной динамикиличностных характеристик, т. е. рассматривать их как развивающееся явление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...