Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Теорія "аномії" (Е. Дюркгейм, Р. Мертон) і тенденції віктимізації в Україні.




15. Теорія " аномії" (Е. Дюркгейм, Р. Мертон) і тенденції віктимізації в Україні.

 

I. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ.

Аномия --это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин пре-ступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность -- это вполне нормаль-ные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность--это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник дол-жен иметь шанс на преступление. Общество без преступности не-мыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зо-вется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачи-слить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбе-жна, неистребима. 1И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человече-ском обществе достигается только тогда, когда против этого раз-нообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность--это фак-тор общественного здоровья, в обществе без преступности давле-ние коллективного сознания было бы настолько сильным и жест-ким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае пре-ступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригиналь-ность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник -- это не какое-то неспособное к социализации суще-ство, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к об-ществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.

По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обще-стве, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения тру-да и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ос-лабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально от-клоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в по-следние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полно-стью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессио-нальные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпора-ции) были ликвидированы. Правительство твердо проводило по-литику свободы предпринимательства, невмешательства в эконо-мику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремле-ний стала движущей силой французской промышленной револю-ции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопро-вождающим ее высоким уровнем самоубийств.

В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначаль-ный и важнейший источник солидарности общества -- это пра-вильное понимание честности и порядочности. Наказание пре-ступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядово-го гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы нака-зания средний гражданин может потерять свою глубокую привя-занность к данному обществу и свою готовность принести необ-ходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме то-го, наказание преступника служит видимым общественным под-тверждением его неполноценности и оправданности порицания любой преступной группы. Это порицание и умаление достоин-ства преступников усиливает среди основной массы населения чувство превосходства и собственной правоты, что в свою оче-редь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания сильней-шим из всех имеющихся средств оправдания и сохранения социа-льной солидарности.

II. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р. МЕРТОНУ

Развитие теории Дюркгейма продолжил Роберт Мертон (1938). Если для Дюркгейма аномия означает неспособность об-щества регулировать естественные импульсы и желания индиви-дов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены ци-вилизаторской деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность определенных обществен-ных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. Высшей целью западной циви-лизации является достижение материального благополучия, бла-госостояния. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Люди без денег де-градируют. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. В то же время существует эгалитарная, уравнительная идеология, заставляющая людей думать, что каж-дый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой це-ли, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в против-ном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия.

Западная цивилизация предоставляет человеку для достиже-ния этой цели институциональные средства, одобренные обще-ством, и проверенные опытом нормы поведения. Общество тре-бует соблюдения этих норм всеми его членами, желающими в со-ответствии с цивилизаторскими целями «выйти наверх». Институ-циональными средствами в западном обществе являются ценно-сти среднего слоя, основанные на протестантской этике труда. До-стижение цивилизаторской цели (материальное благополучие) должно обеспечиваться упорным трудом, честностью, хорошим воспитанием людей и предвосхищающим удовлетворением своих нужд. Насилие и обман как методы достижения благополучия за-прещаются. Личность, применяющая дозволенные методы, полу-чает меньшее признание в обществе, если она не добивается, по крайней мере уровня благополучия среднего слоя. Личность же, добивающаяся достаточно высокого уровня благополучия, обре-тает признание, престиж и высокий социальный статус даже в том случае, если она пользовалась не институциональными средства-ми, не социально структурированными путями. Этот циничный подход вызывает повышенный спрос на институциональные сред-ства, оказывает особое влияние на ценностные представления лю-дей, которые не могут добиться благополучия на путях, разре-шенных обществом. Это, прежде всего представители низших слоев. В этих случаях способность достичь благополучия ограни-чивается не только нехваткой таланта или нужных качеств инди-вида, но и самой социальной структурой. С помощью институ-циональных средств и методов лишь те лица из низших слоев об-щества могут добиться благополучия, которые очень талантливы и работают исключительно упорно. Для большинства же предста-вителей низших слоев такая возможность просто нереальна и по-тому особенно сильным оказывается влияние социально откло-няющегося поведения, делинквентности и преступности, к кото-рым их толкают условия. Таким образом, в основе того сильного давления, которому подвергаются ценностные ориентации низ-ших слоев населения, лежат два следующих момента:

-- Первый состоит в том, что западная цивилизация делает больший упор на достижение материального благополучия, де-кларируя при этом, что достичь эту цель может каждый.

-- Второй сводится к тому, что сама социальная структура су-щественно ограничивает низшим слоям возможности достижения этой цели общественно признанными путями.

Отсюда аномия, по Мертону, -- это крушение системы регули-рования индивидуальных желаний, в результате чего личность на-чинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия--это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения. Применительно к отдельной личности аномия есть искоренение ее моральных устоев. Личность при этом лишается всякого чувства преемствен-ности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее связь с обществом разрушена. Аномия--это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом.

" Феноменологія віктимізації в Україні" на підставі вивчення матеріалів віктимологічних опитувань, проведених автором і представниками UNICRI, робиться висновок про те, що Україна займає середні позиції по характеристиках злочинності в списку країн пострадянського блоку. Зазначені обставини підтвердилися і при аналізі характеристик розподілу віктимізації в Україні і їхнього співвідношення з даними кримінальної статистики. Безсумнівно, перехідний період спричинив собою небувалий сплеск злочинності (навіть без обліку її неабиякої латентності), що супроводжується тотальним відставанням діяльності органів соціального контролю і нездатністю корекції кримінальної ситуації. Зазначене природно позначилося і на характеристиках віктимізації населення. У роботі стверджується, що рівень віктимізації в Україні в середньому в 2 - 2, 5 рази перевищує рівень злочинності, що реєструється. При цьому, якщо в суспільній свідомості віктимізація ототожнюється з насильством, то в основному вона має справу з крадіжками й іншими злочинами корисливого характеру. Це стабільна тенденція для більшості держав. Відомо, що рівень віктимізації по насильницьких злочинах складає приблизно 28/1000; по кишенькових крадіжках і інших викраденнях особистого майна - 68/1000; по крадіжках із проникненням, шахрайствам і автокрадіжкам - 170/1000. Віктимізація поширюється серед населення нерівномірно: чим вищий ступінь ваги злочину, тим рідше виявляється віктимізація.

Аналіз тенденцій віктимізації надав можливості висловити положення про те, що існують гомеостатичні зв'язки між злочинністю і віктимізацією: у випадках, коли суспільство стурбоване станом злочинності, - чим вище злочинність, тим нижче віктимізація; і навпаки, стабільність соціальних відносин, знижуючи страх перед злочинністю, вирівнює показники віктимізації і злочинності. Ризик віктимізації пов'язаний з дефектами способу життя і повсякденної активності, так само як і з індивідуальними відхиленнями, що проектуються ними. Як і в інших європейських країнах, час віктимізації тяжіє до вечора і ночі (насильницькі злочини - вечір/ніч, крадіжки - ніч). Загальна характеристика потерпілих в Україні також нічим не відрізняється від їхнього стандартного розподілу серед інших європейських держав. Пік віктимізації за віком припадає на 16-24 роки, за винятком крадіжок особистого майна, що зберігають стійку тенденцію щодо рівномірного розподілу між усіма віковими групами. Віктимізація щодо злочинів проти особистості у чоловіків у два, два з половиною рази вища, ніж у жінок. У майнових злочинах також превалюють чоловіки, хоча різниця не так помітна. Особи, що знаходяться в шлюбі, менш віктимізовані, ніж неодружені і вдівці. Маргінальність і низький рівень прибутку є супутниками віктимізації. Разом із тим, з ростом прибутків росте і страх перед пограбуваннями, а, отже, і ймовірність бути пограбованими. У роботі наводяться аргументи на користь того, що ризик віктимізації залежить також від ряду індивідуальних факторів соціалізації майбутньої жертви в дитинстві (неправильне виховання, відсутність такого, невдалий шлюб батьків, домінування в родині одного з батьків, соціальне відчуження дитини), а також індивідуальних психологічних факторів (низька самооцінка, пригніченість, психопатії, невротизм, професійні фрустрації, психосексуальні травми, фобії), антигромадського способу життя, досвіду і частоти попередньої віктимізації, девіантної поведінки потенційної жертви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...