Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историография. Историческая антропология. Историческая демография




Историография

Историографию можно определить как «историю дискурса (... ), который люди выработали по поводу своего прошлого» [Carbonell Ch. -O. L'Historiographie. P., 2003 (1981)], или как «изучение различных историко-методических дискурсов и различных способов писать историю» (Bourde G. et Martin H. Les Ecoles historiques. P., 1997). Предмет ее интересов, таким образом, историки, их концепции истории, методы и продукция. Долгое время историография занималась историей исторических идей и анализом исторических трудов. В настоящее время под влиянием социологии и особенно трудов Пьера Бурдьё, а также размышлений о положении исторической дисциплины и ее методах специалисты по историографии стали рассматривать истори-


ческие дискурс и практику в социальном контексте, увязывать сочинения историков с их социальными позициями и стратегиями. Термин «историография» используется также для обозначения совокупности исторических трудов, написанных в одно время или посвященных одной теме или сюжету (например, историография коммунизма). Еще он употребляется как синоним терминов «история» («историческая дисциплина») и «труд историка», а термин «историограф» - как синоним историка. А то, что мы называем историографией, в Германии, например, именуют «историей историографии» (см. ст. «Historiographie», «Historiographiegeschi-chte», историко-методологические размышления в ст. «Historik» в прекрасном словаре исторических понятий: Lexikon Geschichtswissenschaft. Hundert Grundbegriffe. Stuttgart, 2003). Такое употребление понятий вызывает путаницу, и нам представляется предпочтительным избегать этого, сохраняя за историографией ее специфический смысл, которого придерживался Ш. -О. Карбонель в процитированной выше работе. ♦ Эпистемология

Историческая антропология

Этот подход к изучению общества получил развитие в 1970-е гг. Он характеризуется междисциплинарным методом (сочетанием, главным образом, истории, антропологии и этнологии) и специфиче-


ским интересом к некоторым традиционным антропологическим темам, таким как легенды и мифы, ритуалы, тело и жесты, отношения родства. По мнению Жака Ле Гоффа, основавшего в 1970-е гг. Группу исторической антропологии средневекового Запада, с которым полностью солидарен сменивший его на посту руководителя Группы Жан-Клод Шмитт, «суть дела состояла в том, чтобы обогатить историю путем ее сближения с социокультурной антропологией, позаимствовав у последней методы (например, структурный анализ, как его понимал Клод Леви-Стросс), а также объекты исследования и проблемы, прежде малознакомые историкам». Расцвет исторической антропологии наступил в социальном контексте, характеризовавшемся, с одной стороны, релятивизацией ценностей западного общества, которая вызвала повышенный интерес к не-западным обществам, составлявшим предмет изучения антропологов, а с другой, как подчеркивал Жан-Клод Шмитт, - пристальным вниманием к традиционному европейскому обществу (прежде всего, к крестьянству), исчезавшему в результате индустриализации и урбанизации. Книга этого автора «Святая Борзая. Гинефор, исцелявший детей с XIII века» (SchmittJ. -C. Le saint Levrier. Guinefort, guerisseur d'enfants depuis le XHIe siecle. P., 1979), в которой анализируется легенда и история культа борзой-целительницы от Средневековья до новейшего времени, демонстрирует плодотворность


такого подхода. Исследователю пришлось стать «одновременно историком, этнологом и археологом, чтобы встретиться с людьми, жаждущими рассказать свою собственную историю, причем среди самых старых из них попадались такие, кто приносил своих детей к предполагаемой могиле святого Ги нефора»...

Этнология, Менталыюсть/История менталъ-ностей, Структурализм

Историческая демография

Как писал Луи Анри, историческая демография представляет собой «демографическое изучение народонаселения близкого или отдаленного прошлого на основе скудной - или вообще при отсутствии - статистической информации». Создание сразу после Второй мировой войны Национального института демографических исследований (ИНЕД) способствовало знакомству историков с возникшей в конце XIX в. наукой демографией, которая открыла им путь к изучению социальной истории безымянных низов. Роль посредника между двумя дисциплинами сыграл глубоко увлеченный историей демограф Луи Анри, который совместно с Мишелем Флери приобщил историков к обработке и исследованию дошедших из прошлых веков данных о гражданском состоянии. Сформулированная в 1950-е гг. «модель Анри» являлась стандартизованным методом, позволявшим на ос-


нове церковно-приходских книг (содержавших записи о крещениях, браках и смертях) реконструировать семейные связи и изучать демографические процессы в прошлом (число рождавшихся детей на одну женщину, рождаемость и смертность, брачный возраст, структуры семей и т. д. ). В свое время она оказала заметное влияние на историческую науку, примером чему служат, в частности, крупные коллективные проекты количественных исследований, начатые под руководством Эрнеста Лабрусса, или вызвавшие широкий резонанс диссертации историков раннего Нового времени Пьера Губера и Эм-манюэля Ле Руа Ладюри. Эти диссертации, в свою очередь, стали основой для развития исследований в области исторической антропологии в 1970-е гг.

Тем не менее в 1980-1990-е гг. наступил глубокий кризис исторической демографии, от которого она не оправилась и по сей день. Присущие ей яростный гиперобъективизм, сциентистская вера в количественные подсчеты, однообразные методы и крайняя слабость нарративной конструкции не выдержали испытания деконструкционизмом М. Фуко, который перенес внимание с цифр на изучение процесса конструирования источников и аналитических категорий, а затем и генезиса этатического знания. Хотя некоторые исследователи, по примеру Жака Дюпакье, и продолжают отстаивать историческую демографию с ее претензией на всеохват-ность, другие вслед за Полем-Андре Розенталем


предпочитают говорить о «науке о населении» и пытаются выстроить позитивное знание другого типа, учитывающее современный поворот историографии к квалитативной и понимающей истории, примером которой могут служить исследования истории на микроуровне или изучение конструирования гендерных идентичностей. Серийная история

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...