Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историчность. История повседневности. (Alltagsgeschichte - нем.)




Историчность

Термин употребляется для обозначения того, что является историческим, имеет историю. Все общества являются историческими и имеют равную степень историчности, но свою историчность они воспринимают по-разному. Крайний случай -изучавшиеся Филиппом Декола индейцы ачуа-ра Верхней Амазонии (Descola Ph. Les Lances des Crepuscules. P., 1993), для которых история и память о прошлом не имеют никакого значения. В 1960 г. Клод Леви-Стросс предложил свое знаменитое, вызывавшее бурные споры и зачастую неверно понимаемое различие между «холодными» и «горячими» обществами. Первые (этнографические общества) приближаются к «нулевому градусу исторической температуры» и стремятся всеми силами сохраниться такими, какие они есть. Во вторых (главным образом, в западных обществах) наблюдается большая разница температур, высокий уровень событийности, и история становится движущей силой развития. Те и другие совершенно по-разному переживают и осмысливают свою историчность, по-разному воспринимают историю и существуют в ней.

Помимо этих споров, термин «историчность» занимает центральное место в противостоянии натуралистским объяснениям человеческого поведения. Он напоминает, что человек есть по сути существо культурное. Можно заметить, что человеческие


функции, кажущиеся нам самыми естественными (например, эмоции) или отвечающими первичным физиологическим потребностям (есть, пить, спать, испытывать сексуальное влечение и т. п. ), «непосредственно» формируются культурой и, следовательно, имеют свою историю. В отличие от обыденного сознания, напрямую связывающего различие полов с биологическими свойствами, гендерная история показывает, что половая идентичность является, главным образом, результатом исторического, социального и культурного конструирования маскулинности и фемининности, меняющегося во времени и в пространстве. Подобным же образом история чувств исходит из постулата, что наши чувства (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) имеют историю. Согласно Алену Корбену, историчность того, каким образом человек прислушивается к себе и воспринимает сигналы извне, какое значение он придает миру чувств, историчность его оценок и порога терпимости делает возможным появление генеалогии нашего чувственного мира и изучение систем восприятия во времени, в пространстве и в разных обществах. Интерес к понятию историчности является, таким образом, частью культуралист-ского подхода к изучению человеческого общества, при котором «дифференциальное отклонение культур» становится главным вопросом наук о человеке. ♦ Тендер, Диахрония, Конструктивизм, Режимы историчности, Событие, Чувства/История чувств


История повседневности

(Alltagsgeschichte - нем. )

Данное направление исторических исследований получило развитие в Германии в начале 1980-х гг. и представлено, в частности, работами Альфа Людтке. Историки этого направления сосредоточили свое внимание на увиденных «изнутри» специфическом опыте и поведении индивидов в повседневной жизни. Их подход в определенном смысле противоположен традиционной социальной истории, изучающей преимущественно группы, классы и структуры. Не случайно представители последней болезненно отреагировали на появление Alltagsgeschichte. Занимаясь жизненными историями индивидов, историки повседневности ломают барьеры между академической и любительской историей, создавая, например, совместные исследовательские группы (см. об этом ст. Тьерри Надо в «Actes de la Recherche en Sciences Sociales». 1990. N 83). Область их исследований, главным образом, новейшая история, причем преимущественно история эксплуатируемых, «безымянных» (по словам А. Людтке) индивидов, таких как рабочие или домашняя прислуга. Для них характерно обращение к источникам (изобразительным материалам, устным опросам), которые долгое время оставались в небрежении. По мнению ее сторонников, история повседневности со свойственным ей четко сфокусированным подходом способна объяснять проблемы


общего порядка (например, поведение немцев при нацизме) не хуже, чем более глобальные методики. ♦ Актор (субъект), Микроистория, Устная история (и ее источники)

История понятий (Begriffsgeschichte - нем. )

История понятий исходит из того, что исторический опыт и человеческая деятельность находят отражение в языке, терминах и концептах. «Понятия достигают определенного уровня конкретной обобщенности» и «наделены одновременно несколькими смыслами» (Koselleck R. Vergangene Zukunft. Zur Semantik geschichtlicher Zeiten. Frankfurt am Main, 1979), примерами чего могут служить понятия «союз» или «история». Таким образом, история понятий заявляет о себе как о «специализированной методике критики источников, обращающей внимание на употребление основных понятий общественно-политического языка» (Там же) в документах изучаемой эпохи и на изменения в их употреблении.

Кроме того, историческое познание, используя язык в качестве сырья, зависит от осуществленной с его помощью формализации человеческого опыта. Таким образом, резюмирует Михаэль Вернер (см.: Koselleck R. L'experience de l'histoire. P., 1997), понятия «обусловливают [... ] одновременно и исторический опыт, и историческое познание». Козел-лек полагает даже, что «в настоящее время любое обращение к объекту исследования, находящему-


ся в прошлом, содержит в себе историю понятий». История понятий, которую активно развивают немецкие историки, соединяет структуралистский подход с традицией немецкой филологии. В отличие от истории идей история понятий не отделяется от социальной истории, но, напротив, опирается на нее, хотя бы для того «чтобы осознавать всегда существующее непреодолимое расхождение между исчезнувшей реальностью и языковыми свидетельствами о ней» (Там же). Так, подчеркивает Козел-лек (в кн. «Vergangene Zukunft»), чтобы изучать конфликт между реформаторами и юнкерами в Пруссии XIX в., следовало бы проанализировать их «семантическую битву» вокруг таких терминов, как «собственность» и «гражданин». Крупнейшим трудом, выполненным в духе истории понятий, является большая энциклопедия под редакцией Отто Бруннера, Вернера Конце и Райнхарта Козелле-ка «Основные исторические понятия. Историческая энциклопедия общественно-политического языка Германии» («Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland». Stuttgart, 1972-1997), в которой имеются, в частности, статьи о таких понятиях, как «мир», «демократия» и «прогресс».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...