Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диплом/Дипломатика. Идеальный тип. ♦ Герменевтика, Критическая философия истории, Эвристика. Изучение подчиненных групп (Subaltern Studies - англ.)




Диплом/Дипломатика

Термин «диплом» (применительно к Средним векам) означает грамоту, исходящую от императора или короля, в частности определенный тип королевских актов Капетингов. Дипломатика, или наука о письменных актах, название которой происходит от термина «диплом» в этом его значении, изучает процесс составления и форму письменных актов


(устанавливает их подлинность, датировку, происхождение, особенности языка и т. д. ). Изначально сфера ее интересов охватывала, в основном, акты, имеющие юридический характер, а теперь распространяется на все архивные документы; ее задачами являются источниковедческая критика и публикация документов с целью обеспечения к ним доступа. От «диплома» происходит и термин «дипломатия» (т. к. она действует путем заключения договоров). ♦ Внешняя критика, Внутренняя критика


и

Идеальный тип

Это понятие, разработанное Максом Вебером, оказалось чрезвычайно плодотворным инструментом исторического исследования и интерпретации. Оно является своего рода «предельным понятием», обобщающей абстракцией, дающей возможность организовать исторический опыт и сделать интеллигибельным мир, в котором мы живем, путем выявления общих и специфических черт человеческого поведения (например, «романтического») или широкомасштабного исторического явления («западного капитализма»). По словам Макса Вебера, «идеальный тип есть мысленная картина, а не историческая реальность и тем более не " подлинная" реальность, и он никак не может служить схемой для упорядочения реальности или использоваться в качестве примера. Он представляет собой лишь чисто идеальное предельное понятие, с которым соизмеряют и сравнивают реальность, чтобы прояснить эмпирическое содержание некоторых важных ее элементов» (Weber M. Essai sur la theorie de la science. P., 1965). Самое главное в дальнейшем -определить степень отклонения идеи от эмпирической реальности, чтобы уточнить идею и сделать ее более применимой; при этом надо постоянно иметь в виду ее ограниченность и неадекватность под-


вижному, уникальному, противоречивому и отчасти даже хаотичному реальному миру.

Хотя работы Вебера во Франции были восприняты с опозданием (несмотря на усилия Раймона Арона), эвристическая ценность его идей, основанных, по сути, на номиналистической мысли, герменевтической традиции и понимающей социологии, вызвала интерес со стороны таких историков, как Анри-Ирене Марру и Поль Вен. В дальнейшем понятие «идеальный тип» широко распространилось среди сообщества историков и стало при этом употребляться в более расхожем значении для характеристики определенных обобщающих форм исторического описания и указания на их неизбежную неполноту.

♦ Герменевтика, Критическая философия истории, Эвристика

Изучение подчиненных групп (Subaltern Studies - англ. )

Течение Subaltern Studies, в настоящее время очень активное в Индии и в англоязычных университетских кругах, основано на критике господствующих историографии, в частности работ по колониальному вопросу. В противовес истории, изучающей преимущественно колонизаторов или зарождение национализма, приверженцы Subaltern Studies выявляют и исследуют «автономную область политической деятельности угнетенных»,


т. е. населения, с разных точек зрения - от кастовой до профессиональной - подчиненного {Merle L Les Subaltern Studies // Geneses. 2004. N 56). Инициаторами развития Subaltern Studies в 1980-е гг. стали сторонник критического марксизма индийский историк Ранаджит Гуха и его команда, но в конце десятилетия это течение отклонилось от первоначального проекта. Оно отошло от критической социальной истории и увлеклось критикой западных исторических нарративов, сблизившись, таким образом, с лингвистическим поворотом. Суть проекта Гухи и его школы составляют критическое прочтение архивных источников с обозначенной выше точки зрения и критика сложившейся колониальной истории {Ibidem).

Исторический материализм, Культурология (Cultural studies), Лингвистический поворот (Linguistic turn), Постмодернизм, Устная история (и ее источники)

Иконография/Изображение

Под иконографией понимают всевозможные воспроизведения сюжета методами изобразительного искусства, а также изучение этих изображений. Долгое время анализ изображений не занимал большого места в работе историка. Они служили либо простыми иллюстрациями к текстам, либо предметом изучения историков искусства. В настоящее время иконографический анализ составляет


особую область исторических исследований, хотя сомнения по-прежнему остаются как со стороны историков искусства, желающих оставить изобразительные источники в узких рамках своей дисциплины, так и со стороны историков, привыкших работать с текстами и настороженно относящихся к иконографическому материалу Развитие истории ментальностей, а затем культурной истории значительно повысило ценность изображений как источника исторических знаний. Кроме того, расширение территории исторических исследований повлекло за собой использование самых разных изображений в широком смысле этого слова - от наглядных таблиц в письменных текстах до медалей, газетных рисунков и фотографий; работа с каждым отдельным типом изображений требует особого методологического осмысления, в то же время, учитывая эту специфику, необходимо и в целом представлять себе место изобразительного материала в работе историка (см.: Presentation: Image et histoire // Vingtieme siecle. 2001. Octobre-decembre).

Между тем помимо проблем интеллектуального порядка работе историка с изобразительными источниками препятствует целый ряд других обстоятельств, в частности ему иногда очень трудно бывает получить доступ к документам. Копирование обычно ограничивается жесткими условиями. Безусловным прогрессом стало появление электронных баз данных, хотя зачастую все равно возникает


необходимость работать с оригиналами документов. «Как, например, по изображению на экране можно выполнить кодикологическое исследование иллюстрированной рукописи? Как увидеть на диапозитиве игру света, производимую солнечным лучом на витраже? Как обнаружить на скульптуре или архитектурном памятнике следы полихромной росписи, не имея возможности пойти посмотреть их in situ» (Pastoureau M., Rabel С. Image, symbolique, imaginaire. Histoire des images, des symboles et de l'imaginaire // Les Tendances actuelles de l'histoire du Moyen Age en France et en Allemagne. P., 2002). Как правило, у историков не принято оценивать изображения с эстетической точки зрения, их интересуют условия появления и использование этих изображений. Художественные формы как таковые не привлекают их внимания. Они группируют изображения в серии и своды и анализируют их структуру (расположение, варианты и т. д. ). Историки уже не оставляют на откуп искусствоведам даже «великие творения» и изучают их своими собственными методами. В настоящее время подвергаются критике некоторые прежние подходы: например, применительно к истории Средних веков, представление, что изображение напрямую зависит от текста или что форму и сюжет следует рассматривать по отдельности. Развивая «фигуративную мысль» Пьера Франкастеля (согласно которому живопись связана с «автономной функци-


ей сознания», порождающей «целостные системы значений», не сводимые ни к какой другой; см. ст. Bonne J. -С. в «Revue d'esthetique», 1970), современные историки подчеркивают, что изображение само производит смысл, а форма и содержание связаны между собой (Pastoureau M., Rabel С. Op. cit. ). Кроме того, историк должен рассматривать изображение как объект, использовавшийся в определенном контексте (Baschet J. Introduction: l'image-objet // L'image. Fonctions et usages des images dans l'Occi-dent medieval. P., 1996).

Источник, Серийная история

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...