Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генеалогия. Гендер/Гендерная история. Геоистория. Геральдика. Герменевтика




Генеалогия

Генеалогия - это дисциплина, предметом которой является изучение происхождения и выяснение родственных связей. На самом деле беглый взгляд на историю данной дисциплины показывает, что долгое время она сводилась к эрудитскому описанию королевских династий и обоснованию древности дворянских родов. В настоящее время она превращается в массовое занятие, что отражает стремление к поиску идентичности, которое охватило все общество и осуществляется в данном случае путем реконструирования семейной памяти. Однако историки не проявляют большого интереса к изучению родственных связей, несмотря на то что, как показывает ряд работ, оно могло бы обогатить некоторые направления исторических исследований. Так, в своей монографии «Общество принцев» (Bely L. La Societe des princes. P., 1999) Люсьен Бели показал, что международные отношения при Старом порядке подчас трудно бывает отделить от лич-


ных отношений между государями и переговоры о заключении браков между принцами и принцессами из царствующих домов были также и семейным делом. В этой перспективе генеалогия может занять свое достойное место вспомогательной исторической дисциплины.

Вспомогательные исторические дисциплины, Генеалогическая история

Гендер/Гендерная история

По словам Франсуазы Тебо, тендер можно определить как «социальный пол», т. е. как «социально конструируемую разницу полов», образующуюся из динамической совокупности представлений и практик, в которую входят допускаемые виды деятельности и роли, психологические свойства и система верований (Thebaud F. Ecrire l'histoire des femmes. P., 1998). Автор далее уточняет: «Пол воспринимается как нечто неизменное, тогда как тендер меняется во времени и в пространстве; мужественность и женственность - свойство быть мужчиной или женщиной или считаться таковыми - приобретают разные значения в разные эпохи и в разных культурах». Американский историк Джоан Скотт одной из первых занялась этой проблематикой и сразу связала определение гендерных различий с вопросом о властных отношениях. Во Франции гендерная проблематика разрабатывалась в русле истории женщин, которая стала развиваться в 1970-е гг. по


инициативе Мишель Псрро и иод влиянием американской гендерной истории; эти исследования были ориентированы на изучение не столько «женщин», сколько вопроса о различиях иолов. Предпринимая исторический анализ отношений между мужчинами и женщинами, между мужским и женским, гендерная история способствует денатурализации идентитарных категорий иола. Она описывает историю социального, культурного и исторического конструирования половых идентичностей и ролей, а также свойств, приписываемых мужчинам и женщинам. Отличающаяся повышенным вниманием к современным проблемам историописания, гендерная история стала своего рода лабораторией эпистемологических инноваций и рефлексии. Она способствовала также появлению истории мужчин и маскулинности.

Представления/История представлений

Геоистория

Этот термин часто употребляют для характеристики творчества Фернана Броделя и его основного труда «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (1949). В нем историк подчеркивает значение географического времени большой длительности, отметая пену политических событий, и выступает за «квази-неподвижную историю человека в его отношениях с окружающей средой». Именно в этот период Бродель внес свой


оригинальный вклад в науку, предложив новый тип истории, в которой географическое пространство интегрируется в историческую темпоралыюсть.

Геральдика

Геральдикой называется изучение гербов, которые появились в XII в. и представляют собой «разноцветные эмблемы, принадлежащие индивиду, семье или группе лиц; их составление подчинено особым геральдическим правилам» (Мишель Пасту-ро). Эти правила кодифицируют употребление фигур и цветов. Прежде геральдика вызывала интерес, главным образом, со стороны эрудитов, а в настоящее время она широко используется историками Средневековья (для датировки предметов и памятников, а также для изучения истории чувств).

Герменевтика

По словам Мишеля Фуко, герменевтику можно определить как «совокупность знаний и приемов, позволяющих заставить знаки говорить и раскрывать свой смысл» (Foucault M. Les Mots et les choses. P., 1966). Это искусство чтения берет начало в долгой истории интерпретации священных текстов и символов, а позднее - в ренессансном гуманизме и его отношении к сочинениям древних; в настоящее время в самом общем виде оно представляет собой интерпретацию феноменов дискурса, рассматриваемых как знаки. Текст любого типа может сей-


час стать объектом герменевтики и быть подвергнут различным интерпретациям.

Герменевтика представляет для историка двоякий интерес. С одной стороны, он вызван тем, что историческое знание основано на документах, но история при этом не довольствуется ролью филологической дисциплины. История находится на стыке между смыслом, следующим из внутренней организации дискурса, и референтом, отсылающим к внешней по отношению к языку реальности; именно здесь совершается переход от семантики к герменевтике. Именно это, по-видимому, и имел в виду Райнхарт Козеллек, когда писал, что «историк использует письменные источники как свидетельства, позволяющие выявить выходящую за их пределы реальность. Ему, как никакому другому толкователю текстов, приходится систематизировать внетекстуальные факты, хотя и устанавливает он их при помощи языка» (Koselleck R. L'experience de l'histoire. P., 1997). Так историк становится гер-меневтом.

С другой стороны, его интерес вызывается также возможностью создать герменевтику условий историописания, осуществить рефлексию второго уровня относительно обусловленности самого исторического дискурса. Именно этому посвящена третья часть важнейшего труда Поля Рикёра «Память, история, забвение» (Ricoeur P. La memoire, l'histoire, l'oubli. P., 2000). Такая герменевтика об-


ращается в первую очередь к критической философии истории. Отвергая любые претензии на тотальное историческое знание, она тем самым ставит под сомнение спекулятивную философию. Далее, она освобождает историю от влияния со стороны модели точных наук, сконцентрированной на объяснении, и предлагает взамен свойственный общественным наукам понимающий подход, который требует от историка эмпатии по отношению к людям прошлого для восстановления чуждой нам картины их жизни во всей ее полноте. Другая сторона этой герменевтики лежит в онтологически «экзистенциальной» плоскости и обращена к изучению способов нашего исторического существования в мире, где тесно переплетаются история, память и забвение. Так сама история превращается в предмет герменевтики.

Критическая философия истории

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...