Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурные трансферты. Культурология (Cultural studies)




Культурные трансферты

♦        Компаративистика/Сравнительная история

Культурология (Cultural studies)

Сравнительно малоизвестная во Франции, культурология {cultural studies) представляет собой плодотворное направление исследований, возникшее в Англии в 1960-е гг. и к настоящему времени получившее официальный статус. Это новый подход к исследованию взаимоотношений культуры и общества. Важнейшая инновация состоит в отказе от междисциплинарных барьеров и, соответственно, от узкой специализации, в соединении различных научных дисциплин и преломлении их сквозь культурологическую призму (ее можно назвать «антидисциплиной», см.: Van Damm S. Comprendre les Cultural Studies... // Revue d'histoire moderne et contemporaine. BSHMC. Supp. 2004). Культура, понимаемая в широком, антропологическом смысле как совокупность способов мыслить, чувствовать и жить, не сводится лишь к набору великих произведений так называемой «высокой» культуры и включает в себя сферы повседневного и обыденного. Cultural studies осуществили принципиальное смещение интереса в сторону всего того, что


составляет культуру социальных групп. При этом проблематика исследований была сильно политизированной: они преследовали цель «понять, как культура группы, и в первую очередь культура народных масс, формирует протест против социального порядка или, наоборот, принятие существующей власти» (Mattelart A. f Neveu E. Introduction aux Cultural studies. P., 2003).

Первым крупным исследованием этого направления, несомненно, стала работа Ричарда Хоггарта (Hoggart R. The Uses of Literacy: Aspects of Working Class Life. Chatto and Windus, 1957), который захотел выяснить, как культура, распространяемая современными средствами коммуникации, воздействует на рабочий класс, и убедительно показал, что классовое сознание участвует в восприятии культурного месседжа и в значительной мере определяет процесс потребления культуры. Впоследствии, в 1960-1970-е гг., под влиянием Хоггарта появляются работы Центра современных культурных исследований (Center for Contemporary Cultural Studies) в Бирмингеме. Исследователи занимались преимущественно процессом конструирования коллективной идентичности общественного класса путем изучения представлений, которые складываются у общественного класса о самом себе и передаются другим группам. Основополагающей работой стал труд Эдварда Томпсона «Формирование английского рабочего класса» (Thompson E. P. The Making


of the English Working Class. London, 1963); эта книга, в которой внимание уделялось преимущественно опыту субъектов, открывала путь к обновленной социальной истории. Исследователи Центра проявили необычное в то время новаторство, обратившись к изучению молодежных субкультур, например движений байкеров, хиппи и панков.

Но все же эта область исследований оставалась пока маргинальной. Подлинный и несомненный успех ее пришелся на 1980-е гг., отмеченные политическими, экономическими и социальными потрясениями периода правления М. Тэтчер. Но, как замечают А. Маттлар и Э. Неве, этот расцвет сопровождался рядом существенных эпистемологических и интерпретационных сдвигов, в частности возникшими сомнениями в примате классового подхода и переоценкой значения генерационных, гендерных и этнических различий. В это время популярностью в среде культурологов пользовалась книга Мишеля де Серто «Изобретение повседневности» (Certeau M. de. L'invention du quotidien. Arts de faire. P., 1980), которая показала, что в каждом потребительском акте есть творческая сторона, что потребители обладают критическими способностями и могут как усваивать предлагаемые культурные модели, так и ежедневно оказывать сопротивление воздействию со стороны массмедиа.

Кроме того, в 1980-е гг. это направление исследований выходит за границы Великобритании


и становится международным. Особое развитие оно получает в США, где появляется большое количество публикаций, создаются многочисленные исследовательские центры и объекты изучения становятся все более разнообразными. Занимаясь преимущественно исследованием маргинальных культур, защитой всех меньшинств и социально угнетаемых категорий населения, представители cultural studies выявляли формы господства в США мужской, буржуазной, гетеросексуальной модели WASP (Белый/Англо-Сакс/Протестант). В то же время их активная гражданская позиция подчас противоречила заявленному стремлению к беспристрастности и создавала впечатление, что cultural studies стали прибежищем разного рода коммуно-таризма. Расширение аудитории породило новые проблемы и споры (см.: Van Damm S. Op. cit. ).

В настоящее время cultural studies переживают кризис: парадигма утратила прежнюю цельность и разделение исследовательского поля привело к образованию научных сообществ, не желающих знать друг о друге. Одним из симптомов кризиса является возникшее у некоторых исследователей нежелание причислять себя к этой дисциплине и вставать под ее знамя.

Изучение подчиненных групп (Subaltern Studies), Культура/История культуры. Парадигма научная, Постмодернизм


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...