Миф/Мифология. Модерность/Модернизация. Монография
Миф/Мифология Не существует одного-единственного определения мифа, так как мифами по-своему занимаются и этнологи, и специалисты по истории религии, а также психоаналитики. Если, с точки зрения последних, в мифах выходят наружу глубинные конфликты психики, то выдающийся исследователь религиозных верований Мирча Элиаде считал, что «миф рассказывает священную историю, т. е. повествует о главном событии, случившемся в начале Времени, ab initio» и наделяющем смыслом мироздание и человеческое существование. Клод Леви-Стросс видел в мифах аллегорические повествования, призванные объяснить людям, принадлежащим к некой группе, происхождение установленных порядков; он обнаруживал в мифах образ мыслей, свойственный всем людям и связанный со «структурными законами мышления». Мифологией же называют цельную и упорядоченную совокупность мифов, принадлежащих определенной культуре. Многие историки начали заниматься анализом мифов в разгар повального увлечения структу- рализмом. Примерами могут служить работы по исторической антропологии Древней Греции Жан-Пьера Вернана и Пьера Видаль-Наке (см., напр., Vernant J. -P, Vidal-Naquet P. Mythe et tragedie en Grece ancienne. P., 1972) или содержательная, новаторская диссертация Альфонса Дюпрона, посвященная многовековой истории бытования на Западе мифа о крестовых походах (она была опубликована только в 1997 г., см.: DuprontA. Le Mythe de la Croisade. P., 1997). В дальнейшем интерес историков к мифу и его месту в коллективном воображаемом постоянно нарастал, ставились новые вопросы ( Veyne P. Les Grecs ont-ils cru a leurs mythes? P., 1983), а хронологические рамки исследований расширялись вплоть до современности (Girardet R. Mythes et mythologies politiques. P., 1990). ♦ Историческая антропология, Культура/История культуры, Ментальность/История мен-талъностей, Этнология
Модерность/Модернизация Пришедшее из социологии понятие «модер-ности» подразумевает процесс распада различных форм организации традиционного общества при зарождении индустриального общества. Религия, традиции, сельская община, корпорации, ремесло, местные нотабли исчезают, уступая дорогу дехри-стианизации и «расколдованному миру», рациональному поведению, росту индивидуализма, ур- банизации, индустриализации, разделению труда и разделению общества. Однако, значение, в котором это понятие употребляют историки, остается весьма расплывчатым и в настоящее время подвергается переосмыслению (Кристоф Шарль). ♦ Постмодернизм Монография Монографией называют углубленное исследование четко обозначенной темы. Для историка выбор монографического жанра предопределен тем, что подбор и анализ отдельных частных случаев, совпадающих или нет во времени, в зависимости от области исследований, рассматриваются как средства формирования целостного взгляда на изучаемую проблему: так, каждая региональная монография по истории классического Средневековья (Каталонии, Маконне, Вандомуа и т. д. ) вносит свой вклад в понимание феодальной системы и сеньориального господства. Всякая монография предполагает выбор географических, тематических и хронологических рамок и подходящего масштаба исследования в соответствии с поставленными вопросами. Предметы монографического исследования могут быть самыми разными (профессиональная группа, культурная практика, литературный жанр и т. д. ), но при этом у историков оно долгое время обычно ограничивалось региональными рамками. По мнению Люсьена Февра, регион является «естественным» кадром, соответствующим возможностям индивидуального исследователя, и фактором поступательного развития научной дисциплины. В то время регион занимал центральное место и в трудах по географии школы Видаль де ла Блаша, тогда как представители дюркгеймовской социологии критиковали региональные монографии за узкие рамки и отсутствие сравнительного подхода, считая, что в силу этих причин они по определению «не в состоянии что-либо доказать» и не могут дать общие знания (Франсуа Симиан). В 1950-е гг. и позже региональная монография утвердилась в качестве «ведущего жанра» докторских диссертаций по истории, примером может служить диссертация Пьера Губера о Бовези: «Подход в общих чертах один и тот же, внимание обращено на большие группы, на время большой длительности (целый век и более того), на описание самых основных демографических, экономических и социальных структур» (Charter R. Au bord de la falaise. P., 1998). В настоящее время монография, представление о которой изменилось вслед за расширением территории историка, остается основным типом труда по истории, но регион, несмотря на его выросшую политическую значимость, уже перестал быть преобладающим кадром исследований (Ibidem).
♦ Глобальная история, Масштаб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|