Устная история (и ее источники)
У Устная история (и ее источники) «Устная история» характеризуется обращением преимущественно к устным источникам и свидетельствам, зачастую собранным и инициированным самим использующим их историком. Устные источники долгое время не вызывали доверия у историков, привыкших к письменным документам. Между тем в 1960-е гг. под влиянием социальной критики и работ по общественным наукам целое направление занялось выявлением и изучением «голоса народа», звучащего в устном свидетельстве. Впоследствии устная история стала частью исторической практики. Пионерами здесь были англосаксонские страны, где этот вид истории со своими ассоциациями и журналами получил широкое распространение. В настоящее время многочисленные институции и административные учреждения собирают устные свидетельства в целях сохранения памяти и создания своей истории (это делается, например, в ВВС). При работе с устными источниками перед историком встают как обычные вопросы (такие как критика источника), так и особые проблемы (в частности, искажение в результате встречи между историком и свидетелем, психологические/социологические мотивы свидетельства). Архивация записанных свидетельств тоже ставит как общие для архивно- го дела вопросы, так и специфические, в частности о носителях. Флоранс Декан опубликовала на эту тему обобщающую работу, которая соединяет в себе историю устных источников, учебник и практическое руководство по их составлению и использованию {Descamps F. L'historien, I'archiviste et le magnetophone. De la constitution de la source orale a son exploitation. P.: Comite pour I'histoire economique et financiere de la France, 2001). ♦ История повседневности (Alltagsgeschichte), Источник, Память ф
Финализм/Конец Истории Термин «финализм» отсылает нас к философским системам, приписывающим движению истории конечную цель, благодаря которой обретают свой смысл реальные события, люди и вещи. С позиции финализма история описывается как процесс, направляемый имманентно присущей ему целью. Таким образом, идея «Конца Истории» является детерминистской и телеологической философской идеей, представляющей Историю как линейный процесс и придающей ему смысл и цель. По Гегелю, например, История есть тотальный процесс самореализации Духа (или Разума) как имманентного миру высшего принципа. Осуществляя свои цели, абсолютный Разум управляет вещами и хитроумно использует индивидуальные воли и страсти, чтобы воплотиться, осознать самого себя и самореализоваться. Исторический материализм Маркса также относится к исторической телеологии. После того как совершается революция и пролетариат берет власть, открывается горизонт ожидания и конец истории в виде коммунизма: приходит бесклассовое общество, прекращаются отчуждение и раскол между людьми, наступает примирение человека с природой... «Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение» (Маркс К. Экоиомическо-философские рукописи 1844 года). В недавнее время некоторые мыслители, наподобие неоконсервативного политолога Фрэнсиса Фукуямы, предлагали рассматривать победу либеральной демократии, наступившую в результате краха коммунизма в СССР и Восточной Европе, как завершение развития истории человечества в лоне западного либерализма. ♦ Диалектика, Исторический материализм X Хроника/Хронист (в Средние века) По словам историка Бернара Гене, хронику можно определить как «продуманное и проработанное сочинение историка, который, следуя за Ев-севием Кесарийским, пытается реконструировать хронологию прошлого». Хроника является одним из средневековых исторических жанров наряду с анналами - простыми записями событий год за годом - и более риторическими и менее внимательными к датам историями. Но начиная со Средневековья и вплоть до наших дней эти различия остаются дискуссионными и не всегда очевидны. Слово «хроника» может употребляться в том широком смысле, какой оно приобрело в XII—XIII вв., т. е. обозначать любое историческое повествование. В X-XI вв. хроники писались на латыни, главным образом, в монастырях, а также в соборных капитулах. В XII в. с укреплением власти Плантагенетов и Капетингов история выходит за монастырские стены. Аббатство Сен-Дени становится центром королевской и «национальной» истории (видную роль в ее создании сыграл аббат Сугерий). В ответ на запросы дворянской публики, не читающей по-латыни, появляются тексты на разговорных языках. В XIII в. по количеству они уже не уступают латинским хроникам. Хроники могли писаться в стихах, но со временем историческое повествование становится преимуще-
ственно прозаическим. Растет интерес светских лиц к национальной истории, а крестовые походы развивают вкус к повествованию. Историографическая традиция Сен-Дени продолжается, и там создается то, что впоследствии станет «Большими французскими хрониками». В конце Средневековья распространяются домашние биографии и дневники, представляющие собой повествования о событиях день за днем (подобно знаменитому «Дневнику парижского буржуа»). История становится официальной. Карл VII в 1437 г. создает для Жана Шар-тье должность историографа. Герцоги Бургундские пишут свою собственную историю, и у них в XV в. тоже есть свой официальный историк. Написанные на латыни и на местных языках, в стихах и в прозе средневековые хроники отличались также большим разнообразием по содержанию. Некоторые отвечали местным интересам, другие претендовали на все-мирность и начинали повествование от сотворения мира, доводя его до современных автору событий. Хроники также различались своими источниками: от сочинений, авторы которых получали информацию из первых рук и вставляли в повествование документы из королевской канцелярии (как это сделал певчий из Сен-Дени Мишель Пентуен, автор латинской хроники царствования Карла VI), до широко распространенных сокращенных версий и компиляций. Историческое знание в Средние века не было автономным, и хроники должны были
служить нравственности, богословию и праву в сочетании с политическими функциями: прославлять древний род или династию, утверждать права государя или монастыря. Хотя хронист всегда заявлял о своем стремлении к истине, реальность у него легко смешивалась с вымыслом, как в описании священной истории, так и в воспроизводстве стереотипов при рассказе о таких ритуализованных событиях, как битвы или церемонии. ♦ Всеобщая история/Всемирная история, Средние века
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|