Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзегеза. Эмпиризм. Эпиграфика. Эпистемология. Этнография. Этнология




Экзегеза

Этим термином обозначается «филологическая и доктринальная интерпретация текста, смысл и значение которого неясны или являются предметом дискуссии» (словарь «Le Petit Robert»). Изна-


чальный смысл слова был связан с идеей истолкования религиозного текста, но в настоящее время его значение стало шире и распространилось на изучение любых форм дискурса, так что оно почти превратилось в неточный синоним терминов «комментарий», «критика» и «герменевтика». ♦ Внутренняя критика, Герменевтика

Эмпиризм

Эмпиризм исходит из того, что знания приобретаются опытом. В работе историка ее эмпирическая сторона является главной: в истории исследователь собирает совокупность следов прошлого и на их основе строит свой анализ. Он пользуется критическим методом, который, по сути, есть метод эмпирический. Более того, исторический анализ и работа историка зависят от накопленного им знания и от его как жизненного, так и эпистемологического опыта. Ввиду имеющихся в документах лакун и умолчаний («документ никогда [... ] не соответствует полностью событию [... ] все документы являются косвенными и неполными». Veyne P. Comment on ecrit l'histoire. P., 1971) именно опыт историка позволяет ему устанавливать связи, находить объяснения и восполнять недостающее (эту операцию Поль Вен называет «ретродикцией», подчеркивая, что такая работа делается во многом неосознанно). В то же время ремесло историка не исчерпывается эмпиризмом. Без предварительно


выработанных понятий и вопросника ему пришлось бы вслепую продвигаться по своему исследовательскому полю.

Эпиграфика

Эпиграфика занимается поиском и изучением надписей, сделанных на прочном материале, таком как камень или металл, и находящихся в самых разных местах и на самых разных предметах (постройках, надгробиях, столбах, оружии и т. д. ). Хотя обычай оставлять надписи присущ очень многим обществам, не все из них стали объектом специальных эпиграфических исследований. Значительной областью исследований издавна является греко-римская эпиграфика. В 1969 г. Национальный Центр научных исследований создал во Франции лабораторию для составления «Корпуса надписей средневековой Франции». Эпиграфические исследования основаны, главным образом, на изучении серийных данных; их проблематика многообразна и охватывает политические карьеры в Античности, средневековую религиозную историю (например, алтарные надписи) и даже историю солдат Первой мировой войны (на материале оставленных в траншеях граффити и скульптур с текстами). Размышления над проблемами письма и письменности и появление работ на эту тему открывают новые пути изучения надписей.

Вспомогательные исторические дисциплины


Эпистемология

Эпистемологией (от греч. «эпистеме» - наука) во Франции называют философию науки, т. е. критический анализ самого процесса научного познания, его постулатов и результатов. Наряду с мощной эпистемологической традицией точных наук, представленной во Франции именами Га-стона Башляра, Жоржа Кангилема и Александра Куаре, а в настоящее время отчасти вытесненной антропологией науки Брюно Латура, получил развитие рефлексивно-эпистемологический подход и в гуманитарных науках, представители которых обращаются к изучению природы, условий, препятствий и методов научного познания в своей области, а также взаимоотношений между отдельными гуманитарными дисциплинами. Что же касается эпистемологии исторического знания, следует признать, что историки долгое время ее отвергали, предпочитая выступать в роли скромных ремесленников, добросовестно делающих свою работу и не нуждающихся для этого ни в философии, ни в общих идеях. К счастью, благодаря многократным вторжениям на историческую территорию философов Раймона Арона, Мишеля Фуко, Поля Рикёра и Мишеля де Серто большинство историков уже привыкли к постановке эпистемологических вопросов и сами научились их ставить. Выяснение предпосылок и имплицитной философии исторического


исследования занимает теперь видное место в дискуссиях историков.

Этнография

Описательное изучение ограниченной группы людей, имеющей общие цивилизационные характеристики (этноса); оно предполагает работу и наблюдения этнографа «в поле». Цель этнографии - путем изучения нравов, верований, религиозных практик, институций, техники и искусства создать документальную базу для этнологического исследования данной группы. Этнографический подход, использующий практику включенного наблюдения внутри изучаемой группы, в настоящее время находит применение в понимающей социологии и истории.

Историческая антропология, Этнология

Этнология

Использование термина «этнология» окончательно еще не устоялось. В широком смысле он обозначает исследование социокультурных структур отдельно взятой группы, имеющее целью понять изучаемое общество в целом. В XIX в. этнологию определяли как «науку о классификации рас»; в дальнейшем от этой концепции отошли и стали определять ее как антропологические исследования, преимущественно так называемых примитив-


ных обществ. В настоящее время этнологический подход может применяться к самым разным объектам исследования, таким как шахматисты, глухие или бомжи.

Историческая антропология, Этнография


ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Работы по конкретным темам указаны в текстах соответствующих статей.

Bourde G., Martin H. Les ecoles historiques. P. : Seuil, 1997(1983).

Carbonell Ch. -O. L'historiographie. P. : PUF, 2003 (1981).

Chartier R. Au bord de la falaise. L'histoire entre certitudes et inquietude. P.: Albin Michel, 1998.

Certeau M. de. L'ecriturede l'histoire. P.: Gallimard, 1975.

Delacroix Ch., Dosse F, Garcia P. Les courants historiques en France, XIXe - XXe siecle. P.: A. Colin, 1999.

Dosse F. L'histoire en miettes. Des «Annales» a la «Nouvelle histoire». P.: Pocket, 1997 (La Decouverte, 1987).

Dumoulin O. Le role social de l'historien. De la chaire au pretoire. P.: Albin Michel, 2003.

Faire de l'histoire. 3 vols. / P. Nora, J. Le Goff (dir. ). P.: Gallimard, 1974.

Farge A. Le gout de l'archive. P.: Seuil, 1989.

Garcia P., Leduc J. L'enseignement de l'histoire en France. De I'Ancien Regime a nos jours. P. : A. Colin, 2003.


L'histoire entre epistemologie et demande sociale. Creteuil: IUFM de Creteuil - Toulouse - Versailles, 1994.

Koselleck R. L'experience de l'histoire. P. : Gallimard-Le Seuil, 1997.

Koselleck R. Le futur passe. Contribution a la semantique des temps historiques. P.: EHESS, 1990.

Leduc J. Les historiens et le temps. Conceptions, problematiques, ecritures. P.: Seuil, 1999.

Marrou H. -I. De la connaissance historique. P. : Seuil, 1954.

Noiriel G. Penser avec, penser contre. Itineraire d'un historien. P.: Belin, 2003.

Noiriel G. Sur la «crise» de l'histoire. P. : Belin, 1996.

Prost A. Douze lecons sur l'histoire. P.: Seuil, 1996. Русск. перев.: Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: РГГУ, 2000.

Ricoeur P. La memoire, l'histoire, l'oubli. P.: Seuil, 2000. Русск. перев.: Рикёр П. Память, история, забвение. М. : Изд-во гуманитарной литературы, 2004.

Veyne P. Comment on ecrit l'histoire. Essai d'epistemologie. P.: Seuil, 1971. Русск. перев.: Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М.: Научный мир, 2003.


Для сравнения и привлечения дополнительного материала по ряду статей можно обратиться к подготовленному видными немецкими историками изданию: Lexikon Geschichtswissenschaft. Hundert Grundbegriffe / Hrsg. S. Jordan. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 2003. В нем можно также найти интересные статьи, отсутствующие в настоящем словаре.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...