Сфрагистика (сигиллография). Сциентизм. Телеология. Теология истории. Теории истории
Сфрагистика (сигиллография) Сфрагистика изучает печати, которые Огюст Кулон и Ив Метман определяют как «оттиски на мягком материале, обычно на воске, изображений или букв, выгравированных на твердом материале - камне или металле; последний имеет специальное обозначение " матрица", но обычно его тоже называют печатью». Назначение печатей в том, чтобы скрывать содержимое, гарантировать его сохранность, хранить в тайне, удостоверять подлинность, право собственности или идентичность, а также олицетворять чье-либо присутствие. Это распространенный исторический источник (средневековых печатей сохранилось несколько миллионов), и содержащиеся в нем сведения поддаются точной датировке. «Среди всех дошедших до нас средневековых документов они дают, пожалуй, наиболее богатую, разнообразную и достоверную информацию» (Pastoureau М., Rabel CI. Image, symbolique, imaginaire. Histoire des images, des symboles et de l'imaginaire // Les Tendances actuelles de l'histoire du Moyen Age en France et en Allemagne /J. -CI. Schmitt et O. -G. Oexle (din). P., 2002). Собрания, описи и каталоги печатей содержат ценную информацию для исследований в самых различных областях: от навигации до архитектуры и от истории костюма до исполнения власти. Долгое время изучению печатей не уделялось большого внимания, но в последние тридцать лет оно переживает расцвет. Его проблематика и методы расширились (в частности, стали применяться количественные методы). ♦ Вспомогательные исторические дисциплины, Геральдика, Нумизматика Сциентизм В XIX в. вера в безграничные возможности научного познания распространялась не только на область точных наук. Многие авторы ориентировались на методологические принципы экспериментальных наук, переживавших невиданный подъем; все те, кто пытался выстраивать закономерности на основе наблюдения и эксперимента, вовсе не обязательно были сторонниками теорий, сформулированных Луи Пастером или Клодом Бернаром. Эту тенденцию можно проследить на примере таких историков, как Ипполит Тэн (1828-1893) и отчасти
также Фюстель де Куланж (1830-1889), утверждавший, что история есть «чистая наука, такая же наука, как физика или геология» (см.: Garcia P. Le moment methodique // Les courants historiques en France, XIXe - XXe siecle. P., 1999). Хотя историки-позитивисты и строго придерживались установленной методологии и брали подчас за образец экспериментальные науки, но они не превращали историю в подобие точных наук. Так, Шарль Сеньобос считал, что «история не наука, а всего лишь метод познания» (см.: ProstA. Seignobos revisite // Vingtieme siecle. 1994. N 43). Влияние марксизма и развитие социально-экономической истории в 1930-е гг. и после Второй мировой войны придали сциентистский характер многим историческим работам. ♦ Критическая философия истории, Позитивизм, Серийная история т Телеология ♦ Смысл истории, Теории истории, Финализм/ Теология истории ♦ Теории истории, Финализм/Конец истории Теории истории Это выражение обозначает различные направления философии истории, претендующие на осмысление развития человечества в его целостности и на выявление его законов и глубинного смысла. Как правило, все эти теории истории предлагают панорамное, монументальное и упорядоченное видение развития человеческих обществ во времени исходя из системных концептуальных построений на основе теологических принципов или метафизических гипотез. Время представляется как стрела или как окружность, и тогда видение истории приобретает трагический оттенок. Запад исторически унаследовал линейное и эсхатологическое прочтение истории, направленной к лучшему будущему, которое может знаменовать конец истории. Матрицей такого видения, безусловно, был христианский провиденциализм, выразителями которого стали святой Августин и позднее - Боссюэ, рассматривавшие историю как
исполнение Божественного предначертания, призванное завершиться Страшным судом. Светские теории, такие как просветительский прогрессизм (Кондорсе), позитивизм (Конт) или диалектические концепции истории Гегеля и Маркса, в определенной мере унаследовали от прошлого идею, согласно которой история имеет смысл и перводвигатель. Циклические теории истории на Западе возникали реже. Подобные теории, опиравшиеся на аналогию с неизменными природными явлениями и веру в вечный круговорот вещей, существовали в Древней Греции, а затем исчезли в Европе, став достоянием Востока. Исключениями являются две последние великие теории истории XX в. Освальда Шпенглера (1880-1936) и Арнольда Тойнби (1889-1975), которые рассматривали историю как чередование «культур» и «цивилизаций», призванных рождаться, жить, приходить в упадок и, наконец, умирать. Это циклическое движение, в конечном счете, вписывалось в общий подъем по пути прогресса и даже в провиденциальное предназначение, что придавало, таким образом, историческому движению форму спирали. ♦ Позитивизм, Смысл истории, Финализм/Конец истории
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|