Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социоистория. Средние века. Старый порядок




Социоистория

Термином «социоистория» обозначается направление в общественных науках, находящееся на стыке истории и социологии. С 1990-х гг. его активно развивает Жерар Нуарьель; центрами, вокруг которых это направление сформировалось, стали серия книг «Социоистории», выпущенная издательством «Белен» (Belin), и журнал «Женез» («Geneses, Sciences sociales et histoire»). Социоистория изучает социальные связи, «то есть те отношения, которые поддерживают друг с другом инди-


виды в рамках своей повседневной деятельности» (Ж. Нуарьель). Однако социоисторики не довольствуются исследованиями на микроуровне, но «занимаются преимущественно такими связями между индивидами, которые чем-либо опосредованы, будь то деньги (капитализм) или право (национальное государство)» (Ж. Нуарьель). Они препарируют предустановленные категории (такие как «безработица» или «национальность»), чтобы выяснить их происхождение и то, с какими целями они вырабатывались, чтобы понять происходящее сейчас, отвергая при этом идею «конца истории». Социо-историей в настоящее время занимаются, главным образом, историки новейшего времени, социологи и политологи.

Средние века

Во Франции преподавание истории организовано таким образом, что Средние века охватывают период с V по XV в. В общих чертах принято различать раннее (V-X вв. ), классическое (XI—XIII вв. ) и позднее Средневековье (XIV-XV вв. ). Историки много спорили о точных датах, с которыми следует связывать его начало (313, 395, 476 гг. и т. д. ) и конец (1453, 1492 гг. и т. д. ). Выделение этого периода имеет большую институциональную силу, о чем свидетельствует объединение занимающихся им историков в «Общество историков-медиевистов». Но, по правде говоря, речь идет о совершенно про-


извольном делении, и в настоящее время ясно, что эти точные даты не могут быть удовлетворительными со всех точек зрения. Жак Ле Гофф полагает даже, что Средние века можно продолжить до Французской революции и до промышленной революции («долгое Средневековье»). Кроме того, этот термин применим, главным образом, к западной истории.

Сам термин придумали ренессансные интеллектуалы, которые называли так «темный» период, отделявший их от Античности. Они, таким образом, изобрели триаду Античность/Средние века/Ренессанс, что позволило Ги Буа, историку, полагавшему, что около 1000 г. кончился один исторический период и начался новый, утверждать: «Надо честно признаться, мы по-прежнему используем концептуальный багаж пятивековой давности: понятие " Средние века" есть продукт Ренессанса. То, что оно все еще в ходу и задает рамку для преподавания истории на всех уровнях, является крайне вредной аберрацией, потому что оно придает несуществующее единство периоду между падением Римской империи и Великими географическими открытиями. Оно подразумевает существование " средневекового", или " феодального", общества, которое якобы в основных своих чертах сформировалось очень рано, сразу после переселения германских народов. Но можем ли мы быть в этом так уверены? » (Bois G. La mutation de Гап mil. P., 1989). Однако раз-


мышления о специфике данного периода не теряют своего значения. Согласно Алену Герро, Средние века характеризуются двумя ключевыми понятиями - они исчезли в XVIII в. и вместо них возникли понятия «собственность» и «религия», от которых следует отказаться, когда речь идет о Средневековье. Это понятия dominium («социальные отношения между господствующими и подчиненными, при которых господствующие осуществляют одновременно власть над людьми и власть над землей» и одна не может быть отделена от другой) и ecclesia, т. е. Церковь, которая охватывает «все общество в целом, осуществляет тесный контроль над всеми нормами социальной жизни» и занимает, таким образом, «квазимонопольное положение» (GuerreauA. L'avenir d'un passe incertain. P., 2001). Ален Буро, со своей стороны, считает «основной особенностью средневекового пространства-времени существование, пожалуй, уникального в мировой истории способа производства, при котором свободное или полусвободное крестьянство контролируется военной аристократией, взимающей ренту, и Церковью, господствующей над населением в культурном отношении и одновременно владеющей землей. Постепенное формирование того, что принято именовать государством Нового времени, несомненно, является следствием этого порядка, который лучше называть не феодальным, а сеньориальным» (Воигеаи Л. Moyen Age // Dictionnaire du Moyen Age. P., 2002). ♦ Периодизация, Поздняя античность, Хроника


Старый порядок

Термин был изобретен в ходе Французской революции 1789 г. для обозначения разрушенного мира. Франсуа Фюре имел полное основание говорить, что Старый порядок не имеет ясного свидетельства о рождении, но зато свидетельство о смерти ему выписано но всей форме. Отличительной чертой Старого порядка является то, что лишь после своего окончательного завершения он обретает смысл в качестве концепта. Поэтому историкам необходимо постоянно избегать двух подводных камней (анахронизма и телеологии), использование ими понятия «старый порядок» постоянно вызывало возражения, в частности резкую критику со стороны Пьера Шоню. Как любой вид канонической периодизации (Античность, Средневековье, Ренессанс и т. д. ), оно порождает среди историков яростные споры относительно границ и эвристической ценности.

Обычно это понятие охватывает три века французской истории от Итальянских походов до 1789 г., но на самом деле его хронологические рамки весьма неопределенны. Например, многие специалисты по XVI веку вслед за Дени Рише отказываются включать век Ренессанса, Реформации и Гуманизма в Старый порядок. Некоторые предпочитают ему понятие «раннее Новое время». Другие, по примеру Пьера Губера, Робера Мандру и Альбера Собуля, сужают рамки Старого порядка и ограничивают его


1600-1750 гг., когда сложилась устойчивая система, исчезнувшая в результате целой череды потрясений между 1750-1850 гг., а отнюдь не за одну ночь 4 августа 1789 г. Ведь Старый порядок, как его понимают историки, - это не просто политико-юридическая структура, отличительными признаками которой служат сословное общество и монархия Божественного права абсолютистского типа; это еще и корпоративное общество, живущее по обычному праву; это мир ментальностей и чувств, в котором суеверия соперничают с христианским рвением; это экономика, которую характеризуют преобладание сельского хозяйства и слабость связей; это демографический режим с высокой рождаемостью и смертностью, с постоянно и часто повторяющимися голодом, эпидемиями и т. д. В конечном счете, этот концепт, имевший успех благодаря книге А. Токвиля «Старый порядок и Революция», остается эмпирическим, гибким и неоднозначным; разные историки пользуются им по-своему, и он ни в коей мере не сковывает их мысли.

Поздняя античность, Средние века. Периодизация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...