Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Этнические стереотипы и табуированные темы как явления межкультурной коммуникации




Бутенко Анастасия Александровна

Научный руководитель:

к.филол. н., доцент О. А. Хопияйнен

 

Ханты-Мансийск, 2013

 


Оглавление

Введение

Глава 1. Этнические стереотипы и табуированные темы как явления межкультурной коммуникации

Вопрос компетенции и особенности межкультурной коммуникации в языковой культуре

Влияние глобализации на проблемы этностереотипов и табуированных тем в межкультурной коммуникации

Национальный характер в этнических стереотипах

Функционирование табуированных тем в межкультурной коммуникации

Глава 2. Отражение в культуре и творчестве разных народов этнических стереотипов и табуированных тем

Примеры некоторых стереотипов и табуированных тем разных этнокультур (англичан, американцев)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В отечественной науке межкультурная коммуникация является молодым направлением, зародившимся в 90-х годах ХХ века. Без общения человечество постигнет культурная и психическая деградация. Очевиден тот факт, что для взаимодействия друг с другом люди используют различные языки, благодаря которым осуществляется коммуникативный процесс. Таким образом, все формы и способы коммуникации, созданные людьми, используются для связи с окружающим миром и представляют культуру того или иного народа.

Любой из известных в мире языков является способом объяснения и концептуализации окружающего мира. Народы и нации, населяющие нашу планету, имеют определенные представления о людях, выступающих представителями разных культур. В социуме формируются различные стереотипы о себе, о традициях, обычаях, поведении в пределах пространства культур разных народов. Проблемы культурных и этнических отношений между народами довольно длительное время интересуют учёных-лингвистов, а также исследователей следующих наук: социология, этнопсихология, история, этнология, культурология.

Межкультурная коммуникация бурно развивается в различных областях жизни людей в обществе: в сфере политики, культуры, деловой и научной деятельности, в связи, с чем возникает потребность разработки особенностей коммуникации. В процессе общения между представителями культур различных народов важно достигать взаимности в понимании. Взаимопонимание невозможно без знания и понимания особенностей того или иного этноса: образа жизни, культуры, поведения, условий проживания, национального характера.

Каждый народ имеет свою культуру. В культуре народов выработаны определённые представления о культуре других народов. На основании этих представлений происходит межкультурная коммуникация. В настоящее время межкультурное общение невозможно без учёта необходимости и важности знания этнических стереотипов национального характера и табуированных тем разных наций, являющихся своего рода эталоном, характеризующим поведение. Благодаря знанию о данных элементах культуры выстраиваются предположения о своих и чужих особенностях поведения. Безусловно, этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации играют значительную роль, так как дают возможность понять ситуацию и принимать меры согласно складывающимся обстоятельствам.

В этом курсовом проекте изучаются и выявляются этнические стереотипы поведения разных этнических общностей, их национальных характеров, табуированных тем в культурном пространстве для достижения целостного и адекватного взаимопонимания участников процесса общения. Исследование этностереотипов и табуированных тем в многообразии наций позволяет выявить особенности, которые важно учитывать для повышения эффективности межкультурной коммуникации.

В современной этнографии, культурологии и социальной психологии, к примеру, тема этностереотипов весьма популярна. Однако в лингвистике она изучена недостаточно. Актуальность темы обусловлена повышенным интересом исследователей к вопросам культурного и психологического взаимодействия народов. Понятия «этностереотип» и «табуированные темы» привлекают пристальное внимание исследователей, ряд ученых (Ю.А. Сорокин, А.В. Павловская и др.), которые изучают данные вопросы.

ЦЕЛЬ исследования - анализ употребления в коммуникативном общении этнических стереотипов и табуированных тем как явлений межкультурной коммуникации, изучение национальных особенностей их межнационального взаимодействия в условиях глобализации, рассмотрение вопросов компетенции в межкультурной коммуникации.

Исходя из указания цели, поставлены следующие ЗАДАЧИ. Во-первых, исследовать и проследить особенности межкультурной коммуникации в плане влияния глобализации этностереотипов и табуированных тем, рассмотреть вопросы компетенции в межкультурной коммуникации, изучить национальный характер в этностереотипах, выявить функционирование табуированных тем в межкультурной коммуникации. Во-вторых, проанализировать, описать, систематизировать примеры отражения и использования в культуре и творчестве разных народов (в частности, англичан, американцев) этнических стереотипов и табуированных тем.

Методы исследования, использованные для достижения цели работы и для выполнения перечисленных задач: общелогические (синтез, анализ, обобщение), методы теоретического познания (аналогия, систематизация) и другие. ОБЪЕКТОМ исследования в соответствии с темой являются этнические стереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации. ПРЕДМЕТОМ исследования являются функционирование в межнациональном общении этнических стереотипов и табуированных тем.

Теоретическими материалами для работы послужили труды И.Л Солоневича, А.В. Павловской, В.Б. Кашкина, Е.М. Смоленцевой Е.М. и других. Материалом для практического исследования послужили отдельные художественные тексты.

Курсовой проект включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Во введении обозначена цель, сформулированы задачи для написания работы, обоснована актуальность темы исследования, определены методы исследования, указан изученный материал, а также приводится структура работы. В первой, теоретической главе рассматривается вопрос компетенции в межкультурной коммуникации, описываются особенности национальных характеров этнических стереотипов и табуированных тем, их функциональное значение в межкультурном общении, а также влияние глобализации на проблемы этностереотипов и табу-тем. Вторая глава посвящена анализу, систематизации элементов культуры и творчества разных народов на основе использования описательной цели употребления этнических стереотипов и табуированных тем. Итоги работы, оценка изученной проблемы и перспективы исследований в данной области приведены в заключении. Курсовой проект завершает список используемой литературы.


Глава I. Этнические стереотипы и табуированные темы как явления межкультурной коммуникации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...