Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальный характер в этнических стереотипах




В коммуникативном процессе значительное место занимают стереотипные представления различных культур. Возникновение стереотипов обусловлено наличием контактов между культурами разных этносов. Для той или иной народной группы характеры присущие черты, позволяющие отличить одну этническую культуру от другой. В ходе такой дифференциации прослеживается тенденция появления этнокультурных стереотипов. В своих трудах Жеребило Т.В. определяет этнический стереотип (этностереотип) как «образ представителей того или иного этноса, эмоционально окрашенный и обладающий высокой устойчивостью: например, немцы - трудолюбивые и расчетливые» [8; с.279]. Они демонстрируют общие представления о типах культур разных народов. Стереотипы зарождаются в национальной группе. Понятие этнические стерепотипы включает в себя твёрдые суждения о самобытных человеческих образах одних групп с точки зрения других. Каждый из представителей групп имеет свой психологический и психический набор черт. На основании этнических стереотипов появляются определенные типы коммуникации и общения между людьми разных этнических групп.

От специфики социума и культуры этнических групп, условий их развития, глубиной контактов этносов в процессе исторического развития зависит и содержание этностереотипов. Этнический образ формируется на основе стереотипов, формирующих и описывающих этнос с выделением наиболее главных свойств, отличающих свой этнос от чужого. Выступая в качестве этнического эталона, национальный образ формируется под влиянием собственного поведения и ожидания его от других людей.

Этнические стереотипы обычно обобщают образы и характеристики группы и становятся своего рода стереотипами-клише, определителями для представителей групп, в которых распространены эти стереотипы. Примерами стереотипности поведения могут быть черты англичан (вежливость, худоба), итальянцев (эксцентричность), французов (легкомысленность), немцев (аккуратность) и других.

Несмотря на обобщенность и схематизм стереотипных представлений о других культурах и народах, отмечается непосредственное взаимодействие с чужими традициями культур, что приводит к снижению воздействия на психические особенности человека в чужой языковой среде и уменьшают так называемый культурный шок. Не секрет, что в ходе коммуникации между культурами один участник имеет представление о другом через его действия и вместе с его действиями. При адекватном распознавании этих действий и определенных причин в большинстве случаев зависит, как в дальнейшем будут построены взаимные отношения с каким-либо другим человеком. Поэтому этностереотипы позволяют предполагать мотивы и причины вытекающих следствий, исходя из своих и чужих деяний и поступков. Этностереотипы помогают наделить объективными качествами и чертами, на основании которых спрогнозируется поведение человека. Итак, очень важную роль играют стереотипы в межкультурной коммуникации представителей разных этносов. Значение функционирования этнических стереотипов в межкультурной коммуникации даёт возможность выявлять их важность и значимость во взаимном понимании и взаимодействии культур. В трудах английского психолога Р.Стагнера подчеркивается, что в процессе взаимодействия между культурными группами этностереотипы облегчают воспринимать неизученные и незнакомые явления чужой культуры, позволяют делать простым окружение человека в социуме. Существует также подход анализирования роли этностереотипов в процессе социального взаимодействия. Сюда относятся стереотипы скрытого расизма, дискриминации.

Характер формируется в социуме под влиянием условий проживания человека, его мировоззрения, особенностей деятельности и в первую очередь от социальной группы, к которой он относится. Но всё же характер человека является индивидуальной чертой каждой отдельной личности. Любой человек имеет уникальный и индивидуальный характер, зависящий от генетической предрасположенности и от социальных условий жизни и становления личностного роста человека. Несмотря на это, выделяют общие черты, присущие какой-либо социальной группе, в данном случае речь идёт о национальном характере. Допустимо ли обобщать черты в масштабе этноса, ведь не секрет, что нет одинаковых людей? В Англии есть пословица: It takes all sorts to make a world (Все люди разные).

Большинство исследователей в работах рассматривают национальный характер как набор общих национальных черт. Особое внимание обращается на поведение, привычки, национальные обычаи и традиции, вкусы, этностереотипы, адресованные другим народам. В основном, устойчивость стереотипов определяется, исходя из черт национального характера.

Известно, что национальный характер является одновременно и основой, и элементом психологии нации. Национальный характер образует совокупность черт с той степенью взаимообусловленности, при которой становятся заметными особенности культуры, поведенческие стереотипы, мировосприятие каждой отдельно взятой нации. В своих трудах И.Л. Солоневич указывал на то, что народный «дух», психология определяют своеобразие устройства государства. При этом компоненты, «образующие нацию и ее особый национальный склад характера, нам совершенно неизвестны» [31; с.20]. Но само существование особенностей нации является достоверным и находит своё проявление в обычаях, настроениях, верованиях, нравах.

Таким образом, понятие национальный характер и этностереотип практически отождествляются. Различие заметно лишь в том, что стереотип - это видовое понятие, а национальный характер - родовое, при этом стереотип подразумевается в составе национального характера.

Самым ярким примером стереотипов о характере нации являются анекдоты, в которых отмечается разная реакция представителей разных национальных черт, зачастую приписанных. К примеру, при пересказывании анекдота русским человеком про немца, последний характеризуется практичным, педантичным, организованным, любящим порядок во всём, потому и в некотором роде ограниченным. Любвеобильные французы - легкомысленны, думающие только о плотских желаниях и удовольствиях. Представители Америки самоуверенны, знамениты, богаты. Русские люди - безрассудные рубахи-парни, нетребовательные, любители выпить, подраться, но при этом открыты миру. Поведение представителей разных национальностей обуславливается соответствующими для данной нации стереотипами.

Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным, поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными.

Реагируя по-разному на те или иные события и ситуации, представители этнических культур показывают, что имеют место быть свои собственные мнения и акценты, ценности и правила поведения и те, которые существенным образом отличаются от практикующихся в их родной среде и культуре. В своей работе «Глобализация и взаимодействие цивилизаций» исследователь Яковец Ю.В. говорит о системе ценностей, «определяющих поведение человека в семье, в коллективе, в стране, в мире, его менталитет и тип поведения. Пожалуй, именно система ценностей, лежащая в основе менталитета и мотивации, определяет принадлежность к той или иной цивилизации, побуждает к действиям в защиту своей системы ценностей. По системе ценностей разделяют цивилизации Востока и Запада, а также смешанные цивилизации типа евразийской, восточноевропейской или латиноамериканской. Система ценностей определяется преобладающими в данном этносе этическими, идеологическими, религиозными приоритетами и предпочтениями; она передается из поколения в поколение с помощью семейного воспитания и школьного образования, литературы и искусства, средств массовой информации. Система ценностей определяет отношения людей в семье, в быту, на производстве, в социально-политической сфере деятельности, в области научно-технического творчества, взаимодействие между этносами, нациями, государствами, цивилизациями» [39; с.67].

Понятие "чужой" возникает при расхождении, несовпадении явлений своей национальной культуры с другими, принятыми в неродной этнокультуре. При соприкосновении двух разных культур возникает множество новых ощущений, эмоций, чувств. Собственных знаний при этом бывает недостаточно. Целесообразнее понять чужую национальную культуру и внедрить новое в уже известное. Поэтому в межкультурном общении важную значимость приобретает понятие "чужой". Хотя до сих пор учеными не определен термин этого понятия. В данное время он употребляется в быту.

В понятие "чужой" включены несколько смыслов и значений, среди которых можно выделить чужой как незнакомый, странный, сверхъестественный, зловещий, нездешний. Варианты данного понятия допускают его рассмотрение в широком смысле в качестве находящегося за гранями привычных представлений. А антонимичное ему по смыслу понятие "свой" предусматривает знакомые и привычные ситуации и явления. Как бы отправляясь в другую страну, человек выходит за рамки привычных понятий и наблюдает чужой другой мир, отличающийся от своего собственного.

При изучении "чужих" культур возможны трудности в коммуникативной сфере, это становится причиной непонимания другого народа в культурном смысле. Подобное шоковое состояние переживают иммигранты, выбывающие из страны, оказывающиеся в чужих условиях. Это обычно преследуется внутренними неприятными ощущениями от неожиданности слияния или от негативного отношения к своей собственной культуре. В прошлом столетии американский ученый К. Оберг ввёл по этому поводу специальный речевое понятие под названием "культурный шок", связанный с напряжением из-за адаптации, тревогой, чувством потери прежних отношений, одиночеством. Таким образом, весьма важной проблемой современности является проблема принятия и адекватного восприятия чужих культур.

Прослеживается тенденция суждения о других культурах и людях под углом исключительно собственной культуры. При этом коммуниканты в процессе межкультурной коммуникации при оценке партнёров по культуре придерживаются ранее устоявшихся стереотипов. Свободных от стереотипов людей в обществе нет. Это очевидно. Уместно говорить о степени воздействия стереотипов на коммуникантов. Согласно исследованиям ученых степень стереотипизации зависит от опыта взаимодействия между культурами.

В лингвистическом аспекте существуют два подхода изучения этностереотипов. В первом подходе учитываются специфические черты народа: личностные черты людей, составляющих его, интеллектуальные, антропологические, психические, которые подвергаются оценке со стороны. Это разного рода отличия, которые выделяют этот народ среди других. Объектами оценки, в частности, могут быть национальные традиции и обычаи, модели повседневного поведения, черты национального характера, особенности анатомии, физических движений, походки, речи и многое другое. Повторяемость отрицательных или положительных оценок, их массовость (среди представителей данного этноса) и устойчивость во времени - условие формирования этностереотипов. То есть в процессе формирования гетеростереотипа непосредственно участвует автостереотип. В науке этнические стереотипы подразделяются на два вида - описывающие собственный этнос (автостереотипы) и описывающие другой, не свой, этнос (гетеростереотипы). Именно поэтому гетеростереотип невозможно отделить от автостереотипа. Соответственно, в случае, если гетеротип негативно окрашивается, этнический стереотип тоже может стать негативным. В той или иной культуре есть какие-либо негативные реалии, на базе которой формируются негативные этностереотипы. Массово-информационный дискурс способствует их формированию. И, следовательно, возникает языковая ситуация, когда негативный этнический стереотип начинает принадлежать и быть составляющим компонентом табуированных тем [11].

Второй подход основывается на анализе языковых единиц. Слова, фразеологизмы, синтаксические конструкции, пословицы и поговорки, сравнительные обороты, атрибутивные сочетания, иногда анекдоты можно интерпретировать, как средство обозначения этнических стереотипов. Основой для этностереотипов могут служить импликатуры, которые в неявно выраженном виде содержат те или иные мнения об определенном этносе и о характерных свойствах его представителей. Понятие этностереотипа тесно связано с понятием коннотации, определяемое как стандартная, устойчивая ассоциация, которую вызывает в языковом сознании носителей языка употребление того или иного слова в данном значении. Коннотация включает дополнительные семантические или стилистические элементы, устойчиво связанные с основным значением в сознании носителей языка.

Этнические стереотипы плотно встроены в систему ценностей в любой культуре, являются её неотъемлемым компонентом, обеспечивающим некую защиту собственных интересов в обществе. В каждой межкультурной среде применяются и используются энтростереотипы, которые практикуются избирательно, исходя из норм своей родной национальной культуры. Без использования обобщённого оценивания культурных групп (своих и чужих) обойтись невозможно. Отличить представителя другой культурной группы возможно по следующим признакам: пол, речевые особенности, внешний вид, этническая принадлежность, обычаи и традиции, а также, согласно высказыванию Масловой В.А., установить, «какова национальная специфика культур разных народов, как «ведет себя» культура личности во взаимодействии с культурами других личностей» [20; с.18].

Связь между принадлежностью к той или иной этнической культуре и характерными чертам нередко является опосредована. Принадлежащие разным этническим культурам люди соответственно обладают различным пониманием реальной действительности и мира, что приводит к невозможности единения разных коммуникационных сред. Учитывая собственные ценности и культурные нормы, человек определяет особенности фактов, условия их оценки, что не может не влиять на характер нашего общения с представителями иных этнокультур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...