Влияние глобализации на проблемы этностереотипов и табуированных тем в межкультурной коммуникации
Общение и коммуникативные контакты в эпоху глобализации становятся обычным явлением. В результате взаимодействия представителей разных культурных этносов происходит расширение кругозора в этнологическом, культурологическом, историческом, бытовом аспектах. Помимо этого, создаются и развиваются стереотипы и табурированные темы в отношении межкультурных народностей и наций. Человек перед общением должен быть подготовлен. И на помощь в этом вопросе привлекаются этнические стереотипы и табуированные тем в целях продуктивного вооружения нужной информацией для общения, потому что данная информация (о традициях, быте, основах культур, верованиях, религии) способствуют облегчению сложного процесса этнического общения между народами. Если проследить историю человечества, то можно выявить, что разные условия жизни и климата обусловили разность национальных характеров, мышления, поведения, бытовой сферы у разных межэтнических групп. Этнические стереотипы и табуированные темы имеют относительный характер, некую закрепленность за определённой национальной культурой. Следует вывод, что для человека, имеющего целью стать участником межкультурной коммуникации, значимо учитывать те факторы, которые могут позитивное начало переключить на негативное. К ним относятся: информация, не отвечающая современным условиям, а значит, не соответствующая нынешней действительности и реалиям; учёт итогов общения с точки зрения узкой социальной группы в границах народного культурного этноса; интерпретация информации сквозь субъективно-личное мировоззрение, вызванное чувством превосходства к "чужим"; распространяемая представителями другой группы информация. Именно последний фактор является наиболее важной проблемой для современности в эпоху глобализации, которая устанавливается на данных культуры Америки. Таким образом, русские люди часто видят себя и окружающий мир сквозь призму мироощущения американцев, что, естественно, ограничивает русских в широте и просторе собственных обобщений и выводов, исходя из отличительных черт нашего этноса.
Прежде всего, этническая глобализация включает в себя увеличение численности людей на планете, а также способствует взаимному обмену и ассимиляции культурных этносов. Исследователи анализировали художественные произведения современных американских авторов, получивших известность в эпоху глобализации. В результате было определено, что, например, в политике управления государством в России необходим лидер с жёстким характером; представители восточных этнокультур подавляют в себе настоящие эмоции и чувства; вьетнамцы же, напротив, не имеют склонности эмоционально глубоко переживать; жители Англии чопорны; в Латинской Америке замечены необразованные и ленивые люди; американский народ - независим, практичен, законопослушен. В заключение хочется отметить то, что ситуация по поводу глобализации в межкультурной коммуникации вкупе с распространением этностереотипов и табуированных тем приводит к возвеличиванию ценностей представителей американской культуры и традиций народов, населяющих континент под названием Америка. С одной стороны, это приводит к возможности более лёгкого ориентирования на "чужой" территории, а с другой - явно подчёркивает превосходство одной этнической культуры над другой. Само русское слово «иностранный» означает: из иных стран (по-другому чужеземный). Людей объединяет родная для них культура, сохраняющая своеобразие отдельной нации, а не иностранная. Последняя, наоборот, отграничивает людей от других, неродных (чужих) культур. Поэтому в языковой культуре имеет место быть термин конфликт культур. Получается, что мир разделим на своих и чужих: свои - это представители, которые объединены одной культурой и одним языком; чужие не знают этой культуры и этого языка.
В противопоставлении свой - чужой вкладывается смысл борьбы между своим и чужим культурным менталитетом, поэтому во всех однокоренных словах слова иностранец и иностранный предполагается это противостояние. Так, латиноамериканцы не реагируют на американскую сигаретную рекламу «Мальборо», в которой человек, сидящий на лошади (ковбой), является выходцем из низкого и бедного класса населения, имеющий возможность в жизни курить дешёвые и поэтому некачественные сигареты. Зачастую под темами-табу в рамках политической тактичности понимается запрет на высказывания, которые способны оскорбить человека или ущемить его. К примеру, считаются табуированными темы в принадлежность человека к той или иной расе, особенно выходцев из арабских стран (негров, африканцев). Слово «негр» в контекстах не встречается, взамен использую afro-american. Темы-табу - темы, которые при определенных условиях не являются уместными для обсуждения, в силу, в основном, социальных факторов: этикета, цензуры, степенью тактичности говорящего, а также социально-политических, культурных и эмоциональных факторов. Это та информация, которая находится за рамками условий общения и отношений между коммуникантами. В условиях межкультурной коммуникации коммуниканты стараются не касаться таких тем, так как они описывают негативные реалии культуры, к которой принадлежит партнер. Тема, которая воспринимается нейтрально представителями одного этноса, может превратиться в табу в условиях коммуникации представителей различных этносов. Но в условиях внутрикультурной коммуникации негативные этностереотипы могут и не являться табуированной темой. Затрагивание табуированных тем в межкультурной коммуникации становится препятствием успешному общению. Подобное отношение является стилем жизни, например, американцев. В темах разговор, в бытовой обстановке американцы избегают тематики, связанной с принадлежностью к расе, религиозным, сексуальным меньшинствам и тому подобное. Языковые табу, также как и языковые нормы, вырабатываются нацией веками. Язык развивается неразрывно с культурой, поэтому их изучение взаимосвязано и взаимообусловлено. Ведь именно через призму языковой системы этноса мы можем сделать определенные выводы об устоях, традициях и мироощущении его представителей. Темы табуированности и этностереотипов развиваются вместе с культурами и постоянно детально изучаются в качестве явлений современного языка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|