Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Разрешение конфликтов




Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика конфликтов

Конфликт, его признаки

Классификация конфликтов

Феноменология конфликта

Глава II. Разрешение конфликтов

Конфликты и пути их преодоления

Механизмы разрешения конфликта

Глава III. Анализ педагогических конфликтов и практические рекомендации

Поведение в конфликтных ситуациях

Особенности педагогических конфликтов

Практические рекомендации

Глава IV. Экспериментальное исследование конфликтности личности с помощью методики Т. Лири

Заключение: выводы и практические рекомендации

Список литературы

Приложение

 


Введение

Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и застой сковывали бы нас, а монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы.

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот интерес связан и с ростом напряженности в сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Цель нашей работы: установить причины возникновения конфликтов.

Отсюда вытекают следующие задачи:

.Выявить механизмы разрешения конфликтов;

.Диагностировать конфликтность, внутриличностные и межличностные конфликты;

.Определение роли посредника в разрешении конфликтной ситуации.

 


Глава I. Общая характеристика конфликтов

 

Конфликты, его признаки

 

Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим особенным смыслом.

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictos» - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки. Содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

. Состояние открытой, часто затяжной борьбы: сражение или война;

. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, столкновение противоположностей;

. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.

Можно добавить еще одно значение: эмоциональное напряжение, возникающее в силу столкновения противоположных импульсов или от неспособности согласовать, примерить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.

Синонимический ряд понятия «конфликт» включает конфликт, спор, соперничество, единоборство, борьбу, скандал. Неизменным компонентом перечисленных синонимов, а, следовательно, и понятия «конфликт» является столкновение оппозиционных начал, чаще всего - двух.

В психологи понятие конфликта также применяется достаточно широко, фактически адресуясь к разнородным явлениям. Понятие «конфликт» используется и для описания поведения групп, которые одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида.(7).

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки и практики. В различных областях используются следующие понятия: военный конфликт, художественны конфликт, международный конфликт, региональный, международный конфликт, региональный, этнический, межнациональный, конфликты в спорте, педагогический конфликт, криминальный моральный и т.д.

Встречаются и образные выражения, «конфликт возвышенного, аскетического и чувственного понимания любви, «конфликт свободной души и враждебного мира», «конфликт между современным обществом с техникой» и др.

Подобные примеры говорят о необходимости определения таких признаков и критериев, которые позволяли бы отделять конфликтные явления, подлежащие научному осмыслению и анализу, от нестрогих, образных или метафорических случаев использования понятия конфликта.

Признаки конфликтов.

Анализ существующих определений конфликта позволяет выделить один из основных признаков конфликта - это противостояние, столкновение. Это свойство обозначается как биполярность, что означает взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Сама по себе биополярность еще не означает столкновения разных начал. Подлинная противоположность обнаруживается в активном взаимодействии, направленном на преодоление разделяющего их противоречия. Таким образом, в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленная на преодоление противоречия. Также важным критерием конфликта является наличие субъекта. Где нет субъекта - не может быть конфликта. Таким образом, при первоначальном рассмотрении конфликт выступает как биполярное явление - противостояние начал, проявляющих себя в активности, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом или субъектами. (7).

Классификация конфликтов

 

Личностные конфликты.

Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Согласно В.С. Мерлину, психологический конфликт - это «состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ране ли в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями или действиями личности». Психологический конфликт возникает тогда, когда удовлетворение глубоких и активных мотивов личности не возможно или ставится под угрозу. Но если эти внешние условия порождают определенные внутренние, которые представляют противоречия между различными мотивами и отношениями личности, между ее возможностями и стремлениями, только тогда возникает психологический конфликт.

Мотивационные конфликты.

Описание этого вида конфликтов принадлежит Левину. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Он рассматривал конфликты как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом 3 основных варианта этих конфликтов:

) Человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательным, но взаимоисключающими альтернативами;

) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями;

) Одна и та же цель в равной мере и привлекательна, и непривлекательна. (5)

Когнитивные конфликты.

В основе когнитивных конфликтов лежит столкновение несовместимых представлений. Данная проблематика описывается в психологии теорий когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания», психологически противоречивых. Это и есть когнитивный диссонанс.

Чем сильнее диссонанс, что, в свою очередь определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению его. Ситуаций когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем.

Это явление принимает характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и поэтому делающая ее решение тяжелым. (3).

Ролевые конфликты.

Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.

Во-первых, конфликт «Я-роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора.

Второй вариант ролевых конфликтов - это межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему. Например, у работающей женщины показателем ролевого конфликта является чувство вины перед семьей и домом. (3)

Внутриличностные противоречия и конфликты.

Конфликт сложное явление и трудно поддается классификации. Шипиловым предложена классификация, где рассматриваются переживаемые личностью такие мотивы как «я хочу», «надо», «могу», «не могу».

 

Основные виды внутриличностных конфликтов.

Структуры внутреннего мира личности, находящиеся в конфликте

 Вид внутриличностного конфликта
«хочу» (Я хочу) «надо» («Я должен») «могу» («Я есть»)  

 

Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»)

 

Нравственный конфликт (между «хочу» и «Надо»)

 

Конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»)

 

Ролевой конфликт (между «надо» и «могу»)

 

Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)

 

Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»)
       

 

Данная классификация не бесспорна. Но, несмотря на недостатки, эта классификация отвечает интересам практики.

Большой интерес представляет и работа В.В.Столина с точки зрения описания конфликта в структуре самосознания личности. В качестве «единицы самосознания, по его мнению, выступает «смысл «Я», который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Поведение, действие человека могут иметь позитивный смысл по отношению к одному мотиву, негативный по отношению к другому, возникает конфликтный смысл действия. Конфликтный смысл возникает только после совершения поступка. (11).

Межличностные конфликты.

Межличностные конфликты - это ситуации противоречий разногласий, столкновений между людьми.

Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон. (1).

Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Левином. К межличностным конфликтам, он относит случай, который обозначает как «конфликт между собственными и вынуждающими силами», т.е. противоречие между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой. По мнению Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между собственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти. (1).

Конфликты в различных сферах взаимодействия.

С различными интерперсональными конфликтами мы сталкиваемся довольно рано - в 1-2 года. У младших детей конфликты возникают из-за игрушек, у детей школьного возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте из-за правил игры.

Основными сферами взрослого взаимодействия, где мы сталкиваемся с межличностными проблемами, являются дом и работа.

В.П. Левкович и О.Э. Зуськова делят все семьи на 3 основные группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т.е. справляющиеся с семейными конфликтами; проблемные - частично справляющиеся; нестабильные, не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию. (1).

Выделяются несколько основных сфер жизнедеятельности семьи: «культура общения» - соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни; недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потребности в защите Я- концепции; ролевая и жизнь супругов, связанная со «взаимной информационностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера.

Т.М. Мишина выделяет 3 основных типа нарушений взаимодействия в супружеских парах:

«соперничество» - дружелюбно-враждебный характер отношений;

«псевдосотрудничество»- внешне ровные отношения, с элементами преувеличенно заботы о партнере;

«изоляция» - внешняя согласованность, но эмоционально обособлены супруги друг от друга.

Другая область взаимодействия семейного - отношения родителей и детей. По мере взросления, становления ребенка самостоятельно закономерно возникают противоречия, которые особенно сильно проявляются в подростковом возрасте. Родители чаще не готовы к расширению прав подростка, не готовы отказаться от «опекающих» отношений. Нестабильность общества, скорые социальные изменения в настоящее время делают родителей и детей представителями разных миров, что значительно усложняет их взаимоотношения. (3).

Другая сфера межличностных конфликтов - работа и взаимодействие в организации. Это чаще всего конфликты «по вертикали» - с руководителем. Увеличенный контроль руководителя натыкается на сопротивление подчиненного. Производственные конфликты подразделяют:

)связанные с выполняемой деятельностью и целями, достигаемыми в этой деятельности; (функциональный характер);

)связанные с принадлежностью людей к одной организации и коллективу (социальный);

)связанные с естественностью потребности людей в общении и ее реализацией в группе (психологический). (1).

Существует очень много интерперсональных конфликтов, характер которых зависит не только от особенностей противоречий, возникающих между участниками ситуации, но и от смысла, который они вкладывают в эту ситуацию. (7).

Межгрупповые конфликты.

Межгрупповые конфликты - это конфликты, возникающие между группами людей, а также между отдельными представителями этих групп, воспринимающих себя и друг друга как членов разных групп.

В понимании межгрупповых конфликтов выделяют 3 подхода: мотивационный, ситуационный и когнитивный, различающихся по источнику возникновения конфликтов.

Мотивационные подходы исходят из того, что такие явления межгруппового воздействия, как межгрупповая враждебность, межгрупповая дискриминация являются отражением внутренних проблем самой группы.

Ситуационный подход описывает межгрупповые конфликты как следствие особенностей внешней ситуации, прежде всего ее конкурентного характера. Когнитивный подход опровергает жесткую обусловленность межгруппового воздействия ситуацией, дополняет описание факторов детерминации межгрупповых конфликтов когнитивными установками. (3).


Феноменология конфликта

Структурные характеристики конфликтом представляет собой его составные элементы. К ним относятся:

) стороны конфликта (противостоящие)

) условия конфликта (обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность возникновения)

) предмет конфликта (или объект противоречащих друг другу сторон)

) действия участников конфликта (конфликтное взаимодействие).

) исход конфликта (идеальный образ результата, определяющий направленность конфликтного взаимодействия)

Конфликт в своем развитии проходит через следующие этапы:

) возникновение ситуации как конфликтной;

) осознание ситуации как конфликтной;

) конфликтное взаимодействие (или сам конфликт);

) разрешение конфликта. (10).

Существуют следующие формы реагирования на конфликт:

уход от конфликтного взаимодействия интерпретируется как избежание его, игнорирование;

«борьба» с собой или партнером представляет собой попытку подавления конфликта;

диалог объединяет стратегии поиска преодоления конфликта, выработки компромисса между противостоящими сторонами.

В экстремальных ситуациях бывает так, что у людей возникает своего рода «ступор», возникающий при сильном стрессе, а также физические уходы от решения проблемы, например обморок.

Уход от конфликта может быть сознательного и бессознательного характера. К защитным механизмам личности, обеспечивающим охрану психики с помощью бессознательных психических процессов: сублимация, замещение. Вытеснение, регрессия, проекция, рационализация, реактивное образование, идентификация и фиксации поведения. Также сюда можно отнести пересмотр ситуации как конфликтной.

В межличностном взаимодействии уход от конфликта может быть реализован в двух вариантах: 1) нежелание вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий; 2) стратегия уступчивости - человек отказывается от своих интересов в пользу партнера. Такой выбор может быть рациональным, если предмет спора не стоит «борьбы». Но уступчивость, проявляющаяся в нежелании решать свои проблемы нельзя оправдать.

Уход от конфликта может быть связан и с «конфликтофобией» - страх перед конфликтами. Такое отношение к конфликтам в какой-то мере вредит самому человеку. Конечно, жить в согласии и мире лучше, чем в противоречиях, враждебности. Альтернативой «конфликтофобии» является не «конфликтофигиня», как любовь и страсть к конфликтам, но их реалистическое принятие как одной из форм человеческих отношений, а не к свидетельству собственной несостоятельности или вины.

Борьба - осознаваемая человеком форма поведения. Она может протекать и в форме внутреннего убеждения самого себя, когда «сильная» сторона побеждает «слабую».

Иногда споры могут перейти в физическое насилие, но «цивилизованность» заставляет нас избегать этого. Вербальные битвы ведутся в тех же терминах, что и физические. Понятие «борьба» объединяет различные приемы давления на партнера, направленные на ослабление его позиции и усиление собственной, что должно привести партнера к принятию им предлагаемой позиции или к отказу от своей.

Диалог внутренний проявляется во взаимодействии, выраженном в речи разных смысловых позиций, развиваемых одним говорящим. В диалоге обе смысловые позиции получают равное право выражения. Диалог противопоставляется монологу, для которого характерна выраженность одной смысловой позиции.

Диалог реализуется в различных формах. Это может быть диалог, в котором стороны соглашаются друг с другом, поддерживают друг друга. Но может быть и такой диалог, в котором участвуют противостоящие стороны, тогда он принимает характер спора. Это относится и к внешнему и к внутреннему спору.

В межличностном конфликте человек ведет диалог не только с партнером, но и с самим собой. Может быть, диалог и с воображаемым партнером.

Внутренний диалог, который человек ведет во время конфликта с кем-либо, можно рассматривать как организованный диалог между «своей» и «чужой» смысловыми позициями, а диалог во время внутреннего конфликта - как «борьбу» «своей» и «своей» позиции, из которых одна «победит» или же выявиться «третья» смысловая позиция.

Конфликтное взаимодействие.

Цели участников конфликта связаны с предметной стороной конфликта (мотивы получении желаемого), его эмоциональными аспектами (эмоциональными установками участников конфликта относительно друг друга) и нормативным обоснованием своей позиции для себя или для других. Цели могут соотноситься по-разному, в силу чего хотя они и являются регулятором поведения участников конфликта, но не могут однозначно определять характер их взаимодействия.

Различают 3 типа взаимодействия в конфликтной ситуации:

сотрудничество;

кооперация;

конкуренция.

Сотрудничество - представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтно ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших противоречий.

Кооперация - это такой тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению конфликта, независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности.

Конкуренция - это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрушению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия является «победа» над противостоящей стороной.

 


Глава II. Разрешение конфликтов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...