Глава IV . Экспериментальное исследование конфликтности личности с помощью методики Т. Лири
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Из всего многообразия методик диагностики конфликтности личности предпочтительнее методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Она также называется «конфликтный ли Вы человек?». Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. Она предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенности, а также исследования представлении человека о самом себе, своем «идеальном я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого. Для представления основных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная и горизонтальной оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество отношений каждого типа. Исследование проведено в школе № 37 среди учеников 8 класса и среди студентов 3 курса экономического факультета ДГСХА. При сравнении работ школьников и студентов выявилось следующее: у большинства учениц высокие показатели по сотрудничающему и ответственному типом отношения к окружающим, у мальчиков же - по властному и ответственному.
Это вполне естественно, так как властный тип отношения испытуемых к окружающим предполагает оптимистичность, быстроту реакций высокую активность, легкость и быстроту в принятии решений, поступки и высказывания, опережающих их продуманность и т.д., что свойственно подросткам. Ответственный тип межличностных отношений характеризует испытуемых с потребностью производить впечатление на окружающих, нравиться, легко вживающихся в разные социальные роли, с выраженной эмоциональной вовлеченностью. При сопоставлении образа «Я» актуально и «Я» идеального психограммах почти у каждого школьника наблюдаем преобладание и I и V октанта, свойственное личностям с проблемой болезненного самолюбия, единицы имеют конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т. е. проблема подавленной враждебности. Наличие внутриличностного конфликта отражается и на межличностных отношениях. Такие личности чувствительны к оценкам и критике в свой адрес, болезненно реагируют и глубоко переживают. Несмотря на это у школьников высокие показатели доброжелательности, но в идеале они стремятся быть хуже, чем они есть сегодня. У студентов же, не наблюдается преобладание какого-либо одного типа отношения к окружающим, проявляется индивидуальность каждого. Здесь уже испытуемые - вполне сформировавшиеся личности, определившиеся с будущей профессией, с установившимся мировоззрением, принципами и установками. На психограммах студентов наблюдаем умеренное расхождение актуального и идеального «Я», что является необходимым условием для дальнейшего роста личности. Однако, у студентов показатели доброжелательности ниже нуля - такая враждебность может способствовать возникновению и развитию межличностных конфликтов.
Данное проведенное исследование показало, что почти у каждого испытуемого выявился внутриличностный конфликт, а значит гармоничных личностей очень мало. Исследование, проведенное в прошлом году, позволило выявить больше испытуемых с внутриличностной гармонией и доброжелательным типом отношения к окружающим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема «конфликты» очень интересна и бесконечна. Чем больше углубляешься в нее, тем увлекательнее и интереснее. Проведенное исследование, анализ и сравнение работ позволяет сделать следующие выводы: 1. Гармония и согласие человека с самим собой - важный фактор в установлении межличностных отношений. . Конфликт, его разрешение в наибольшей степени зависит от его участника (участников), главное здесь его желание - разрешить конфликт: ведь в жизни встречается много людей, которые «живут» ими. . Основным принципом психолога в работе с конфликтами является безоценочный. Главное в его работе - восстановить позитивные отношения конфликтующих сторон. . Конфликтность людей не зависит ни от пола, ни от возраста человека . Наличие конфликтности определяется структурой личности, внутриличностной гармонией и душевного состояния человека. . Каждая личность, независимо от свойственного ей типа отношения к окружающим, имеет тенденцию к совершенствованию стиля межличностного отношения. Бесконфликтное общество невозможно. Естественно, что и неконфликтные люди сталкиваются с подобными ситуациями. Некоторые качества личности осложняют процесс разрешения конфликта. Поэтому следует придерживаться следующих правил. Правила поведения для конфликтных людей. . Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало. . Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. . Помните, прямолинейность хороша, но не всегда. . Критикуйте, но не критиканствуйте! . Чаще улыбайтесь! Улыбка дешево стоит, но дорого ценится. . Традиции бывают хорошие и не очень. . Сказать правду тоже надо уметь! . Будьте независимы, но не самоуверенны. . Не превращайте настойчивость в назойливость.
. Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы не справедливы к другим. . Не переоценивайте свои способности и возможности. . Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются. . Проявляйте доброжелательность! . Проявляйте выдержку в любой ситуации. . Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах. Еще хотелось бы добавить, не нужно бояться конфликтов, избегать их, не признавать их возникновение, они во многом и помогают людям, в выяснении, например, истинных чувств, отношений. Сложнее гораздо осознание этого конфликта - это важнейший шаг в их разрешении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В.С., «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы». М.: МГУ, 1990 г. 2. Андреева Г.М., «Социальная психология», М., 2001 г. 3. Андреев В.И., «Конфликтология. Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов». М. 1995г. Народное образование. 4. Будасси С.А., «Психология эмоционально-личностных конфликтов в семейных отношениях», М., 1998 г. 5. Василюк Ф.Е., «Психология переживания». М.:МГУ, 1984. 6. Вересов Н.Н., «Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе», М., 1998 г. 7. Волков И.П., «Труд, контакты, эмоции», М., 1980 г. 8. Гасанова П.Г., «Психология саморазвития личности», М.1999 г. 9. Гозман Л.Я., «Психология эмоциональных отношений». М.: МГУ, 1987 г. 10.Гришина Н.В., «Психология конфликта», С.-Пб, 2000г. 11.Дубровина И.В., «Практическая психология образования», М., 2000 г. 12.Здравомыслов А.Г., «Социология конфликта», М., 1996 г. 13..Зеркин Д.П., «Основы конфликтологии», Ростов-н.Д. 1998 г. Феникс. 14.Крылова А.А., Маничева С.А., «Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии», С.-Пб., 2000 г. 15.Крастт Г., «Психология развития» С.-Пб., 2000 г. 16..Кудрявцев В.Н., «Основы конфликтологии», М., 1997 г. 17.Морозов А.В., «Психология влияния», С.-Пб., 2000 г. 18.Навайтес Г., «Тайны семейного (не) счасттья», НПО «МОДЭК», Воронеж, 1998 г. 19.Пайнс Э., Маслач К., «Практикум по социальной психологии», С.-Пб., 2000г. 20.Руденский Е.В., «Социальная психология», М.-Новосибирск, 1997г. 21.Сысенко В.А., «Супружеские конфликты», М., 1989г. 22.Флейк Хобеон К., «Развитие ребенка и его отношение с окружающими», М., 1993г. 23.Практическая психология в тестах. М., 1999 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|