Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV . Экспериментальное исследование конфликтности личности с помощью методики Т. Лири




Из всего многообразия методик диагностики конфликтности личности предпочтительнее методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Она также называется «конфликтный ли Вы человек?».

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. Она предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенности, а также исследования представлении человека о самом себе, своем «идеальном я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Для представления основных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная и горизонтальной оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество отношений каждого типа.

Исследование проведено в школе № 37 среди учеников 8 класса и среди студентов 3 курса экономического факультета ДГСХА. При сравнении работ школьников и студентов выявилось следующее: у большинства учениц высокие показатели по сотрудничающему и ответственному типом отношения к окружающим, у мальчиков же - по властному и ответственному.

Это вполне естественно, так как властный тип отношения испытуемых к окружающим предполагает оптимистичность, быстроту реакций высокую активность, легкость и быстроту в принятии решений, поступки и высказывания, опережающих их продуманность и т.д., что свойственно подросткам. Ответственный тип межличностных отношений характеризует испытуемых с потребностью производить впечатление на окружающих, нравиться, легко вживающихся в разные социальные роли, с выраженной эмоциональной вовлеченностью.

При сопоставлении образа «Я» актуально и «Я» идеального психограммах почти у каждого школьника наблюдаем преобладание и I и V октанта, свойственное личностям с проблемой болезненного самолюбия, единицы имеют конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т. е. проблема подавленной враждебности. Наличие внутриличностного конфликта отражается и на межличностных отношениях. Такие личности чувствительны к оценкам и критике в свой адрес, болезненно реагируют и глубоко переживают. Несмотря на это у школьников высокие показатели доброжелательности, но в идеале они стремятся быть хуже, чем они есть сегодня.

У студентов же, не наблюдается преобладание какого-либо одного типа отношения к окружающим, проявляется индивидуальность каждого. Здесь уже испытуемые - вполне сформировавшиеся личности, определившиеся с будущей профессией, с установившимся мировоззрением, принципами и установками. На психограммах студентов наблюдаем умеренное расхождение актуального и идеального «Я», что является необходимым условием для дальнейшего роста личности. Однако, у студентов показатели доброжелательности ниже нуля - такая враждебность может способствовать возникновению и развитию межличностных конфликтов.

Данное проведенное исследование показало, что почти у каждого испытуемого выявился внутриличностный конфликт, а значит гармоничных личностей очень мало. Исследование, проведенное в прошлом году, позволило выявить больше испытуемых с внутриличностной гармонией и доброжелательным типом отношения к окружающим.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема «конфликты» очень интересна и бесконечна. Чем больше углубляешься в нее, тем увлекательнее и интереснее.

Проведенное исследование, анализ и сравнение работ позволяет сделать следующие выводы:

1. Гармония и согласие человека с самим собой - важный фактор в установлении межличностных отношений.

. Конфликт, его разрешение в наибольшей степени зависит от его участника (участников), главное здесь его желание - разрешить конфликт: ведь в жизни встречается много людей, которые «живут» ими.

. Основным принципом психолога в работе с конфликтами является безоценочный. Главное в его работе - восстановить позитивные отношения конфликтующих сторон.

. Конфликтность людей не зависит ни от пола, ни от возраста человека

. Наличие конфликтности определяется структурой личности, внутриличностной гармонией и душевного состояния человека.

. Каждая личность, независимо от свойственного ей типа отношения к окружающим, имеет тенденцию к совершенствованию стиля межличностного отношения.

Бесконфликтное общество невозможно. Естественно, что и неконфликтные люди сталкиваются с подобными ситуациями. Некоторые качества личности осложняют процесс разрешения конфликта. Поэтому следует придерживаться следующих правил.

Правила поведения для конфликтных людей.

. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

. Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.

. Критикуйте, но не критиканствуйте!

. Чаще улыбайтесь! Улыбка дешево стоит, но дорого ценится.

. Традиции бывают хорошие и не очень.

. Сказать правду тоже надо уметь!

. Будьте независимы, но не самоуверенны.

. Не превращайте настойчивость в назойливость.

. Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы не справедливы к другим.

. Не переоценивайте свои способности и возможности.

. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

. Проявляйте доброжелательность!

. Проявляйте выдержку в любой ситуации.

. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

Еще хотелось бы добавить, не нужно бояться конфликтов, избегать их, не признавать их возникновение, они во многом и помогают людям, в выяснении, например, истинных чувств, отношений. Сложнее гораздо осознание этого конфликта - это важнейший шаг в их разрешении.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агеев В.С., «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы». М.: МГУ, 1990 г.

2. Андреева Г.М., «Социальная психология», М., 2001 г.

3. Андреев В.И., «Конфликтология. Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов». М. 1995г. Народное образование.

4. Будасси С.А., «Психология эмоционально-личностных конфликтов в семейных отношениях», М., 1998 г.

5. Василюк Ф.Е., «Психология переживания». М.:МГУ, 1984.

6. Вересов Н.Н., «Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе», М., 1998 г.

7. Волков И.П., «Труд, контакты, эмоции», М., 1980 г.

8. Гасанова П.Г., «Психология саморазвития личности», М.1999 г.

9. Гозман Л.Я., «Психология эмоциональных отношений». М.: МГУ, 1987 г.

10.Гришина Н.В., «Психология конфликта», С.-Пб, 2000г.

11.Дубровина И.В., «Практическая психология образования»,

М., 2000 г.

12.Здравомыслов А.Г., «Социология конфликта», М., 1996 г.

13..Зеркин Д.П., «Основы конфликтологии», Ростов-н.Д. 1998 г. Феникс.

14.Крылова А.А., Маничева С.А., «Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии», С.-Пб., 2000 г.

15.Крастт Г., «Психология развития» С.-Пб., 2000 г.

16..Кудрявцев В.Н., «Основы конфликтологии», М., 1997 г.

17.Морозов А.В., «Психология влияния», С.-Пб., 2000 г.

18.Навайтес Г., «Тайны семейного (не) счасттья», НПО «МОДЭК», Воронеж, 1998 г.

19.Пайнс Э., Маслач К., «Практикум по социальной психологии», С.-Пб., 2000г.

20.Руденский Е.В., «Социальная психология», М.-Новосибирск, 1997г.

21.Сысенко В.А., «Супружеские конфликты», М., 1989г.

22.Флейк Хобеон К., «Развитие ребенка и его отношение с окружающими», М., 1993г.

23.Практическая психология в тестах. М., 1999 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...