Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности педагогических конфликтов




Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Различают следующие конфликтогенных педагогических ситуаций:

· ситуации (или конфликт) деятельности, возникающие поп поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

· ситуации (конфликты) поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

· ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Среди особенностей педагогических конфликтов можно отметить следующие:

· профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные номы отношений межу людьми;

· участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

· разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

· различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), потому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

· присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них, об этом всегда приходится помнить учителю;

· профессиональная позиция учителя в конфликте обязывать взять а себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

· всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

· конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов

Причины конфликтов. Приведем причины конфликтов:

· малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»;

· свидетелями ситуации являются другие ученики, поэтому учитель сохранить свой социальный статус любыми и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

· учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников;

· оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

· учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопиться строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

· немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

· личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность и т.д.).

Практические рекомендации

Пути помощи учителю в разрешении и предупреждении конфликтов определены во многом благодаря совместной работе с учителями и руководителями школ. Сделаны следующие выводы:

· конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах признаются закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовывать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними;

· ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету «трудным» по поведению. Поэтому в интересах учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;

· нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету - это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.

Причиной многих конфликтов является низкий уровень педагогического общения учителей.

Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Грамотно приведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.

Были разработаны варианты опорных схем для проведения анализа ситуации:

Приведем наиболее полный вариант, который включает следующие моменты:

· описание возникшей ситуации, конфликта (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);

· что предшествовало возникновению ситуации;

· какие возрастные и индивидуальные особенности участников появились в их поведении, ситуации, поступка;

· ситуация глазами ученика и учителя;

· личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет);

· что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

· основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

· варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;

· выбор средств и приемов педагогического воздействия и определения конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, когда, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком и зачем сказать. Сближению учителя и ученика, взаимопониманию способствуют некоторые приемы. Нужно стараться называть ученика по имени, даже когда сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, обыденный с учеником. Ведь каждый считает свое имя лучшим словом во всем лексическом запасе, и услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.

Большое значение в профилактике конфликтов учителя с учеником имеют невербальные средства общения и умение слушать: мимика, тон, интонация речи. Ребенок обладает «эмоциональным слухам», расшифровывает отношение взрослых к нему. При восприятии слов он сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь, потом усваивает смысл сказанного. Крик и монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения и это порождает безразличие.

Учителю также надо уметь слушать ученика и услышать его. Результативность речи учителя во многом зависит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика.

Не упрекайте ребенка его близкими!

Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер - этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус учителя, и взрослого.

«Возврат эмоций» - является важным средством предупреждения и разрешения конфликтов.

Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребенка. Учитель вместе с учениками «переживает» каждый возрастной период становления их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении и работе, великодушно прощает - все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает взаимопонимание. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще.

Наказание. При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим достигнуто будет неповторение поступка, что это устрашит ученика. Однако, что можно построить на страхе. Весь вопрос в том, какой след переживаний остается в душе ребенка после его наказания. Одним из методов, часто применяемых, становится вызов родителей и упреки им все проступки ученика. такая беседа лишь озлобит подростка.

Приглашение «третьего». Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают противостояния, иногда пригашают третьего. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком. Но если учитель не умеет устанавливать правильные взаимоотношения с учениками, то помочь ему очень трудно.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...