Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Анализ педагогических конфликтов и практические рекомендации




Поведение в конфликтных ситуациях

 

Конфликт может позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как мы его разрешим. Он редко бывает застойным - перемены возможны в любое время. Иногда мы можем изменить его курс, просто взглянув на него по-другому. Даже ссора может стать источником развлечения!

Ссоры и разногласия - часть жизни и ошибочно пытаться их избежать. Наша жизнь может стать менее тягостной, если мы научимся предвосхищать конфликт и подходить конструктивно к его разрешению. Разрешение зависит от уровня нашей бдительности, он предваряется более или менее очевидными сигналами.

Сигналы конфликта

Кризис

Кризис как сигнал достаточно очевиден. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. человек способен на крайности. Это и ожесточенные споры, и насилие, и когда человек рвет связь со своим партнером.

Напряжение

В состоянии напряжении искажается восприятии другого человека, его поведения, действий. Наши взаимоотношения обременяются негативными установками и предвзятыми мнениями. В атмосфере напряжения любое недоразумение может привести к конфликту.

Недоразумение

Недоразумение как мы рассматривали выше, часто могут перерасти в конфликт. Они возникают в большинстве случаев из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания, может также быть связано с эмоциональной напряженностью участников ситуации.

Инциденты

Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен, негативные чувства, вызванные какой-либо мелочью, нередко забываются. Но при неверном восприятии забываются. Но при неверном восприятии могут привести к эскалации конфликта.

Дискомфорт

Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции надо прислушиваться. Спросите себя: «Могу ли я, что-нибудь сделать по этому поводу в данный момент?». Вам может в голову прийти какой-то шаг, о котором вы и не подумали бы в другое время. В другой ситуации ничего сделать нельзя как оставаться на чеку.

Выиграть / выиграть - оппоненты или партнеры?

Подход «выиграть / выиграть» не каждому дается легко. как только мы вступаем в конфликт мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Чаще мы действуем по привычке. Если вы каждый раз реагируете на конфликт сходным образом, значит вы выработали у себя одну из нескольких «конфликтных - привычек».

Уход

Физический или эмоциональный уход от конфликта лишает возможности принять участие в дальнейшем развитии ситуации. Уход от конфликта может быть разумным шагом, если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, и ваша невовлеченность в него не отражается на его развитии.

Уход может толкнуть вашего оппонента на преждевременную сдачу позиций, завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместной выработке решений. Уход также может привести к непомерному росту проблемы за время вашего отсутствия. Избегайте также возможности наказания оппонента своим уходом. Подобная тактика нередко применяется, сознательно или бессознательно, для того, чтобы заставить оппонента изменить его отношение к конфликту.

Все нижеперечисленные действия являются формами ухода. Подумайте о том, что происходит, когда вы не согласны с кем-то, и посмотрите, применима ли к вам какая-либо из этих реакций:

· Молчание?

· Демонстративное удаление?

· Обиженный уход?

· Затаенный гнев?

· Депрессия?

· Информирование обидчика?

· Едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной?

· Переход на «чисто деловые отношения»?

· Индифферентное отношение?

· Полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной?

Подавление

Мы отказываемся признать наличие конфликта в том случае, если мы пытаемся поддержать добрые отношения любой ценой. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.

Подавление серьезного конфликта означает, что вы не затрагиваете главные спорные вопросы. Если вы храните молчание, ваш оппонент не знает, что за этим стоит в конфликте:

· Делаете ли вы вид, будто все в порядке

· Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло?

· Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой?

· Ругаете себя за вашу раздражительность?

· Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели?

· Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести?

· Подавляете все ваши негативные эмоции?

Все эти стратегии отражают различные формы подавления.

Выиграть / проиграть

Предпочтение тактики «выиграть / проиграть» нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, Вызываемой чувством поражения. Она отражает такую форму борьбы за власть, при котором одна сторона выходит несомненным победителем.

Вот несколько примеров подхода с позиции «выиграть / проиграть». Приходилось ли вам прибегать к ним?

· Стремиться доказать, что другой человек не прав?

· Дуться, пока не передумают они?

· Перекричать их?

· Применить физическое насилие?

· Не принимать явного отказа?

· Требовать, чтобы ваш оппонент согласился с вам ради сохранения отношений?

Компромисс

Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился. Раздел поровну не всегда является справедливым решением. Недостатки компромисса в том, что одна сторона может, к примеру, раздуть свою позицию, чтобы потом показать - достигнуть без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть далеко не самым оптимальным исходом переговоров.

В конфликте - можете ли вы:

· Поддерживать дружеские отношения?

· Искать справедливого исхода?

· Делить предмет желаний поровну?

· Избегать самовластия и напоминаний о вашем первенстве?

· Получить что-то и для и себя?

· Избегать столкновения в лоб?

· Уступать немного ради поддерживания отношений?

Уход, подавление, «выиграть / проиграть» и компромисс - четыре наиболее часто встречающиеся «конфликтные привычки».

Добавим еще одну стратегию «выиграть / выиграть». Преимущества подхода «выиграть / выиграть» заключается в том, что вы находите приемлемое решение и тем самым укрепляете и улучшаете взаимоотношения.

Вот несколько полезных наметок для поиска решений по принципу «выиграть / выиграть»:

· Определите потребности всех участников.

· Постарайтесь их удовлетворить.

· Признайте ценности других, равно как и ваши собственные.

· Старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей.

· Ищите творческие и неординарных решений.

· Не щадите проблему, щадите людей.

Дилеммы при подходе «выиграть / выиграть».

Вы можете сомневаться, что подход «выиграть / выиграть» срабатывает всегда. У нас могут возникнуть подобные возражения:

1. Что делать с другом, который не отвечает услугой на услугу?

Попробуйте сказать ему: «Я хочу, чтобы мы оставались друзьями, но это не легко мне, поскольку я не чувствую, что ты как-то откликаешься на мои услуги».

2. А как насчет торговли с фирмой, которая, судя по всему, идет к банкротству? Следует ли моей фирме по-прежнему предоставлять ей своевременное обслуживание?

Попробуйте сказать им: «Я понимаю, что вы находитесь в тяжелом финансовом положении в настоящий момент, однако моя фирма не может взять на себя риск неоплаченных счетов, Я должен получить от вас наличные при каждой доставке товаров. Будет ли ваш легче платить сразу, если мы сократить размер доставок и сделаем их более частыми?»

3. Предположим, что у вас есть прямые конкуренты в продвижении по службе.

Попробуйте перестать волноваться по поводу соперников и уделите главное внимание собственным усилиям. Конкуренция всегда предоставляет возможность улучшить работу доставляет возможность улучшить работу вне зависимости от ее исхода. Подлинная победа состоит в том, что вы максимально приложили свои способности.

4. Что делать, если противник сильнее?

Попытайтесь поднять уровень свой игры, не тратя энергию на подрыв шансов своего соперника.

5. Предположим, что ваш сын был пойман при попытке украсть автомобиль.

Прежде всего надо попытаться взять его на поруки - в данный момент он нуждается в вашей поддержке больше, чем когда-либо. Опишите последствия его поступка и то, как это может отразится на его будущем. Выскажите ему свои чувства. Спросите его почему он это сделал, и постарайтесь заглянуть в эту историю поглубже, чтобы узнать, что толкнуло его на столь крайний шаг. Возможно вы должны или можете сделать что-то, что поможет ему удовлетворить его потребность в приключениях или его потребность в независимости. Быть может, с ним надо просто больше общаться.

6. Что можно сделать если человек отказывается сотрудничать?

Нужно продолжать придерживаться стратегии «выиграть / выиграть», чтобы продемонстрировать другим пользу и преимущества сотрудничества. Если мы хотим изменить чье-то поведение - наш наилучший шанс - продолжать предлагать им альтернативы. Если какой-либо член вашей семьи отказывается сотрудничать, не лишайте его вашей любви. Продолжайте оказывать ему поддержки, даже если он настроен враждебно. Не прощайте плохое поведение, но проведите строгие границы, за пределами которых вы не желаете более с ним сотрудничать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...