Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы разрешения конфликта




Наиболее развитой в этой области является семейная терапия. Большое значение уделяется мотивам вступления в брак, которые могут явиться причиной дисгармонии в их отношениях. Типичная схема работы с проблемами взаимодействия включает следующие этапы;

1) заявление проблемы супругами в терминах поведения;

2) высказывание ими своих чувств;

3) попытка решения супругами своих проблем с помощью предложения вариантов.

Целью терапевтической работы становятся целостные изменения в семейной системе, к которым стремится терапевт, бросая вызов организации семьи. При этом используются стратегии, которые Манухсен обозначает как «вызов симптому», «вызов семейной структуре» и «вызов семейной реальности».

«Вызов симптому» заключается в следующем: зачастую семья с трудностями проблему связывает с конкретным членом семьи - носителем симптома. Задача терапевта изменить представление о проблеме, изменить отношение к ней.

Вызов структуре семьи - случай, когда терапевт пытается изменить стандарты и стереотипы взаимодействия.

«Вызов семейной реальности» - это способ ее «переконструирования», прежде всего за счет изменения восприятия семьи, системы семейных отношений и взаимодействий между ее членами.

Пезешкиан предлагает пять стадий для преодоления межличностных конфликтов: 1) наблюдение, предполагающее отказ от критики; 2) инвентаризация, направленная на оценку негативных и позитивных для самого пациента; 3) ситуативное поощрение как подкрепление «правильного» поведения партнера; 4) вербализация - использование соответствующих конструктивных правил для обсуждения проблем с партнером; 5) расширение целей, направленных на выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных возможностей и без переноса негативного опыта.

Таким образом, в этом направлении развиваются идеи и формы работы, которые, в сущности, имеют цель - изменить сложившиеся формы отношений людей, осознание и прояснение того, что игнорируется или подавляется ими, и переход на новый, более подлинный уровень взаимодействия, который может быть обозначен как диалогическое общение.

Принципы психологического посредничества.

Сущность психологического посредничества в межличностных конфликтах - это участие психолога в коммуникативном процессе, направленном на создание такой ситуации во взаимодействии участников конфликта, которая способствует смягчению их противостояния и возникновения согласия.

На первый взгляд это посредничество сходно с медиацией. На самом деле медиатор может разрешать конфликт в конкретной данной ситуации, участники которого не связаны никакими отношениями. Психолог же имеет дело с людьми, связанных долговременными отношениями, и его задача состоит не только в том, чтобы разрешить данную конфликтную ситуацию, а также на то, чтобы сохранить позитивные отношения участников.

Основные принципы психологического посредничества:

)посредник нейтрален;

)посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений;

)посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к долговременности;

)посредник обеспечивает защищенность участников переговоров;

)посредник несет ответственность за процесс, но не за характер принимаемых решений.

Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания.

В организации диалога между участниками конфликта возникают препятствия. Самое главное препятствие - это нежелание сторон разрешать его. Теоретически согласия можно достигнуть всегда, но оно не возможно, когда стороны не хотят этого. Чаще всего это случаи, когда конфликт выгоден обеим сторонам или одной из них.

Другое препятствие - использование «силовых» методов и привычка быть судьей. Каждая сторона считает свою позицию правильной, оборотная сторона «своей правоты» - это осуждение другой.

Неэффективные стратегии поведения, которые выбирают люди в конфликтных ситуациях, становятся главным препятствием к их разрешению. В их основе - представление о том, что выйти из конфликта можно лишь «победителем». Для того чтобы разрешение конфликта стало действительно возможным, необходимо такое эффективное взаимодействия, которое ведет к ослаблению противостояния и пониманию. Организацию этого взаимодействия в конфликте и берет на себя посредник. Процесс психологического посредничества переводит международный конфликт в форму коммуникативной ситуации с особыми правилами, взаимодействие в котором способствует урегулированию конфликта.

Процесс психологического посредничества.

Работа психолога начинается с того, что к нему за помощью обращаются участники конфликта или один из них. На этой стадии психологу нужно выбрать тип работы. Нужно отметить, что посредничество основано на добровольном согласии обеих сторон на участие в этом процессе.

Основанием для принятия решения в пользу того или иного вида работы психолога с конфликтом является знакомство с клиентом и его проблемой. С этого начинается любая психологическая работа с клиентом, и на этом этапе психолог может принять решение о целесообразности работы с данной проблемой не в режиме индивидуальной работы с клиентом, но в рамках посредничества.

В процессе психологического посредничества выделяются три стадии: беседа с первой стороной конфликта, беседа со второй стороной конфликта, совместное обсуждение проблемы участниками конфликта и посредником.

Контакт посредника с клиентами имеет те же характеристики, что и любой другой консультативный контакт. Наиболее важным в работе посредника является принцип нейтральности. Нейтральность это, прежде всего - безоценочная позиция. Такая позиция приводит к тому, что люди безпроблемно, легче вступают в контакт с психологом. Но участники конфликта должны чувствовать его заинтересованность.

Положение посредника часто осложняется тем, что люди ждут от него помощи, советов, ждут, что своей компетентностью он решит проблему в их пользу. Устоять в такой ситуации можно при абсолютной уверенности в том, что самую большую помощь можно принести, не решая за них проблемы, а помогал им их решить, предложив инструмент решения своих проблем.

Очень важное значение в разрешении конфликта имеет анализ его. Р.Фимер, занимающийся проблемами межгрупповых конфликтов, выделяет основные принципы анализа конфликта:

.Анализ конфликта должен быть направлен на источники и типы конфликта и процессы взаимодействия, которые привели к данному состоянию конфликта;

. Анализ конфликта должен описывать потребности, ценности, интересы и позиции в связи с главными спорными вопросами.

. Анализ конфликта должен быть направлен на восприятия, потребности, опасения к цели каждого участника и должен делать возможным прояснение ситуации, взаимный обмен признаниями, гарантиями и потенциальными вкладами.

. Анализ конфликта требует ясной и четкой коммуникации.

. Анализ конфликта может быть облегчен умелым и беспристрастным консультантом.

Эти принципы относятся к самому переговорному процессу.

Психологи считают, что при анализе конфликта должны учитываться следующие аспекты:

. участники конфликта;

. проблемное поле конфликта;

. позиции и интересы;

. отношения участников конфликта.

Все эти элементы, а также предпринимавшиеся (или не предпринимавшиеся) сторонами попытки урегулирования конфликта необходимы для информационного обеспечения переговорочного процесса.

Анализируя конфликт, для психолога существует типичная опасность- опасность собственной интерпретации. Целесообразнее работать с представлениями клиентов как с данностью, принимая их видение ситуации таким, какое оно есть. При работе с клиентом психолога не должна покидать вера в собственные силы человека, обратившегося за помощью, а также в то, что любой конфликт может быть разрешен.

Раздельная работа с участниками конфликта.

В такой работе психолог, выполняя роль посредника, встречается то с одной стороной, то с другой. В ходе рассказа человека о своей проблеме психолог пытается получить наиболее полные сведения о конфликте. При этом он задает проверяющие, уточняющие вопросы, но все они должны быть безоценочного характера.

Способ проведения беседы, ее «методику» выбирает сам психолог. Однако, не следует избегать данного объяснения клиентом своей позиции, ее аргументации, так как он все больше ее закрепляет, что сокращает возможности ее изменения.

Важной задачей такой работы психолога является «переопределение» ситуации, так чтобы новый взгляд на проблему открывал возможность для альтернативных действия во взаимодействии участников конфликтов.

Важным изменением, необходимым для успешной работы с конфликтами - это изменение позиции человека с точки зрения принятия на себя ответственности за происходящее с ним. В изменении позиции клиента психологу помогает принцип «здесь-и-теперь». Мы не можем изменить прошлое человека, однако, должны использовать возможность, которую нам предоставляет приход клиента к нам и его просьба о вмешательстве в данную ситуации. Мы должны попытаться исключить из его привычного репертуара неэффективные способы отношения к проблеме. Например, не дать женщине - невинной жертве своего грубого и несправедливого мужа - возможности предстать перед нами такой беспомощной и неуверенной в себе. Это уже начало работы по «переопределению» ситуации- новые правила, по которым клиент строит свои отношения с людьми, в данном случае с психологом.

Важными в раздельной работе с участниками конфликта являются также следующие аспекты:

переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников;

смягчение обвинительной позиции участников конфликта;

уточнение проблем, подлежащих дальнейшему обсуждению;

обсуждение с участниками конфликта возможного характера и результата его разрешения.

Сложнее психологу работать со второй стороной конфликта, поскольку он может быть «не настроен» на его помощь, на разговор с ним. Однако, психолог должен сделать все от него зависящее, чтобы «расположить» вторую сторону к диалогу, к переговорочному процессу. Одним из таких способов является «указание на издержки коммуникации», когда с помощью вопросов психолог подводит участника к обсуждению и осознанию возможных последствий отказа от коммуникации.

Независимо от того, какие приемы будет использовать психолог, главное - своей активностью не перевести клиента в более пассивную позицию.

Процесс совместного обсуждения и урегулирования проблемы.

Работе психолога с обоими участниками конфликта предшествует промежуточный этап, связанный с анализом результатов предшествующей работы и подготовкой к совместному обсуждению и поиску соглашения в конфликтной ситуации. Посредник анализирует общие проблемы и проблемы, предъявляемые только одним участником, определяет предмет конфликтной ситуации и изменяет ситуации, создавая новую так, что способствует урегулированию конфликта.

В совместной встрече выделяют начальный, основной и завершающий этапы работы.

Начальная стадия направлена на создание общей атмосферы обсуждения, а также на введение правил, которые в дальнейшем используются как регуляторы переговорочного процесса. На этой стадии психолог задает своим поведением образец для участников конфликта. Психолог должен вести себя так, какими хотел бы видеть участников конфликта.

Основная стадия включает в себя совместное обсуждение участниками конфликтной ситуации существующих проблем и выработку соглашений, направленных на их разрешение. В начале основной части переговоров посредник предоставляет слово участникам переговоров и просит их поочередно кратко изложить свои позиции. Далее переговорный процесс включает поэтапное обсуждение проблемы, принятие конкретных соглашений по отдельным вопросам, переход от этих частных договоренностей к соглашениям более общего порядка.

Но главное в поведении посредника - принцип нейтральности. Этот принцип психологами обозначается как «сбалансированное поведение». Психолог должен придерживаться следующих правил: 1)равное размещение участников за столом переговоров (симметричное относительно посредника); 2)поочередное обращение посредника к обеим договаривающимся сторонам; 3)выравнивание объема работы с участниками ситуации.

Завершающая стадия заключается в подведении итогов и закреплении достигнутых соглашений и предотвращении возможных негативных последствий. Нельзя забывать, что психологическое посредничество - это не только разрешение конфликта, но и восстановление отношений.

Относительно эмоционального поведения участников конфликта сохраняется принцип - ослабить деструктивные установки и проявления, поддержать и усилить их конструктивное поведение. Если с одной стороны допускаются эмоциональные выпады в адрес другой, то посредник должен вмешаться. В случаях же, когда эмоциональные переживания способствуют облегчению коммуникации, то они не ограничиваются посредником.

При нежелании участников конфликта вступать в диалог, в контакт, посредник переводит коммуникацию на себя.

Общее обсуждение конфликтной ситуации - это «кульминация» в работе посредника. Именно здесь и сейчас может возникнуть прорыв от непонимания, взаимного раздражения и ощущения безвыходности к внезапному чувству общности проблем. Это становится решающим в разрешении конфликта - на это и направлена деятельность посредника-психолога.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...