Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика теории функциональных стилей




Содержание

Введение

Глава 1. Язык газеты в системе функциональных стилей

Общая характеристика теории функциональных стилей

Структурно-языковые особенности современной английской газеты

Функционально-языковая специфика современного газетного заголовка

Глава 2. Своеобразие языковой игры в текстах современных английских газет

Сущность понятия «языковая игра»

Способы создания эффекта языковой игры на различных уровнях языка

Основные способы создания эффекта языковой игры на фонетическом уровне

Графический уровень экспликации эффекта языковой игры

Языковая игра на словообразовательном уровне

Создание эффекта языковой игры на фразеологическом уровне

Семантический уровень создания эффекта языковой игры

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

Газеты и журналы играют очень важную роль в жизни человека. Они помогают ориентироваться в окружающей нас действительности, дают информацию о событиях и фактах. Очень актуально звучат в наше время слова американского автора Брайана Смита: «Всё, что я знаю - это то, что я вижу в газетах. Хороший читатель всего за год может узнать из газет всё то, что большинство людей познают за годы, проведённые в библиотеках».

В периодической печати отражается современная действительность, а язык газетных текстов выступает как социальная сила, средство формирования взглядов и управления поведением людей. Постоянные изменение в языке привели к тому, что в настоящее время имеет место быть новый тип личности читателя и современный газетный текст. И журналистское произведение должно быть ориентировано на определенный тип читателя, чтобы читатель смог адекватно воспринимать прочитанный им текст.

Прием создания эффекта языковой игры активно применяется при составлении статей и заголовков в современной прессе, что отмечается в многочисленных исследованиях последних лет (Михейкина, 2008; Осина, 2007; Сопова, 2007; Стахеева, 2008). Широкое включение приемов языковой игры в тексты составляет специфику языка английской газеты рубежа ХХ-ХХI веков и обусловливает актуальность данного исследования. Языковая игра в тексте превращается в эффективный инструмент воздействия на потенциального читателя. Вовлечение читателя в диалог через языковую игру считается основным средством привлечения и активизации внимания.

Объектом исследования служат тексты английских газет XX - ХХI веков.

Предмет исследования составляют способы создания языковой игры в текстах современной английской прессы.

Цель работы заключается в анализе основных способов создания языковой игры на различных уровнях языка в английском газетном тексте.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

проанализировать типологические характеристики публицистического стиля;

определить структурно-языковые особенности современной англоязычной газеты;

установить функционально-языковую специфику заголовка текстов современных газет;

доказать значимость языковой игры в создании современных английских газетных текстов;

выделить основные способы создания языковой игры на различных уровнях языка.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования: метод сплошной выборки материала; метод анализа и синтеза; сравнительно-сопоставительный метод; метод лингвостилистического анализа; метод наблюдения.

Теоретическая значимость данной работы состоит в изучении и анализе современной газетной прессы Великобритании и США на уровне языка.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в курсах лекционных и практических занятий по лексикологии, стилистике английского языка, а также послужить основой для дальнейших исследований в данной области.

Материалом для исследования послужила американская и британская качественная пресса, а также таблоиды: The Daily Telegraph, The Times, The Guardian, The Independent, Financial Times, Daily Mail, Daily Express, Daily Herald, Morning Star, The Sun, газеты США New York Daily News, National Enquirer, The Weekly World News, The Daily Telegraph, The Times, The Guardian, The Independent, Financial Times. Всего собрано около 200 единиц по материалам электронных версий публикаций за последние 10 лет.

Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, содержащего 80 источников.


Глава 1. Язык газеты в системе функциональных стилей

Общая характеристика теории функциональных стилей

 

Система функциональных стилей находится в состоянии непрерывного развития. Сами стили обособлены в разной степени: границы некоторых из них определить нелегко, а стили как таковые трудно отделить от жанров. Эти трудности особенно заметны, когда речь идет о стиле газет. Наряду с публицистическим стилем в газете можно встретить и официально-деловой при публикации документов общего значения, и научный; наконец, в газетах публикуются и художественные произведения или отрывки из них. Некоторые авторы предлагают выделять не газетный, а информационный стиль, который может использоваться в газете, на радио и телевидении. Его также называют стилем массовой коммуникации. Выделить общие черты газетного стиля все же можно, а для стилистики как науки предметом является общее и закономерное, а не возможные частности. Выделяем же мы научный стиль, хотя и там, безусловно, имеется жанровая дифференциация: язык журнальной статьи отличается от отчета о проделанном эксперименте, а техническая документация сочетает в себе черты официально-делового и научного стилей. Совершенно очевидно, что система экстралингвистических стилеобразующих факторов имеет много общего даже в разных типах газетных материалов, а поскольку организация языковых элементов стиля самым тесным образом зависит от экстралингвистических факторов, специфика газеты как общественного явления и вообще специфика массовой коммуникации объективно приводят к необходимости признания газетного стиля как одного из функциональных стилей. Социальная ситуация общения для газеты весьма специфична. Газета - средство информации и средство убеждения. Она рассчитана на массовую и притом очень неоднородную аудиторию, которую она должна удержать, заставить себя читать. Газету обычно читают в условиях, когда сосредоточиться довольно трудно: в метро, в поезде, за завтраком, отдыхая после работы, заполняя почему-либо освободившийся короткий промежуток времени и т.п. Отсюда необходимость так организовать газетную информацию, чтобы передать ее быстро, сжато, сообщить основное, даже если заметка не будет дочитана до конца, и оказать на читателя определенное эмоциональное воздействие. Изложение не должно требовать от читателя предварительной подготовки, зависимость от контекста должна быть минимальной. Вместе с тем наряду с обычной, постоянно повторяющейся тематикой в газете появляется практически любая тематика, почему-либо оказывающаяся актуальной. Затем эти новые ситуации и аргументы тоже начинают повторяться. Эта повторность, а также и то, что журналист обычно не имеет времени на тщательную обработку материала, ведут к частому использованию штампов. Все это и создает своеобразие стилеобразующих факторов газетного текста. Стили различаются между собой не столько наличием специфических элементов, сколько специфическим их распределением. Поэтому наиболее показательной характеристикой функционального стиля является характеристика статистическая. Статистическое выделение функционального стиля осуществляется методом корреляционного анализа, для чего из нескольких сотен текстов отбираются по методу случайных чисел отрывки по 100 словоупотреблений в каждом и подсчитывается, как в этих отрывках представлены те или иные признаки, выбранные в качестве характеризующих стиль, например классы слов. Таким образом, выявляется отличающее этот стиль распределение классов слов.

Язык газеты (как и язык других СМИ) обладает огромными возможностями и сильнейшим влиянием на другие разновидности литературного языка и на общество в целом. Сейчас мы являемся свидетелями периода интенсивного развития газетно-публицистического стиля. Значительно расширился спектр стилевых манер газет - произошла дифференциация газет по стилистическому признаку. Наблюдаются радикальные изменения в системе жанров. Углубляются и расширяются процессы развития оценочности, использования различных пластов лексики, и в связи с этим происходит становление новой лексической системности газеты.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально- и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума. Публицистический стиль речи (от лат.,,publicare’’ - "сделать общим достоянием" или "объяснить всенародно, обнародовать") представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино (Голуб, 1997, с.18). В различных учебных пособиях и справочниках по стилистике публицистический стиль именуется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем (Гальперин, 1958; Кожина, 2006; Рогова, 1975; Васильева, 1982; Какорина, 1992; Розенталь, 2000). Термин "публицистический стиль" представляется наиболее точным, так как другие термины значительно уже определяют сферу его функционирования. Существование термина "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако в настоящее время этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других) (Рождественский 1996, с. 249). Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, - сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров. М. М. Бахтин выделяет следующие жанры публицистического стиля (Бахтин 1979, с. 361 - 373):

1. газетные - очерк, статья, фельетон, репортаж;

. телевизионные - аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

. ораторские - выступление на митинге, тост, дебаты;

. коммуникативные - пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

. рекламные - очерк, объявление, плакат, лозунг.

Существуют разные точки зрения относительно принадлежности языка газеты к публицистическому стилю. Так, помнению М. В. Панова, И. П. Лысаковой, В. Г. Костомарова, язык газеты относится к публицистическому стилю. Некоторые исследователи (И.Р. Гальперин, В.Л. Наер, Ю.М. Скребнев) выделяют газетный стиль среди других функциональных стилей. В книге И. Р. Гальперина «Очерки по стилистике английского языка» газетному стилю посвящен большой раздел главы о речевых стилях. Внутри газетного стиля этот автор различает две разновидности: а) стиль газетных сообщений, заголовков и объявлений, которые и составляют, по мнению И. Р. Гальперина, существо газетного стиля, и б) стиль газетных статей, составляющий разновидность публицистического стиля, куда также входят стиль ораторский и стиль эссе.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...