Курс «Введение в языкознание» является основополагающей дисциплиной лингвистического цикла и направлен на приобретение знаний и навыков, необходимых для дальнейшего изучения специальных дисциплин в рамках программы избранной специальности. Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при курсовом и дипломном проектировании, а также во всех случаях проведения лингвистического исследования на конкретном языковом материале. Цель курса состоит в том, чтобы дать систематизированный свод общелингвистических знаний, являющихся базовыми для дальнейшего, более углубленного изучения отдельных аспектов как общего, так и частного языкознания, познакомить обучающихся с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для серьезного изучения каждого отдельного языка.
1. 2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
не предъявляются
1. 3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Средствами данной дисциплины формируются следующие компетенции:
Дисциплина участвует в формировании компетенций обучающихся по образовательной программе, установленных учебным планом для данной дисциплины
Код компетенции
Описание
ОПК-1
Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях.
Индикаторы достижения указанных компетенций.
Код индикатора
Описание индикатора
ОПК-1. 1
В результате освоения дисциплины «Введение в языкознание» способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях.
Планируемые результаты обучения, обеспечивающие формирование компетенции
Знание фундаментальных лингвистических понятий, отчетливое представление о специфике всех языковых уровней, знание основных языковых единиц и правил их функционирования, важнейших лингвистических концепций.
Умение прилагать полученные в рамках лекционных занятий теоретические знания решению конкретных задач на разноструктурном языковом материале.
Практические навыки лингвистического анализа конкретного языкового материала.
1. 4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
Семинары (26 часов): обсуждение задач, групповые дискуссии; домашние работы, подготовка к промежуточной аттестации, промежуточная аттестация (решение задач, выполнение тестовых и практических заданий).
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2. 1. Организация учебных занятий
2. 1. 1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины,
практики и т. п.
Контактная работа обучающихся с преподавателем
Самостоятельная работа
Объём активных и интерактивных
форм учебных занятий
Трудоёмкость
лекции
семинары
консультации
практические занятия
лабораторные работы
контрольные работы
коллоквиумы
текущий контроль
промежуточная аттестация
итоговая аттестация
под руководством преподавателя
в присутствии преподавателя
сам. раб. с использованием
методических материалов
текущий контроль (сам. раб. )
промежуточная аттестация (сам. раб. )
итоговая аттестация
(сам. раб. )
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
Форма обучения: очная
Семестр 1
2-100
2-25
10-25
1-1
Семестр 2
2-100
10-25
2-100
2-100
1-1
1-1
ИТОГО
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины, практики и т. п.
Формы текущего контроля успеваемости
Виды промежуточной аттестации
Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
Формы
Сроки
Виды
Сроки
Виды
Сроки
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
Форма обучения: очная
Семестр 1
зачёт, устно, традиционная форма
по графику промежуточной аттестации
Семестр 2
экзамен, устно, традиционная форма
по графику промежуточной аттестации
2. 2. Структура и содержание учебных занятий
С01
Наименование темы (раздела, части)
Вид учебных занятий
Количество часов
1. Предмет и задачи науки о языке. Универсальное и специфическое в каждом языке. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное. Комплекс языковедческих дисциплин. Связь языковедческих дисциплин с другими науками. Основные функции языка и его место в системе средств коммуникации. Соотношение языка и мышления.
лекции
сам. раб. с использованием
методических материалов
2. Язык как знаковая система особого рода. Экспонент и содержание языковых знаков. Язык — речевая деятельность — текст. Компоненты и уровни (ярусы) языковых явлений. Единицы парадигматические: фонема, фонологический слог, морфема, лексема, тип словосочетания, тип предложения. Единицы синтагматические: звук речи (фон), слог, морф, словоформа, словосочетание, предложение, высказывание.
лекции
сам. раб. с использованием
методических материалов
3. Социальная, территориальная и функциональная дифференциация общенародного языка. Территориальные (местные) диалекты. Литературный язык как наддиалектная форма общенародного языка. Возникновение норм литературного языка на основе норм так называемого базового диалекта. Просторечие. Социальная дифференциация языка. Профессиональные «подъязыки», жаргоны. Функционально-стилистическая дифференциация языка. Историческая изменчивость языка. Синхронический и диахронический подходы при описании языковых явлений.
лекции
сам. раб. с использованием
методических материалов
4. Предмет фонетики; ее практическое и теоретическое значение. Отдельный звук речи и три аспекта его изучения: а) акустический; б) биологический (репродуктивный и перцептивный); в) собственно лингвистический (функциональный, или фонологический). Фонетика и фонология.
лекции
сам. раб. с использованием
методических материалов
5. Основные понятия акустики. Тоны и шумы. Сила, высота, долгота и тембр звука. Основной тон и обертоны.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
6. Устройство речевого аппарата и функции его отдельных частей. Артикуляция и ее фазы. Классификация звуков. Гласные и согласные. Сонанты. Классификация гласных по положению языка, по работе губ, по положению нёбной занавески. Классификация согласных по характеру преграды, по действующему органу, по участию голоса. Дополнительная артикуляция (назализация, палатализация, лабиализация и др. ). Долгота и краткость звуков.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
7. Комбинаторные и позиционные изменения артикуляций звуков в потоке речи. Важнейшие типы комбинаторных изменений: ассимиляция и аккомодация, диссимиляция и другие важнейшие типы позиционных изменений: редукция гласных, изменения, связанные с границей слова.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
8. Фонема — кратчайшая звуковая единица, потенциально связанная со смыслом: проявление этой связи в «однофонемных» словах, «однофонемных» окончаниях и т. д. Конститутивная и дистинктивная (различительная) функции фонемы. Выделимость фонемы: сегментация и идентификация (отождествление). Использование в каждом (фонемном) языке небольшого репертуара (набора) фонем для построения экспонентов громадного количества значащих единиц как проявление экономии языковых средств. Дистрибуция фонем.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
9. Фонемы и варианты фонем (аллофонемы, или аллофоны). Фонематические и нефонематические звуковые различия. Фонетическая и фонематическая транскрипции (скобки [... ] и /... / или <... > ). Обязательные варианты фонемы и понятие о неперекрещивающейся (дополнительной) дистрибуции. Основной вариант, позиционные и комбинаторные варианты, факультативные варианты фонемы и понятие о «свободном варьировании». Варианты фонемы в языке и ее речевые «экземпляры» — фоны. Отношение фонемы, ее вариантов и ее «экземпляров» — отношение общего, особенного и единичного.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
10. Понятие о противопоставлениях (оппозициях) фонем и о дифференциальных признаках фонемы. Нейтрализация фонемных противопоставлений. Различная трактовка понятия нейтрализации представителями разных фонологических школ (Н. С. Трубецкой, Московская фонологическая школа, Петербургская фонологическая школа — Л. В. Щерба и его последователи).
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
11. Чередования звуков (альтернации) и их основные типы. Фонетически обусловленные чередования вариантов одной фонемы, или так называемые модификации фонемы. Традиционные (не обусловленные фонетической позицией), или так называемые исторические, чередования фонем. Чередования, обусловленные нейтрализацией, как, в известном смысле, промежуточный тип. Различная трактовка этих чередований представителями разных фонологических школ.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
12. Слог. Ядро слога и его периферия. Различные теории слога и слогоделения. Неслоговые гласные и слогообразующие согласные. Соотношение слоговых границ с границами значащих единиц (морфем и слов) в разных языках. Фонологические проблемы языков «слогового строя». Открытые и закрытые слоги. Дифтонги (равновесные, восходящие и нисходящие) и трифтонги. Дифтонгоиды. Фонологическая трактовка дифтонгов и трифтонгов. Понятие о слоговом акценте. Звуковые изменения в потоке речи, обусловленные структурой слога.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
13. Просодические единицы языка: ударение и интонация. Силовое (динамическое), количественное (квантитативное), тональное и качественное ударение. Типы ударения по характеру выделенных единиц: выделение слога в рамках слова (словесное ударение) и выделение слова в рамках словосочетания и предложения (фразовое ударение). Понятие о логическом ударении. Основные типы словесного ударения. Главное и второстепенное ударение. Фиксированное (связанное) и свободное ударение. Функции словесного ударения. Понятие акцентного слова. Понятие клитики. Проклитики и энклитики.
лекции
семинары
сам. раб. с использованием
методических материалов
14. Элементы интонации: мелодика, интенсивность, паузы, изменение темпа и тембра речи.