Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий 3. 1. Методическое обеспечение 3. 1. 1 Методические указания по освоению дисциплины Успешное овладение содержанием дисциплины предполагает целенаправленную самостоятельную работу обучающихся. Чтобы получить общее представление о структуре дисциплины обучающимся, прежде всего, необходимо ознакомиться с программой курса. При изучении отдельных тем целесообразно придерживаться последовательности изложения учебной программы и ее логики. Обучающимся также полезно ознакомиться с предложенным списком вопросов, выносимых на зачёт, чтобы составить общее представление о тематике учебной дисциплины. Перед лекцией, тема которой, как правило, объявляется преподавателем, рекомендуется прочитать соответствующие новой теме и рекомендуемые преподавателем разделы из пособий из списка обязательной литературы, что позволит подготовиться к эффективному восприятию материала. Во время чтения важно уметь правильно и глубоко осмысливать содержание прочитанного, соотносить новые сведения с теми знаниями, которые были получены ранее, что, в свою очередь, помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим лингвисту, который по роду своей профессии часто осуществляет активную речевую деятельность. Пересказ прочитанного – не только свидетельство понимания материала, но и своеобразная тренировка для будущего специалиста. При подготовке к лекции и семинарам целесообразно делать соответствующие записи прочитанного в виде выписок из книг, статей и т. п.
В ходе лекционного занятия обучающимся рекомендуется вести конспект. В нем записываются тема занятия, основные вопросы, рекомендуемая литература. Записи в конспекте должны занимать не более двух третей каждой страницы, чтобы оставалось достаточно места для последующих уточнений и дополнений. В конспекте фиксируются основные положения, особенно выводы и обобщения. Если какие-то положения непонятны, то необходимо задать соответствующие вопросы преподавателю в конце занятия или в процессе лекции, при переходе от одного учебного вопроса к другому. В ходе самостоятельной домашней работы рекомендуется более глубоко проработать материал конспекта: прочитать необходимую литературу и осмыслить изучаемый материал, для чего в конспект следует вносить уточнения, изменения, собственные соображения, вопросы, возникающие в ходе изучения темы. При этом важно осмысливать материал во взаимосвязи с данными других изучаемых дисциплин, со знанием русского языка, с практикой изучаемых иностранных языков. При подготовке к интерактивным формам работы (семинарам по решению задач, групповым дискуссиям) обучающимся рекомендуется хорошо разобраться в вопросах, вынесенных на обсуждение. Необходимо обратиться к конспекту, к учебнику, учебным пособиям, другой соответствующей литературе. При решении задач необходимо пользоваться теоретическим материалом, рассмотренным на лекциях, для аргументации своей точки зрения по затрагиваемым в задачах вопросам. Успешное овладение дисциплиной предполагает четкое выполнение обучающимися ряда методических указаний: – изучение любой дисциплины необходимо начинать с четкого осмысления ее места в системе других учебных дисциплин и роли в предстоящей деятельности по профессиональному предназначению; – максимально использовать время, отведенное для занятий с преподавателем, научиться слушать и понимать преподавателя, не оставлять невыясненных или не до конца понятых положений;
– на каждом занятии иметь всё необходимое для работы; – стремиться к публичному выступлению на каждом семинаре, что позволит овладеть навыками публичного выступления, необходимыми для настоящего специалиста, и получить реальную оценку своих знаний и умений по дисциплине; – правильно планировать время для самостоятельной работы, разумно дозировать и чередовать различные виды работ; – четко уяснить все категории и правила, предусмотренные данной дисциплиной, уметь их доказать с использованием примеров практического опыта, аргументировать свою точку зрения; – уважать мнение специалистов в данной области, прежде всего по практическому применению полученных знаний; – четко следовать указаниям и рекомендациям преподавателя по подготовке к занятиям и порядку рассмотрения учебных вопросов.
3. 1. 2 Методическое обеспечение самостоятельной работы Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям и зачету. Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки обучающегося. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы возлагается на кафедры. Оно включает: разработку и доведение до обучающихся заданий для подготовки к каждому конкретному занятию, перечня литературы и необходимых дидактических материалов, планов семинаров, видов контрольных работ, порядка проведения самостоятельной работы под руководством преподавателя. Содержание, объем и уровень сложности задания на самостоятельную подготовку, а также время на его выполнение определяется Тематическим планом с учетом преподаваемой дисциплины и степенью ее научно-методического обеспечения. Для углубленного освоения содержания курса обучающимся рекомендуется обратиться к следующим работам: 1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Пер. с франц. (любое изд. ).
2. Бейкер М. Атомы языка. Грамматика в темном поле сознания. М., 2007. 3. Блумфилд Л. Язык / Пер. с англ. (любое изд. ). 4. Богданова Н. В. Произношение и транскрипция. СПб, 2001. 5. Вандриес Ж. Язык / Пер. с франц. (любое изд. ). 6. Гиляревский Р. С., Гривнин В. С. Определитель языков мира по письменностям. М., 1965. 7. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Пер. с англ. (любое изд. ). 8. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи. СПб., 2007. 9. Касевич В. Б. Труды по языкознанию. СПб., 2006. 10. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М, 2001 11. Козинцев А. Г. Происхождение языка: новые факты и теории // Теоретические проблемы языкознания. СПбГУ, 2004. 12. Куликова И. С., Салмина Д. В. Обучающий словарь лингвистических терминов. СПб. -М., 2004. 13. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику / Пер. с англ. (любое изд. ). Мартине А. Основы общей лингвистики / Пер. с франц. // Новое в лингвистике. 14. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов / Авт. -сост. В. М. Алпатов, А. Д. Вентцель, В. Б. Городецкий и др. М., 1983 15. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. (любое издание). 16. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов / Пер. с франц. М., 1960; М., 2004. 17. Маслов Ю. С. Избранные труды. Аспектология. Общее языкознания. М. 2004. 18. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Матезиус. В. Избранные труды по языкознанию. М., 2003. 19. Нечаев ГА. Краткий лингвистический словарь. Ростов н/Д., 1976. 20. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. 21. Пауль Г. Принципы истории языка / Пер. с нем. (любое изд. ). 22. Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004. 23. Розенталь Д. Э., Теленкова М. Л. Словарь-справочник лингвистических терминов. 24. Сепир Э. Язык / Пер. с англ. (любое изд. ). 25. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Пер. с франц. // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию (любое изд. ). 26. Сусов И. П. Введение в языкознание: учеб. для студентов лингвистических и филологических специальностей. М., 2007. 27. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. (любое издание). 28. Фридрих И. История письма / Пер. с нем. М., 1979. 29. Хэмп Э. Словарь американской лингвистической терминологии. М., 1964. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание (любое издание). 30. Чейф У. Л. Значение и структура языка / Пер. с англ. М., 1975, 2009. 31. Черниговская Т. В. Мозг и язык: полтора века исследований // Теоретические проблемы языкознания. СПбГУ, 2004. 32. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995; М., 2005. 33. Широков О. С. Языковедение. Введение в науку о языках. М., 2003. 34. Широков О. С. Языковедение. Введение в науку о языках. М., 2003. 35. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л, 1974. 36. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л, 1974.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|