Наименование темы (раздела, части)
|
Вид учебных занятий
|
Количество часов
|
1. Предмет грамматической науки. План содержания и план выражения в грамматике. Грамматические значения и их формальные показатели. Грамматическая категория. Граммема. Типы грамматических категорий. Полифункциональность грамматических форм и взаимодействие грамматики с лексикой. Морфология и синтаксис.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
2. Понятие морфемы. Экспонент и содержание морфемы. Морфемы сегментные, нулевые и супрасегментные. Экспонентное и содержательное (семантическое) варьирование морфемы. Варианты морфемы в языке (алломорфемы, или алломорфы) и ее речевые экземпляры (морфы). Процедура вычленения морфов и их сведения (объединения) в морфемы (критерии выделения морфемы). Омосемия и омонимия морфем. Морфонология.
| лекции
|
|
семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
3. Сегментные морфемы. Их классификация по отношению к слову, по функции, по валентности. Корни и аффиксы. Функциональные и позиционные классы аффиксов. Несегментные морфемы. Нулевые морфемы. Морфемы-повторы (редупликанты). Разные типы супрасегментных морфем (грамматическое использование фонемных чередований, ударения, тонов и т. д. ).
| семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
4. Важнейшие понятия, связанные с изучением грамматической структуры слова и вопросов словообразования. Слова многоформенные (изменяемые) и одноформенные (неизменяемые), производные и непроизводные. Слова — тип (лексема, глоссема) и словоформа. Формообразовательная (словоизменительная) парадигма. Основа и форматив (формант). Формообразующая основа слова и основа группы форм (парциальная). Явление супплетивизма. Грамматическая структура аналитических форм слова.
| лекции
|
|
семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
5. Основы производная и непроизводная, производная и непосредственно производящая. Словообразовательный форматив. Явление конверсии. Словосложение. Понятие регулярности и продуктивности в словообразовании. Сокращенные и сложносокращенные слова (аббревиатуры).
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
6. Части речи. Принципы их выделения. Соотношение смысловых и формальных критериев при выделении частей речи. Ведущая роль категориального грамматического значения и формальное выявление этого значения в синтаксических свойствах и в грамматических категориях соответствующих слов. Наиболее общие лексико-грамматические разряды слов: знаменательные слова, служебные слова, модальные слова и междометия.
Грамматическое значение, синтаксические свойства и типичные грамматические категории важнейших частей речи, выделяемые среди «слов-названий»: существительных, прилагательных, глаголов, неглагольных предикативов (слов «категории состояния»), наречий, числительных. Слова-заместители названий (местоимения, местоименные наречия, заместители глаголов), специфика их значения в языке и употребления в речи. Разряды служебных слов.
| лекции
|
|
семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
7. Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Понятие синтаксической конструкции, синтаксической функции и синтаксической валентности. Сочинительные и подчинительные связи. Предикативная связь. Способы выражения синтаксических связей и функций в языках мира. Выражение синтаксических связей с помощью форм слова (синтетических и аналитических), т. е. морфологическим путем. Согласование (в частности — многостороннее согласование в языках с полиперсональным спряжением), управление, изафет. Выражение синтаксических функций с помощью порядка слов и интонации. Позиционное и интонационное примыкание. Синтаксические служебные слова. Синтаксическое основосложение. Полная и частичная инкорпорация.
| лекции
|
|
семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
8. Проблема определения предложения. Предложение в языке и в речи. Предложение и суждение. Предложение и словосочетание. Предикативность и модальность как признаки предложения. Различные синтаксические модели: грамматика членов предложения, грамматика зависимостей, грамматика непосредственно составляющих, грамматика Л. Теньера (вербоцентрическая синтаксическая концепция). Роль глагола как организующего центра предложения. Актанты и сирконстанты. Атрибуты.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
9. Сложное предложение. Подчиненные и включенные предикативные структуры. Сверхфразовые единства. Средства, обеспечивающие связность текста. Понятие об «актуальной информации», содержащейся в предложении, и об актуальном (коммуникативном) членении предложения. Тема и рема.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
10. Предмет лексикологии и ее основные разделы.
Слово как единица языка. Отличие слова от морфемы, словосочетания и предложения. Критерии выделения слова. Важнейшее проявление относительной самостоятельности слова — его подвижность в предложении. Деление слов на знаменательные (полнозначные, автосемантические) и служебные (синсемантические, «пустые»). Составные (аналитические) формы слова и составные лексемы. Слово в языке и в речи.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
11. Проблемы лексической семасиологии. Лексическое и грамматическое значения. Концептуальное ядро лексического значения слова. Эмоционально-стилистические коннотации.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
12. Аспекты рассмотрения лексического значения. Предметная (денотативная) отнесенность слова. Общая и частная предметная отнесенность. Имена собственные и нарицательные. Слова с номинативной и с дейктической функцией. Соотношение слова и понятия. Понятия бытовые и научные. Терминологическая и нетерминологическая лексика. Слова, соотносимые с понятиями косвенно. Системные связи между значениями слова. Лексико-семантические группировки слов. Значимость как совокупность семантических компонентов, выявляемых в противопоставлениях данного слова другим словам. Гипероним и гипонимы. Синонимы, их типы и роль в языке. Антонимы. Значение слова и различия между языками.
| семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
13. Многозначность (полисемия) слова. Моносемия и полисемия. Лексико-семантические варианты. Полисемия как факт языка и «разрешение» полисемии в речи, в контексте. Прямое и переносное значения. Основные типы переноса наименования: метафора и метонимия. Синекдоха как разновидность метонимии.
| семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
14. Омонимия слов. Ее отличие от полисемии. Трудности их разграничения. Типы омонимов: полные, частичные, неравнообъемные; омографические и неомографические; фиксируемые словарями и остающиеся вне словарной фиксации. Разные пути возникновения омонимии.
| семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
15. Вопросы ономасиологии (науки о наименовании) и этимологии (науки о происхождении слов). Мотивировка слова как центральное понятие ономасиологии и этимологии. Мотивирующий признак, служащий опорой для наименования, и языковое выражение этого признака. «Внутренняя форма» как структура названия, раскрывающая его мотивировку и отображающая способ представления значения в слове. Типы мотивировки. Примеры, показывающие различия между «внутренней формой» и значением слова (разные мотивировки при тождественном значении, разные значения при сходстве в мотивировке). Забвение «внутренней формы», его частные и общие причины. Задачи и некоторые принципы научной этимологии. Явление так называемой народной этимологии: примысливание мотивировки на основе случайного сходства данного слова с другими словами.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
16. Проблемы фразеологии. Фразеологические единицы (фразеологизмы) языка. Понятие устойчивости и идиоматичности. Основные типы фразеологических единиц. Источники фразеологии.
| лекции
|
|
семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
17. Лексикография. Типы словарей. Словник и словарная статья. Содержание и построение словарной статьи в толковом словаре. Специфика переводных словарей.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
18. Происхождение языка. Некоторые данные смежных наук (антропологии, физиологии, психологии, истории) и проблема происхождения языка. Происхождение человеческого языка и возникновение отдельных языков земного шара. Историческое развитие языков в связи с развитием форм устойчивых объединений людей. Племенные языки и диалекты, языки народностей, национальные языки. Языковые отношения в разные исторические эпохи. Процессы дивергенции и конвергенции языков. Языковые контакты, двуязычие (билингвизм) и многоязычие в разные эпохи и в современном мире.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
19. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Вопросы типологического языкознания. Сходства и различия между языками. Сходство материальное и сходство типологическое.
| лекции
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|
20. Письмо в его отношениях к языку. Графема и ее варианты. Типология письменных знаков. Идеография и фонография. Идеография пиктографическая и чисто условная. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Основные понятия, связанные с изучением фонографического (фонемографического) письма. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные). Транскрипция и транслитерация. Научная и «практическая» транскрипция и транслитерация (в частности, иноязычных имен собственных).
| лекции
|
|
семинары
|
|
сам. раб. с использованием
методических материалов
|
|