Тема 1. Наука и техника как объект исследования
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии (зав. кафедрой доктор исторических наук, профессор В. Мильбах), доктор философских наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН М. Б. Конашев
УДК 168.1
Любомиров, Д. Е. Философские проблемы науки и техники: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям магистерской подготовки 09.04.02, 15.04.02, 15.04.04, 18.04.01, 18.04.02, 35.04.01, 35.04.02, 35.04.09 / Д. Е. Любомиров, С. О. Петров, О. В. Сапенок. – СПб.: СПбГЛТУ, 2014. – 136 с. ISBN 978-5-9239-0711-7 Представлено кафедрой философии и права.
Данная работа содержит материалы, необходимые для аудиторной и самостоятельной работы студентов второго уровня ВПО (магистратура) по изучению курса «Философские проблемы науки и техники» и других философско-методологических дисциплин.
Библиогр. 28 назв.
Темплан 2014 г. Изд. № 195. ISBN 978-5-9239-0711-7 © СПбГЛТУ, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие для магистрантов подготовлено в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами 3-го поколения. Являясь содержательным развитием изданного в 2012 г. под тем же названием пособия, оно призвано дополнить и углубить лекционный материал магистерского курса «Философские проблемы науки и техники», интегрирующего в себе следующие дисциплины (по факультетам):
ФХТБ (направления 18.04.01 – «Химическая технология» и 18.04.02 – «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии») «Философские проблемы науки и техники» ФЛА (направление 35.04.09 – «Ландшафтная архитектура») «Философские проблемы науки и техники в области экологии»
МТД (направление 35.04.02 – «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств») «Философские проблемы науки и техники» ЛМФ (направление 15.04.02 – «Технологические машины и оборудование») «Философия науки и техники» «История и методология науки в области машин и оборудования лесного комплекса» ЛИФ (направление 35.04.02 – «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств») «Философские проблемы науки и техники» ЛХФ (направление 35.04.01 – «Лесное дело») «Философские проблемы науки и техники» ЛХФ (направления 09.04.02 – «Информационные системы и технологии») «Логика и методология науки» ФЭУ (направление 15.04.04 – «Автоматизация технологических процессов и производств») «Философские проблемы науки и техники»
Профессионал высокого уровня в наше время, будучи ориентированным на реализацию не только исполнительски-репродуктивных функций, но и, прежде всего, творческую научно-исследовательскую и инженерную деятельность, не может считаться таковым, оставаясь замкнутым в узкоспециализированных рамках. Задачами пособия является представление основного комплекса современных проблем в области философии науки и техники, оказание помощи магистрантам в осуществлении их аудиторной и самостоятельной работы, повышение их научно-методологической культуры. Полученные в ходе овладения курсом знания призваны послужить теоретической основой дальнейшего изучения истории и методологии различных отраслей науки, техники и технологии, в развитии которых проявляются как общие закономерности, так и специфические черты. Пособие подготовили кандидаты философских наук, доценты: Любомиров Д. Е. (темы 4–6); Петров С. О. (введение, темы 1, 7, 8); Сапенок О. В. (темы 2, 3 и Словарь основных понятий и персоналий курса); Любомиров Д. Е. и Петров С. О. (тесты для проверки основных знаний по курсу).
ПРОГРАММА КУРСА
Наименование тем, их краткое содержание
Тема 1. Наука и техника как объект исследования Понятие науки и техники. Многообразие аспектов их изучения (философия, психология, аксиология науки и т. д.). История, логика и методология науки и техники. Наука, техника и другие формы культуры (религия, искусство и т. д.). Классификация наук (естественные, социогуманитарные, технические, математические) и научных исследований (поисковые, фундаментальные, прикладные). Значение исторического и логико-методологического анализа науки и техники для конкретной инженерно-технологической деятельности.
Тема 2. Исторические этапы развития науки, Наука и техника древних цивилизаций. Античная научная рациональность. Появление теоретического знания. Достижения техники эллинистически-римского периода. Натурфилософия и ремесленно-химическая практика. Первые исследования и конструирование автоматов. Теоцентризм и схоластичность средневекового знания. Технические достижения Средневековья. Алхимия. Ремесло и автоматы. Научная революция эпохи Возрождения и Нового времени. Экспериментально-математическое и механистическое естествознание как тип классической науки. Классическая научная рациональность. Формирование научной химии. Техническая революция конца XVIII–XIX вв. Возникновение и развитие технических наук. Машинная техника и проблемы автоматического регулирования. Формирование научной биологии. Возникновение экологии. Развитие химических технологий. Научная революция рубежа XIX и ХХ вв. Основные характеристики неклассической науки и научной рациональности. Развитие физики, химии, биологии и экологии в ХХ в. Научно-техническая революция второй половины ХХ в. Современные наука и техника как единый комплекс. Развитие вычислительной техники и информатики. Формирование постнеклассической науки и научной рациональности. Проблема целостного понимания окружающего мира как единого эволюционного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|