Роль и место организационной культуры в концепции кадровой политики
организационный культура российский бизнес Кадровая политика представляет собой систему взглядов и позиций в руководстве организацией, определяет логику ее развития. Ее эффективность прямо и непосредственно зависит от ее согласованности и степени единства с организационной культурой [11, с. 43]. Существование этой очевидной зависимости делает важным и актуальным вопрос о месте кадровой политики предприятия в системе его организационной культуры. Очевидно, что по своей роли в организации и по степени влияния друг на друга организационная культура и кадровая политика неравнозначны, что позволяет их рассматривать как часть и целое единой системы. Кадровая политика, выступая частью организационной культуры, вместе с тем занимает в ней особое место. Включаясь в структуру и содержание организационной культуры, кадровая политика оказывается связанной со всеми ее сторонами. Организационная культура как бы «пронизывает» все составляющие кадровой политики, существенно корректируя ее, обозначая ее специфику и особенности. Если исходить из того, что культура - это объединяющее понятие, отражающее с одной стороны, социальное единство и сплоченность организации, с другой - эффективность ее деятельности, то становится очевидным, что содержание и характеристики корпоративной культуры определяются миссией организации. Миссия организации рассматривается как система основных целей, которые ставит перед собой организация на определенный период ее деятельности и развития. Основная цель, доминирующая в организации, выступает системообразующим ключевым элементом организационной культуры. Именно цель - доминанта накладывает отпечаток на организационную культуру в целом, определяет все ее составляющие, в том числе и кадровую политику как ее часть.
Таким образом, основная цель организации лежит как в основе формирования определенного типа ее культуры, так и в основе концепции принятой в этой организации кадровой политики. И организационная культура, и кадровая политика оказываются в прямой зависимости от основной стратегической цели организации, в контексте которой они появляются и реализуются. В основу типологии организационных культур положена основная цель как доминирующая компонента миссии организации. В зависимости от этого признака выделяют четыре типа организационных культур: ¾ «прибыль» (культура, ориентированная на прибыль); ¾ «клиент» (культура, ориентированная на потребителей); ¾ «работник» (культура, ориентированная на персонал); ¾ «развитие» (культура, ориентированная на инновации и качественное совершенствование). Приводим по [11, с. 45-46]. Рассмотрим указанные типы организационных культур и типичные особенности существующей в каждом из них кадровой политики. Организационная культура типа «Прибыль» характеризуются следующими чертами: ¾ поведение работников определяется формальными процедурами; ¾ жесткая иерархия структуры воспринимается ее членами как норма; ¾ чрезмерно высокая степень конкуренции между сотрудниками; ¾ для менеджмента предприятия важнее всего рентабельность производства. Именно с ней у персонала ассоциируется успех предприятия. Эти особенности обусловили и специфику кадровой политики: она строится на отношении к работникам как к одному из видов ресурсов. Закономерности, присущие данной кадровой политике: ) соблюдается строжайшая экономия на всех затратах, связанных с человеческими ресурсами; ) прием новых работников ведется преимущественно взамен увольняющимся;
) оплата труда не высока, во многом зависит от субъективных представлений руководителя; ) мотивация не имеет сколько-нибудь значимой роли; ) широко используется такая мера воздействия на работников, как наказание; ) обучение персонала не проводится. Определенные средства выделяются лишь на оплату семинаров руководящего состава и «особо ценных» специалистов; ) информация о деятельности и перспективах развития предприятия для персонала закрыта; ) обратная связь с работниками отсутствует; ) профсоюза или другого органа консолидации и защиты интересов работников предприятия нет; ) все вопросы управления персоналом - прерогатива высшего руководства фирмы. Организация типа «Клиент» имеет долговременную стратегию выживания на рынке, ищет ответы на вопросы «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности клиентов мы можем удовлетворить?». В организационной культуре таких предприятий господствуют следующие особенности: ¾ убеждение, что за выпускаемой продукцией стоят потребители, для удовлетворения интересов которых организация создана и существует; ¾ поощряются индивидуальная инициатива и дух соперничества; ¾ акцентируется внимание на конкурентных действиях и достижениях; ¾ преобладает целевое напряжение сил и стремление к конкурентоспособности; ¾ персонал уверен, что ключевым критерием успеха предприятия является конкурентное лидерство на рынке. Для кадровой политики таких предприятий характерно основное требование, предъявляемое к работникам - способность и умение реализовать принцип: «Клиент превыше всего» В кадровой политике формулируется модель такого работника, которая предполагает: ) высокий уровень образования; ) коммуникабельность и умение расположить к себе клиента; ) хорошее знание сегментов рынка, на которых работает фирма; ) для вновь принятых на предприятие проводятся адаптационные тренинги; ) оплата труда работников, занимающихся продажами, достаточно высока и зависит от состояния клиентской базы. Широко используются неденежные стимулы; ) обучение всех категорий работников предусматривает изучение таких вопросов, как проведение и анализ результатов маркетинговых исследований, психологические аспекты работы с клиентами, достоинства выпускаемой фирмой продукции.
Кадровая политика в организационной культуре типа «Работник». Организация имеет свою историю, стабильный коллектив, надежных работников. Обладает развитой внутренней неформальной структурой. Организационная культура основана на следующих принципах: ¾ убеждение, что организация подобна большой семье; ¾ обеспечиваются участие персонала в принятии решений; ¾ существует гарантия занятости; ¾ целостность организационной культуры базируется на преданности предприятию и взаимном доверии сотрудников; ¾ высоко ценятся неизменность и стабильность; ¾ в сознании менеджмента организации и рядовых работников успех традиционно связывается со слаженно работающим коллективом, увлеченностью делом и заботой о людях. В концепции кадровой политики персонал рассматривается как фундамент для дальнейшего роста и процветания организации. Работники - не просто один из видов ресурсов, это основной источник эффективной деятельности компании. Кадровая политика ориентирована на максимальное раскрытие трудового потенциала работника. Перечислим основные постулаты кадровой политики подобных предприятий: ) приверженность работника предприятию более важна, чем его квалификация. Поэтому при появлении вакансий их прежде всего предлагают уже работающим в организации сотрудникам, а вновь принимаемых кандидатов отбирают не только по профессиональным характеристикам, но и личностным качествам, что предполагает использование психологических методик; ) оплата труда характеризуется относительно высокой постоянной частью заработка. Применяются различные формы стимулирования; ) требование систематического обучения распространяется на все категории персонала; ) информация о деятельности предприятия, планируемых нововведениях максимально открыта для работников. Регулярно изучаются и учитываются мнения и предложения сотрудников; ) кадровая политика предприятия реализуется под руководством из представителей топ-менеджмента предприятия.
Организация с культурой типа «Развитие», как правило, уже имеет достаточно прочные позиции на рынке и нацелена на дальнейшее совершенствование. Одна из основных базовых ценностей ее организационной культуры - профессионализм персонала. Отсюда особенности организационной культуры: ¾ формула успеха предприятия - достижение передовых позиций по общим качественным показателям его деятельности; ¾ основная корпоративная ценность - развитие; ¾ особенности организационного поведения - динамичность, инновационная активность, поиск новых возможностей в выполнение работы; ¾ поощряется стремление и умение работать в команде; ¾ поощряется активность работников в рамках их обязанностей; ¾ все элементы организационной культуры связываются общим стремлением к совершенствованию производства, продукции; ¾ моральные поощрения очень значимы, к ним стремятся, их добиваются; ¾ очень важно признание индивидуальных успехов со стороны коллектива. Личный успех воспринимается как часть успешной деятельности организации; ¾ принята эмоциональная поддержка работников руководством, взаимная поддержка сотрудников, стремление научить чему-то новому другого; ¾ среди руководителей и рядовых работников распространена установка на новаторство, профессиональное и карьерное развитие. Приводим по [11, с. 46-49]. В сфере кадровой политики повышенное внимание к квалификации работников как системный принцип проявляется во всех функциях управления персоналом. В кадровой политике преобладают следующие особенности: ) уровень оплаты труда позволяет предприятию иметь в своем составе высококвалифицированных специалистов; ) обучению персонала придается первостепенное значение; ) стимулируется профессионализм работников; ) поддерживается общая карьерная динамика; ) предъявляются повышенные требования к разностороннему опыту работы; ценятся работники, которые готовы, даже достигнув больших успехов в одном виде деятельности, заняться чем-нибудь новым; ) считается нормой перемещение сотрудников между подразделениями фирмы; ) увольнения редки, от работников ожидается и поощряется идентификация с предприятием; ) преобладает внутрифирменное обучение всех групп персонала; ) информирование персонала по всем основным аспектам деятельности и перспективному развитию организации является нормой. Итак, мы видим, что организационная культура оказывает большое влияние на кадровую политику в целом и на различные ее компоненты в частности. При этом ее роль неоднозначна. Позитивное или негативное влияние организационной культуры на кадровую политику определяется не только характеристиками этой культуры, но и ситуацией целями организации, в контексте которых это влияние проявляется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|