«коллекция репродукций». Игры на развитие мышления. «полезные предметы». «разгадай картинку». «найди персонаж». «придумай предложение»
«Коллекция репродукций» Цель: учить анализировать, классифицировать, обобщать по каким либо признакам. Для игры потребуется 10 репродукций картин известных художников, которые детям предлагается распределить на группы так, чтобы в каждой из составленных ими групп были картины, объединенные каким-либо общим признаком. Подобную группировку можно осуществить, например: - на основании принадлежности объектов к тому или иному классу – люди, растения, животные; - на основании общности эмоционального тона изображений – радостные, печальные; - по цветовой гамме и другим признакам. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Как говорилось выше, ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Выделяясь из игровой и практической деятельности ребенка, учение начинает строиться в школе в форме особой, учебно-познавательной деятельности. В связи с этим и психические процессы в младшем школьном возрасте начинают постепенно менять свой характер, например мышление, приобретает форму связного логического рассуждения. Мышление детей младшего школьного возраста всегда тесно связано с речью. Развитию мышления способствуют различные игры и упражнения. «Полезные предметы» Педагог называет какой-либо предмет, хорошо знакомый детям. Ребенок должен придумать различные способы его применения, помимо традиционного. Чем больше способов он предложит, тем лучше. Если в игре несколько участников, побеждает самый находчивый. Например: Педагог: «Все знают, что книга нужна для того, чтобы ее читать. А что еще можно с ней делать? » Ребенок: «Можно использовать книгу как подставку» Другой ребенок: «Можно использовать книгу как пресс для аппликации»
и т. д. «Разгадай картинку» Эта игра предполагает наличие группы участников. Педагог берет коробку с картинками, на которых изображены различные предметы или животные. Затем среди участников нужно выбрать участников нужно выбрать водящего. Он должен подойти к педагогу, не глядя достать из коробки картинку и, не показывая ее другим игрокам, попытаться описать то, что изображено на рисунке. Задача остальных участников – отгадать, какой предмет нарисован на картинке. Тот, кто первым справится с заданием, назначается водящим. «Найди персонаж» Педагог выдает каждому участнику по игрушке. Затем из группы детей выбирается водящий. Он на две-три минуты выходит из комнаты, а в это время дети вместе с педагогом придумывают историю, главным действующим персонажем которой является одна из игрушек. Когда входит водящий, участники игры по очереди рассказывают ему историю. При этом дети не должны называть главный персонаж (они используют местоимение «он» или «она»). Задача водящего – отгадать, какая игрушка выступает в роли героя придуманного рассказа, и показать ее остальным игрокам. «Придумай предложение» Участники игры рассаживаются полукругом. Педагог показывает им 2 картинки из детского лото. Задача каждого игрока – за определенное время придумать предложение, содержащее названия обоих предметов, изображенных на картинке. Все участники по очереди высказывают свои варианты. Далее педагог откладывает обе картинки в сторону, и игра продолжается, но уже с другими рисунками. Если дети без труда составляют предложения с двумя заданными словами, рекомендуется использовать большее количество картинок. «Да и нет» Это универсальная игра, способствующая развитию остроумия и логического мышления. Смысл ее сводится к следующему. Ведущий задумывает какое-либо слово или ситуацию, а игроки должны отгадать, о чем или о ком идет речь, задав по очереди определенное количество наводящих вопросов. Каждый из них предполагает только два варианта ответа - «да» или «нет».
Ситуации, например, могут быть такими: «Одна девочка очень любила шоколадные конфеты, но после одного случая она перестала их есть. Что это был за случай? » «Один мальчик разбил стекло в чужой квартире, за что его поблагодарили. Почему? » Героев сказок, басен, рассказов можно «зашифровать» в такие предложения: «Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность». «Ее вытаскивали всей семьей, но у них ничего не получились, если бы не маленький зверек». «Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда» «Сравни предметы» Это упражнение в игровой форме учит детей давать характеристики различным предметам, развивает способность к анализу. Можно показать ребенку две любые вещи и предложить объяснить их сходство и различие. Например, яблоко и абрикос: что между ними общего, чем они не похожи друг на друга? Если ребенку трудно самостоятельно выполнить задание, целесообразно задавать ему наводящие вопросы. «Учимся классифицировать» Вариантов подобных игр можно придумать множество, но суть их всех заключается в следующем. Ученик должен научиться классифицировать изображенные на карточках предметы по тому или иному признаку. Самый простой способ – разложить на столе картинки и предложить ребенку разделить их на две группы (большое – маленькое, твердое – мягкое, живое – неживое и др. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|