История образования и педагогической мысли
Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Предмет и задачи истории образования. Источники истории образования и педагогической мысли. Различные методологические подходы к курсу «История образования и педагогической мысли». Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Школы древневосточных цивилизаций (школы Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая). Античная система образования (Древняя Греция и Древний Рим). Средневековая школа и средневековый университет. Древнерусское училище как основной тип учебного заведения Древней Руси. Образовательная система Запада в период XVII-XIX вв. Создание системы начального, среднего и высшего образования в России в XVIII в. Система образования в России в XIX веке. Школа и педагогика советского периода. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Зарождение педагогических идей в древности. Античные философы об обучении и воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Квинтиллиан). Педагогические идеи Конфуция и их влияние на воспитание и образование Древнего Китая. Идеи христианства и их влияние на педагогику (Фома Аквинский, «Домострой»). Педагогические идеи эпохи Возрождения. Зарождение педагогической науки (Я.А. Коменский). Просветительная педагогика России XVIII века (М.В. Ломоносов). Педагогика эпохи становления капитализма (Локк, Песталоцци, Дистервег, Гербарт, Спенсер, социалисты-утописты). Педагогика XIX-XX вв. в России и за рубежом. Основные авторские педагогические системы прошлого. Педагогические теории Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка, А. Дистервега, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкого и др. и их влияние на национальные и мировую системы образования.
Истоки гуманистических идей педагогики. Понятие гуманной педагогики. Гуманизм как исходная основа ценностей эпохи Возрождения. Отражение идеи гуманизма в педагогических проектах В.да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамского. Идеи гуманной педагогики в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Реализация идей гуманной педагогики в педагогической деятельности Я. Корчака. Современное понимание гуманной педагогики. Отражение идей гуманизма в педагогике сотрудничества. Идеи свободного воспитания в истории педагогики. Истоки идеи свободного воспитания. Идея свободного и естественного воспитания в книге Ж-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Воплощение идеи свободного воспитания в педагогической практике Л.Н. Толстого. Реформаторская педагогика конца XIX в. – начала XX в. Разработка новых идей и направлений в период реформации школы и педагогики конца XIX в. – начала XX в. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи (США). Социальная педагогика Г. Кершенштейнера и педагогика «действия» А.В. Лая (Западная Европа). Авторские концепции в экспериментальной педагогики России (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель). Современные тенденции развития образования в России и за рубежом. Государственная политика в области образования на современном этапе в России и за рубежом. Дифференциация и индивидуализация обучения. Структура современной образовательной системы за рубежом и в России. Современный учитель. Процесс интеграции национальных систем образования. Процесс интеграции национальных систем образования. Образование с точки зрения этнокультурной психологии. Понятие межкультурной компетентности учителя. Процессы интеграции национальных систем образования. Болонский процесс.
Истоки развития идей компетентностного подхода.
Общие основы педагогики Возникновение и развитие педагогики. Педагогика – наука и педагогика – искусство. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Понятие о методологии, ее уровни. Философские основания педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др. Логика исследования: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический, прогностический этапы. Понятие метода исследования. Методы эмпирического познания педагогических явлений: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, эксперимент. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, индуктивный и дедуктивный методы, математические и статистические методы. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, социализация, педагогический процесс. Взаимосвязь педагогических категорий. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Основные направления развития общего образования в России (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»): переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; Расширение самостоятельности школ. Понятие системы, ее основные признаки. Основные элементы педагогического процесса: цель, содержание, методы, формы, средства и результаты, их взаимосвязь. Целостность педагогического процесса как его сущностная характеристика. Этапы педагогического процесса: целеполагание, осуществление целей, анализ и оценка результатов. Развитие педагогического процесса через разрешение противоречий. Социально-педагогические и внутрипедагогические противоречия. Педагогическая цель как системообразующий фактор, возрастосообразность педагогического процесса
Теории обучения Основные цели и задачи образования. Понятие и сущность содержания образования. Теории формирования содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования, современные требования к нему. Требования, предъявляемые к содержанию образования. Уровни представления содержания образования. Федеральный государственный образовательный стандарт, его компоненты и функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: учебные планы, учебные программы. Виды образовательных программ. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в современной школе. Основные направления модернизации содержания образования. Процесс обучения: состав и структура. Функции и логика процесса обучения. Взаимосвязь преподавания и учения. Управление процессом обучения. Модели процесса обучения. Понятие о дифференциации обучения. Парадигмы современного образования. Концепция личностно ориентированного образования И.С. Якиманской. Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.). Концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, Н.Ф. Виноградова). Теория программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина и др.). Теории воспитания Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|