Методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»
Методика преподавания естествознания – педагогическая наука. История развития МПЕ. Принципы обучения Методика преподавания естествознания – педагогическая наука. Ее предмет, задачи и методы исследования. Актуальные проблемы современной методики. Зарождение преподавания естествознания в России в XVIII веке. Первый учебник «Начертание естественной истории…» В.Ф. Зуева. Заслуги В.Ф. Зуева в разработке содержания и методики преподавания естествознания в народных училищах. Развитие науки в XIX веке. Роль К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова в развитии родиноведческих идей. А.Я. Герд – основоположник отечественной методики преподавания естествознания как науки. Вклад Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Половцова, В.В. Вахтерова в ее совершенствование. Развитие методики естествознания после революции 1917 года. Особенности ознакомления детей с природой и трудом людей в 1920-е годы. Взгляды Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского, Н.К. Крупской, С.А. Павловича, А.А. Половинкина и др. на преподавание естествознания и географии в советской школе. Становление и развитие начального курса природоведения с 1959 по 1991 гг. Особенности программ и учебников М.Н. Скаткина, Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой. Современные подходы к преподаванию курса «Окружающий мир». Интеграция знаний в системе «Человек-природа-общество». Принципы обучения. Понятие краеведческого принципа преподавания. История становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России. Роль краеведческого принципа преподавания в современном естественнонаучном образовании. Содержание краеведческих знаний в ФГОС НОО и современных программах по «Окружающему миру». Методика введения краеведческого материала в содержание предмета «Окружающий мир». Работа с географическими и контурными картами своего края. Экологический принцип изучения естествознания. Формирование экологической культуры младшего школьника. Сущность и компоненты экологической культуры. Содержание экологического образования младших школьников. Уровни развития экологических представлений. Конечная цель экологического образования – формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе.
Особенности содержания учебной дисциплины «Окружающий мир» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования Значение, задачи изучения учебной дисциплины «Окружающий мир» и ее содержание во ФГОС НОО. Принципы отбора содержания начального естественнонаучного образования. Обновление содержания начального образования, вариативность на уровне образовательных технологий и учебных курсов. Интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у младших школьников целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека. Содержание и цели изучения современных программ курса «Окружающий мир». Формирование и развитие естественнонаучных понятий Основные этапы формирования естественнонаучных понятий. Физиологические и психологические особенности усвоения представлений и понятий младшими школьниками. Взгляды на данную проблему К.П. Ягодовского, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Характеристика природоведческих понятий. Условия образования и развития представлений и понятий у младших школьников. Уровни развития представлений и понятий. Система естественнонаучных понятий в начальной школе. Материальная база обучения естествознанию. Средства обучения Материальная база обучения естествознанию. Сущность и классификация средств обучения естествознанию. Вербальные средства обучения. Учебник и его структурные компоненты. Методические приемы работы с учебником.
Наглядные средства обучения естествознанию. Виды наглядных пособий. Натуральные объекты, способы их хранения и демонстрации. Искусственные и изобразительные пособия. Таблицы по естествознанию и методика их использования. Методические требования к географическим картам для начальной школы. Современные средства ИКТ в преподавании курса «Окружающий мир». Электронная модель содержания образования по «Окружающему миру». Вспомогательные средства обучения: лабораторное и экскурсионное оборудование. Школьный учебно-опытный участок. Географическая площадка. Методы и методические приемы обучения Классификационные системы методов обучения. Классификация методов обучения естествознанию. Слово как источник знаний. Характеристика словесных методов обучения естествознанию. Методические требования к рассказу и беседе. Учебные дискуссии на уроках естествознания. Наглядные методы обучения. Моделирование на уроках «Окружающий мир». Методика организации и проведения демонстрационных опытов по естествознанию. Мультимедийные технологии и методика их применения при знакомстве с окружающим миром. Технологические условия применения ЦОР. Практические методы обучения. Наблюдение как основной метод познания природы младшими школьниками. Методика подготовки и проведения естественнонаучных наблюдений. Организация и методика проведения практических работ на уроках естествознания. Метод проектов в современной начальной школе. Методические приемы обучения и их классификация. Метод как совокупность приемов: организационных, логических, технических.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|