2.6. Драматургия, структура и образное содержание органных циклов
2. 6. Драматургия, структура и образное содержание органных циклов Прелюдия и фуга ля минор Особенностью драматургического развития музыкального цикла - органной прелюдии и фуги ля минор - является развитие одного объемлющего и многозначительного музыкального образа. Его функция – тематическое, интонационное, мелодическое объединение частей цикла. Это одна серьёзная мысль выраженная в разных аспектах: в прелюдии – эмоционально и драматично; в фуге – созерцательно и отрешённо. Драматургия прелюдии построена на контрастном сопоставлении двух разделов. Каждый из них в ходе импровизационного развёртывания материала имеет свою линию развития, заканчивающуюся драматической кульминацией. 1-й раздел построен на нисходящем секвенционном развитии мелодического мотива (темы). Эмоциональную напряжённость и взволнованность создаёт скрытая полифония: 1) верхний голос – нисходящие секундовые задержания в размеренно-ровном движении; 2) средний – имеет своё интонационное тяготение и синкопированное ритмическое решение; 3) нижний – нисходящие хроматические интонации с иной мелодико-ритмической фигурой. Восхождение к кульминации воспринимается как контраст, противоположный движению начального построения. Медленный подъём к вершине завершается стремительными гаммообразными пассажами и торжественной каденцией. Возможности органа - мануалы, регистры, педаль – используются для достижения мощного звучания и драматического эффекта. 2-й раздел характеризуется имитационным изложением темы, регистровой перекличкой голосов, «рассыпающимися» пассажами. Кода - итоговое патетическое выражение драматической декламации
Фуга – сочетание непрерывного развития и роста музыкального образа с долгим пребыванием в одном состоянии, распространяющемся на большие фрагменты музыкальной формы. Тема фуги – простая и строгая, написана в диатоническом ладу, без острых интонационных тяготений, что создаёт созерцательно-спокойный характер. В экспозиции малоподвижный верхний голос в сдерживает движение других голосов, что способствует выражению сосредоточенности на одной мысли, возвышенную отрешённость чувств. В разработке развитие и эмоциональный настрой темы активизируется благодаря проведению темы в мажорных тональностях, усилению динамики. Закономерной становится мощная кульминация на стыке разработки и репризы, звучащая как вершина огромной волны. В репризе подходы к кульминациям более сжаты. Экспрессивность 2-й кульминации в репризе усилена пафосом декламационных ходов в противосложении (верхний голос). В коде суммируется весь процесс драматического развития. В нарастающем гуле органной педали, в уплотнённой фактуре с гармонией уменьшённых септаккордов едва слышны отзвуки темы., которые исчезают в звуковой массе. На высочайшем подъёме утверждается драматическая сущность музыкального образа. Фантазия и фуга соль минор
В фантазии и фуга соль минор раскрывается многогранность чувств и мыслей, передаются переживания различных жизненных явлений. Драматургия основывается на противопоставлении душевной драмы в фантазии и радостного чувства жизни в фуге. При этом трагический пафос и повышенная экспрессия в фантазии уравновешиваются могучим темпераментом и яркостью красок в фуге. Поэтому при отсутствии тематических и образных связей фантазия и фуга воспринимаются как единое целое. Равнозначность и равноценность драматургических функций фантазии и фуги обуславливают гармоническое равновесие и завершённость произведения.
Фантазия написана в импровизационной форме. Источником её активного развития выступает контраст образов – сильных и рельефных. Бурная патетика и вдохновенная возвышенная лирика - две эмоциональные сферы фантазии. Каждая из сфер воплощается в законченном музыкальном образе. Однако их внутреннее единство обусловили слитность и гармоничность архитектоники. В экспозиции Бах, раскрывая комплекс драматических чувств и состояний, использует средства выразительности, специфичные для органного патетического стиля - мощные «раскаты» аккордов, регистровая окраска речитативных декламаций и звуковых сочетаний, вздымающиеся гаммообразные ходы на гулком фоне органной педали. Появление лирического эпизода происходит без связующего звена и перехода. Имитационно развивающаяся мелодия звучит на фоне аккордовых построений. В разработке – контрастные образы то сближаются, подчёркивая их единство, то вновь разъединяются. В репризе и коде трагедийная экспрессия доводится до наивысшей степени. Драматический эффект производит завершающая мажорная тоника. Фуга написана в 3-частной репризной форме и развивается на основе скерцозной танцевальной темы. Светская бытовая музыка завуалирована в монументальном органном полотне. Каждое её проведение уплотняется наслоением голосов и расширяет звуковое пространство. В экспозиции первой части господствует главная тональность, устанавливается общее для всей фуги состояние радостной приподнятости. В стремительности динамики, в роскоши виртуозного органного стиля находит выражение растущее воодушевление. Деятельная энергия темы поддерживается развёрнутыми интермедиями, в которых развивается как предшествующий тематический материал, так и новый (призывной квартовый ход с чеканным ритмическим рисунком). Длительные этапы безостановочного развития в разработке и репризе в доминантовой тональности приводят к двум кульминациям. Первая кульминация отличается массивной фактурой с септаккордами в субдоминантовой тональности, которые спускаясь, упираются в органный пункт. На его фоне вновь звучит тема. Вторая кульминация характеризуется энергичным и целеустремлённым проведением темы и достигает высшего предела динамического развития. Волнообразность подъёмов и спадов музыкальной ткани, направленность местных кульминаций к центральной и заключительной кульминациям создают сквозную динамическую линию развития, что позволяет говорить о симфоничности фуги соль минор, предвосхищающей разработки бетховенских симфоний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|