2.1. Воздействие традиций органной музыки эпохи барокко на творчество И.С. Баха
2. 1. Воздействие традиций органной музыки эпохи барокко на творчество И. С. Баха Органная музыка в Германии ко времени Баха обладала уже давно сложившимися национальными традициями. Опыт целой плеяды выдающихся мастеров органного искусства служил опорой начинающему композитору. Пахельбель, Бём, Рейнкен, Букстехуде были представителями старшего поколения и близкими предшественниками Иоганна Себастьяна. С некоторыми из них Бах лично общался и в живом звучании воспринимал национальное своеобразие немецкой органной музыки. Каждый из названных мастеров по-своему влиял на юного музыканта, от каждого он сумел взять то, что было в нем индивидуально-ценного, и, тем самым, обобщить в новом качестве и содержании своего творчества. К концу 1700 годов И. С. Бах синтезировал достижения своих предшественников. Творчество Пахельбеля стало образцом для сочинения баховских хоралов. Близость к народной песне, чистота и строгость стиля, продуманные и выразительные приемы фугированной обработки хоральных мелодий — сильные стороны творчества Пахельбеля. Бах был взращен на хоралах Пахельбеля, и некоторые его юношеские сочинения написаны в фугированной манере Пахельбеля. От Пахельбеля И. С. Бах заимствовал мотетный принцип в сцеплении фуг при неразрывности их мотивной связи. Сильное влияние на особенности органных творений Баха оказал Букстехуде. Яркий драматизм его свободных композиций — фантазий, токкат, удачное сочетание смелой поэтической мысли с умелой разработкой органных форм, тяготение к монументальности стиля — все эти черты предвещают органный стиль И. С. Баха. От Букстехуде Бах воспринял возвышенную патетику, драматический порыв, виртуозность, свободно-импровизационное сочетание токкатных, моторных и полифонических, фугированных разделов композиции.
Музыкальное творчество Бёма отличалось колорированием темы хорала и фуги, сложным орнаментом контрапунктирующих голосов, вариационностью изложения, что использовал Бах при сочинении органных произведений. В органной сфере исключительная активность композитора приходится на веймарский период творчества. Именно в Веймаре сформировался баховский органный стиль. 2. 2. Новаторство Баха в органной музыке 1. Новизна контрапунктической и гармонической техники в хоральных обработках. Из множества хоральных обработок Бах составил 4 сборника («Органная книжка», «Клавирные упражнения» op. 3, «Шюблеровские хоралы («Хоралы в различной манере»), «18 хоралов разного рода для игры на органе с двумя мануалами и педалью»).
В добаховский период их писали только порознь, как отдельные пьес самостоятельного эстетического значения, либо одна сложная пьеса в себе фугированные и прелюдирующие фазы или эпизоды, по несколько раз ритмично сменявшие друг друга. К тому же виртуоз-органист прелюдировал обычно в виде неписанной импровизации. Бах нарушил эту трактовку и применил другие методы: Произведения для органа подобны фрескам в живописи: все в них дано крупным планом; предельна патетика музыкальных образов в импровизационных формах — в прелюдиях, фантазиях, токкатах; необычайной мощи развитие и виртуозность в фугах.
Органные фуги Баха во много раз больше, объемнее его же клавирных фуг. Расширенным размерам тем соответствует разросшаяся композиция всей фуги. Развертывание материала можно представить в виде наслоения больших пластов музыки, что отнюдь не исключает непрерывности движения и внутреннего роста музыкального образа. Напротив, развитие протекает с все возрастающей активностью. Момент кульминации, завершая одну фазу развития, служит началом следующей, еще более высокой и напряженной. По мере приближения к конечному этапу эмоциональный подъем усиливается, достигая в заключительных построениях вершинной силы. Так впервые в инструментальной полифонической музыки проявились закономерности подлинно симфонического развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|