Токката и фуга ре минор. 3. Клавирное творчество И. С. Баха. 3. 1. Соотношение традиционного И. Новаторского в клавирной музыке Баха
Токката и фуга ре минор Образное содержание Токкаты и фуги сближает произведение с образами оперно-ораториальной музыки. Для достижения рельефности и объёмности музыкальных образов Бах использовал мощь звучания органа, разнообразие виртуозных средств, патетику. Токката – виртуозный жанр, в котором свободно чередуются импровизационные эпизоды с блестящей техникой пассажного склада, имитационными построениями, аккордовым изложением гармонической ткани. Токката вводит в атмосферу, необходимую для восприятия музыкальной мысли, развёртывающейся в фуге Драматические элементы: пафос, короткие возгласы, призывы, импровизационное развитие. Выразительные средства – широкие пласты, пассажи, секвенции, придающие патетический характер. Каждое построение токкаты отделено яркими каденциями. Первые два построения - свободное варьирование темы при импровизационности изложения и видимой самостоятельности материала. Третье построение суммирует весь материал и его развитие. Кода – драматическая кульминация токкаты. Фуга написана в приподнято-патетическом стиле. Средствами раскрытия драматического образа служат виртуозная бравурность. В экспозиции тема фуги вытекает из токкаты и является её продолжением. Скрытое многолосие в одноголосной теме, особенности проведения голосов создают «сочное» звучание, плотность фактуры. Аккордовый склад фуги способствует завуалированности её полифонического развития. В разработке тематический материал получает свободное развитие. Частые и развёрнутые интермедии придают фуге элемент импровизационности. Кода фуги – грандиозная фантазия, которая патетикой и массивностью звучания напоминает токкату, закрепляя внутренние связи частей цикла.
3. КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА 3. 1. Соотношение традиционного и новаторского в клавирной музыке Баха Интенсивное развитие светской инструментальной музыки в XVI-XVII веках было проявлением тенденций, общих для всего искусства эпохи барокко. Стремление освободиться от опеки и власти церкви, от средневековой идеологии, приблизить искусство к жизни и выразить в нем чувства и мысли, которыми живет человек, вдохновляло художников того времени. Именно в эту пору музыка завоевывает независимость, становится самостоятельной областью духовной культуры. Заметный подъем клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века, Д о Баха клавирную музыку писали: в Англии - Уильям Бёрд, Джон Булл (XVI-XVII вв. ); во Франции – Куперен, Рамо, Дакен; в Италии (XVII – начало XVIII в. ) – Аллесандро Скарлатти и Доменико Скарлатти, Фрескобальди. В Германии – 1 том клавирных сочинений есть у современника Баха – Георга Фридриха Генделя. На клавирное творчество Баха повлиял его сын Филипп Эммануил Бах, написавший много сонат. Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует выделить значение Баха как новатора в области клавирного творчества. Освоив богатый, веками накопленный опыт, восприняв самое интересное и лучшее, чем обладали школы клавирного искусства Италии, Англии, Франции, Бах не пренебрег тем, что было создано у него на родине.
С появлением творений Баха в этой области многое изменилось. Во-первых, его не устраивало качество звучания этих клавиров – они обладали отрывистым звуком, клавир не был темперированным. Поэтому на них нельзя было играть в тональностях с большим количеством знаков: квинты и терции звучали фальшиво. Эту проблему решил в 1697 году Андреас Веркмейстер. Бах много работал над усовершенствованием клавира (в доме у него имелось 10 клавиров), стремился преодолеть ударность, отрывистость его звучания, внедрить в музыкальную музыку вокальную пластику и темперированный строй, открывающий перед композитором безграничные возможности. Бах изобрел новые виды клавира и клавесин, на котором можно было играть лютневые произведения; написал несколько сборников педагогических пьес, изобрел новую технику игры пятью пальцами, а не четырьмя, что позволило играть связно. Рояль был изобретен в 1709 году Бартоломео Христофори). В Германии складывалась своя национальная школа клавирной музыки. Правда, господство органа замедлило этот процесс, и клавир долгое время занимал подчиненное положение. Тем не менее большинство крупных немецких композиторов трудилось над созданием репертуара и для этого инструмента(слайд). Фробергер, Керль, Муффат, так же как Пахельбель или Букстехуде, сочиняли множество пьес для клавира, но в них значительно сильнее сказывалось влияние итальянских и французских композиторов.
Клавирное творчество И. С. Баха включает: ХТК, сюиты, партиты, инвенции, концерты, «Гольдберг-вариации» (написаны по заказу русского посланника при дворе графа Кайзерлинга в Дрездене), «Музыкальное приношение» (11 пьес для клавира и соната для трех различных инструментов), «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата». «Искусство фуги» (14 фуг и 4 канона на одну тему), Хроматическая фантазия и фуга) и др. К лавирный стиль произведений И. С. Ба ха характеризуется: В клавирную музыку, Бах ввел новое лирико-философское содержание, новый круг образов, более глубоких и драматичных, чем существовало в его время не только в клавирных произведениях, но даже в операх. В своей работе над созданием новых жанров и над отдельными клавирными произведениями Бах ориентировался не столько на собственно клавесинную музыку, сколько на то новое, что принесло развитие мировой музыкальной культуры в самых различных ее видах.
В предпосылке к появлению сольного концерта появились в 5 Бранденбургском концерте. Несмотря на то, что в нем, кроме камерного оркестра солируют три инструмента (скрипка, флейта, фортепиано). Именно фортепиано принадлежит ведущая роль. Здесь есть настоящие каденции. Бах написал 13 клавирных концертов с сопровождением: 7 для одного инструмента соло, три для двух, два для трех, один для четырёх. Кроме того, он создал для клавира Итальянский концерт Фа-мажор, (1735 г. ). Он был написан для клавира с двумя мануалами в блестящем виртуозном стиле. Название указывает на близость этого концерта к скрипичным концертам итальянских мастеров, которые тогда уже существовали. Как и в них, здесь три части, соотнесенные по принципу «Быстро, медленно, быстро». Первая часть - подвижная, с чертами рондо и сонатности. В этой части уже есть три основных сонатных раздела и две контрастные формы, но обе темы идут в одной тональности Фа-мажор, потому форму 1 части следует определить как рондо-вариантную.
К области светской музыки принадлежат и Баховские сюиты - 6 английских и 6 французских, а также 6 итальянских партит (с латинского – делить, разделить, часть). Их названия условны, отличия между ними незначительны, например, в партитах перед аллемандой есть прелюдии, а во французской – нет. Английская сюита меньше французской. Как жанр сюита сложилась в XVII веке и представляла собой цикл из нескольких равноправных частей, каждая из которых танец:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|