Судьба музыки И.С. Баха. традиции и новаторство
Судьба музыки И. С. Баха Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению Возрождение музыки Баха было положено (слайд 38) Феликсом Мендельсоном, исполнившим в 1829 г. «Страсти по Матфею » и посвятившего значительную часть своей жизни популяризации музыки великого лейпцигского кантора. В 1850 г. было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора. В течение всего XVIII столетия Баха не считали крупным композитором. Его сочинения дошли до нас благодаря сыновьям (главным образом, Карлу Филиппу Эммануилу), частным коллекционерам, сохранившим многие рукописи отца, бережному хранению духовных сочинений в библиотеке школы Св. Фомы в Лейпциге. Педагогическая деятельность Баха, так же как композиторская, не получила должной оценки при жизни. Даже после его смерти все в том же магистрате раздавались недовольные голоса: «г. Бах был, несомненно, большим музыкантам, но не учителем». Но факты (слайд 39) доказывают другое. В списке учеников Баха 17 человек. Причем едва ли не каждый из его «питомцев» оставил собственный след в музыкальной культуре того времени, будучи и композитором, и исполнителем, а некоторые сами стали учителями знаменитых музыкантов. Сыновья Баха (слайд 40) ещё при жизни отца сделались великими музыкантами и сумели занять почётное положение. Они так же как и другие воспитанные им музыканты, из числа которых вышло немало серьёзных профессионалов, свидетельствуют о его таланте педагога. Бах и в XXI веке продолжает быть учителем буквально всех, кто занимается музыкой.
Музыка Баха в числе лучших творений человечества (слайд 41) записана на золотой диск «Вояджера» направленный в космос. “Вояджер” (в пер. с англ. - “путешественник”) —название двух американских космических аппаратов, запущенных в 1977 году. К борту каждого «Вояджера» прикрепили круглую алюминиевую коробку, положив туда позолоченный видеодиск. На нём записали то, что посчитали лучшими произведениями Земли. Западная классическая музыка представлена прежде всего Бахом. Так что инопланетяне (если они есть) или уже послушали, или когда-нибудь услышат музыку Баха. Первыми описаниями жизни Баха (слайд 42) стал его некролог и краткая хроника жизни, изложенная его вдовой Анной Магдаленой. После смерти Иоганна Себастьяна не предпринималось попыток публикации его жизнеописания, пока в 1802 году его друг Форкель, основываясь на собственных воспоминаниях, в некрологе, рассказах сыновей и друзей Баха, не издал первую подробную биографию. В середине XIX века интерес к музыке Баха возродился (слайд 43), композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Следующим фундаментальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году. В XX веке опубликованы книги французского органиста и исследователя Альберта Швейцера и Кристофа Вольфа. Также существует работа, называемая мистификацией XX столетия, «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах, написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы композитора. В XXI веке Бах - самый исполняемый композитор планеты. Во всем мире проходят фестивали его музыки, а в Лейпциге каждые 4 года проводится крупный органный конкурс мира, носящий имя И. С. Баха. 3. Органное творчество И. С. Баха: традиции и новаторство
Органное творчество — основа всего баховского искусства. «Для такого гения, как Бах, — пишет Серов, — самым приличным, самым родным инструментом был орган, этот океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем».
Орган — инструмент, которым Бах владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностям он заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. Самое музыкальное мышление Баха-полифониста было по природе своей органно. В общении с этим инструментом полнее всего раскрывались характерные черты его артистической натуры. Нигде более не бывал он так патетически вдохновенен, мощен, богат полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась так искренне его интимная лирика, исповеди его души. Действительно, орган — это стихия баховского творчества. Здесь его гений развернулся во всем своем великолепии и необъятности. Орган для Баха был своего рода оркестром, который способен был выдержать грандиозный размах баховских импровизаций и передать высокую поэзию его лирики. В эпоху Баха орган был инструментом, посредством которого композитор мог довести до широкой аудитории свои мысли и эмоции, — отсюда концертность органного стиля, укрупненные линии, театрально-приподнятый драматизм образов, виртуозность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|