Лейпцигский период (1723—1750 гг.)
В мае 1723 г. И. С Бах, после требуемого испытания, был избран лейпцигским магистратом на должность кантора при церкви св. Фомы. Бах переехал в Лейпциг, где и провёл всю свою оставшуюся жизнь. Лейпциг – крупный торговый, а также культурный центр соседней с Тюрингией Саксонии. Так он выглядел в то время, когда в нём жил Бах. В 1724 г. состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. В обязанности Баха входило преподавание пения, игры на музыкальных инструментах и еженедельное проведение концертов, а также подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Первые шесть лет жизни в Лейпциге были очень продуктивными: Бах сочинял до 5 годовых циклов кантат (два из них были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года. Многие их них (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях — лютеранских хоралах. Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, что часто становилось причиной споров между композитором и администрацией. Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.
Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся мальчиков, а теноров и басов — не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов. Много сил требовала борьба с городскими властями за свои права музыканта. Беспокоило Баха и состояние церковной музыки, он даже письменно обращался в магистрат города относительно ее упадка. В одном из своих писем Иоганн Себастьян так характеризует обстановку, в которой работает: «обстановка злобы, зависти и преследования». Сохранились протоколы заседаний лейпцигского магистрата с порицаниями «неисправимому кантору». В марте 1729 г. Иоганн Себастьян стал руководителем студенческого музыкального общества «Музыкальная коллегия» (Collegium Musicum), в Лейпцигском университете, где обучались его сыновья, дирижирует студенческим оркестром. Он сочиняет для него оркестровые сюиты, инструментальные концерты, кантаты. Этот светский ансамбль, существовавший ещё с 1701 года, был основан старым другом Баха Георгом Филиппом Телеманом. Бах руководил этим кружком в 1729 – 1737 г. г. , а затем в 1739-1744 г. г. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные музыкальные содружества. В течение почти всего периода «Музыкальная коллегия» дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Кофейня Циммермана просуществовала до Второй мировой войны, была разрушена в результате бомбардировок. Многочисленными концертами в «Циммермановском саду» или в «Циммермановской кофейне» Бах внес значительный вклад в публичную музыкальную жизнь города. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-ми, 40-ми и 50-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата», а также многие концерты для виолончели и клавесина.
Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора. Композитор достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах (слайд 32). В первую очередь, это духовная музыка: более 150 кантат, «Магнификат», мессы (в т. числе месса си минор ), 2-я ред. «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею », произведения для органа, оркестра, клавесина. В 1747 г. прусский король Фридрих II, пригласил к себе в Потсдам Иоганна Себастьяна Баха. Король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением» и посвящён Фридриху II. Фридрих II проявил себя как покровитель наук и искусств. Король был сам одарён музыкально, играл на флейте и сочинял музыку (ок. 100 сонат и 4 симфонии). Концерты для флейты сочинения Фридриха II до сих пор входят в репертуар исполнителей на этом инструменте.
Начало шестиголосной фуги из «Музыкального приношения», автограф Баха Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом. Он состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений. B—A—C—H. Мотив из 4 нот, звуковой символ фамилии Бах (Bach ). Композитор использовал его в качестве третьей темы фуги № 15 из «Искусства фуги» (которая осталась неоконченной). В музыке XIX—XX вв. B—A—C—H — один из самых распространенных мотивов-символов; он встречается в произведениях Шумана, Листа, Римского-Корсакова, Бузони, Регера, Шёнберга, Веберна, Денисова, Губайдулиной, Щедрина, Пендерецкого, Шнитке и др.
После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха — в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641 Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. 1750 г. в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако могила затерялась. Лишь в 1894г. останки Баха были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение у стен Собора Св. Иоанна. После 2-й Мировой войны, при разборе разбомбленного собора, останки Баха были найдены и вторично перезахоронены в алтарной части Собора Св. Фомы.
Могила И. С. Баха возле церкви Св. Фомы в Лейпциге.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|