Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане. В.Белов. Родничок




Цели:

развивать устойчивый интерес к творчеству А. С. Пушкина, мотивацию к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умения сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях;

расширять кругозор детей, пополнять словарный запас;

воспитывать у учащихся любовь к чтению.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелай те успехов. Я тоже желаю вам успехов и новых открытий в мире знаний.

II. Работа по теме

v А как вы думаете, где живут сказки? В книжке.

Да! Сказки живут в книжке. Книга – это домик сказок. Посмотрите на эту большую книгу. В ней прячется много сказок. Слушать вам их – не переслушать, смотреть – не пересмотреть!

v Какие бывают сказки? Сказки бывают народные и авторские, или литературные.

Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир. «Сказка – ложь, да в ней намек: // Добрым молодцам урок», – писал А. С. Пушкин.

И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

v Кто правильно назовет сказки Пушкина?

. «Сказка о рыбаке и рыбке».

– «Сказка о попе и о работнике его Балде».

– «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

– «Сказка о Золотом петушке».

– «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 Учитель. Ребята, мы с вами узнали, что еще ребенком Пушкин услышал многие сказки от няни. Конечно, вполне вероятно, что поэт мог слышать те русские народные сказки, которые и вам довелось прочитать.

Пушкин стремился к тому, чтобы и язык его сказок был понятен народу. Внимательно читая " Сказку о царе Салтане... ", вы обнаружите общее и в языке.

Вспомните, какие эпитеты в народных сказках относятся к словам " девица", " поле", " море".

Есть ли постоянные эпитеты в сказке Пушкина?

Какие обороты речи, характерные для народных сказок, мы встречаем в " Сказке о царе Салтане... "?

Вы не могли не заметить существенного различия между сказкой Пушкина и народными сказками. В чем оно состоит?

Дети знакомы с понятиями " проза", " стихи". Им не составит труда заметить, что сказка Пушкина написана стихами.

– Но есть еще одно качество, пожалуй, самое главное, которое роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.

·    Что всегда побеждает в народной сказке?

·    Какие человеческие качества сказка прославляет, а какие – высмеивает и бичует?

Сказку  Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и зависти!

– Произведения Пушкина пробуждают в людях стремление создавать прекрасное и творческие способности.

А сейчас задание.

·    Выразительно читать эпизод из сказки А. С. Пушкина (по выбору учеников).

·    Нарисовать иллюстрацию к " Сказке о царе Салтане... " и рассказать о своей работе.

Примерный план рассказа.

·    Какой эпизод из сказки вы запечатлели?

·    Что изображено на переднем плане вашего рисунка, а что – на втором?

·    Какие цвета вы использовали и почему?

·    Какие мысли и чувства вы стремились передать в рисунке?

В рассказ включите слова и выражения:

– особенно запомнился;

– удивил и восхитил;

– изобразил, нарисовал, запечатлел;

– я думаю, что...

– А теперь отправимся в путешествие по страницам сказок Пушкина. О чем эти загадки?


Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадется –

Обнимает и дерется.

 Это ветер.


 В каких сказках А. С. Пушкина ветер выступает как герой сказки?

Если ученики не могут самостоятельно ответить на вопрос, педагог читает отрывки из сказок.

– Из каких сказок эти строки?


Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Д. Из «Сказки о царе Салтане».

Ветер, ветер! Ты могуч –

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

 


Д. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

У. Почему ветер выступает как герой? Докажите.

Дети отвечают.

– Из какой сказки эти слова? Продолжите стихотворные строчки:


Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой...

Д. «... И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря».


Это отрывок из «Сказки о царе Салтане... ».

У. В каких насекомых превращала царевна Лебедь Гвидона, чтобы тот мог увидеть родину?

Д. В комара, муху, шмеля.

У. Кого и как наказал Гвидон?

Д. В образе комара – ткачиху – укусил в правый глаз.

– В образе мухи – повариху – укусил в левый глаз.

– В образе шмеля – сватью бабу Бабариху – укусил в нос: пожалел «очи старой бабушки своей».

У. Какие украшения и наряды носят героини сказок – царевна Лебедь и старуха?

Д. Царевна Лебедь – месяц под косой, во лбу звезда.

– Старуха-боярыня – соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки.

У. Из чего получали драгоценные камни в сказке А. С. Пушкина?

Д. «Ядра – чистый изумруд» – из орехов в «Сказке о царе Салтане».

Продолжите.


1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

“Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

………………………...

(То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир”. )

 

 “Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

……………………….

(То на весь бы мир одна

Наткала я полотна”, )

 

 

 “Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

(Я б для батюшки царя

Родила богатыря”. )

 


Вот и заканчивается наш разговор о сказках А. С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...