А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане. В.Белов. Родничок
Цели: развивать устойчивый интерес к творчеству А. С. Пушкина, мотивацию к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умения сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях; расширять кругозор детей, пополнять словарный запас; воспитывать у учащихся любовь к чтению. Ход занятия I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелай те успехов. Я тоже желаю вам успехов и новых открытий в мире знаний. II. Работа по теме v А как вы думаете, где живут сказки? В книжке. Да! Сказки живут в книжке. Книга – это домик сказок. Посмотрите на эту большую книгу. В ней прячется много сказок. Слушать вам их – не переслушать, смотреть – не пересмотреть! v Какие бывают сказки? Сказки бывают народные и авторские, или литературные. Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир. «Сказка – ложь, да в ней намек: // Добрым молодцам урок», – писал А. С. Пушкин. И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. v Кто правильно назовет сказки Пушкина? . «Сказка о рыбаке и рыбке». – «Сказка о попе и о работнике его Балде». – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». – «Сказка о Золотом петушке». – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Учитель. Ребята, мы с вами узнали, что еще ребенком Пушкин услышал многие сказки от няни. Конечно, вполне вероятно, что поэт мог слышать те русские народные сказки, которые и вам довелось прочитать.
Пушкин стремился к тому, чтобы и язык его сказок был понятен народу. Внимательно читая " Сказку о царе Салтане... ", вы обнаружите общее и в языке. Вспомните, какие эпитеты в народных сказках относятся к словам " девица", " поле", " море". Есть ли постоянные эпитеты в сказке Пушкина? Какие обороты речи, характерные для народных сказок, мы встречаем в " Сказке о царе Салтане... "? Вы не могли не заметить существенного различия между сказкой Пушкина и народными сказками. В чем оно состоит? Дети знакомы с понятиями " проза", " стихи". Им не составит труда заметить, что сказка Пушкина написана стихами. – Но есть еще одно качество, пожалуй, самое главное, которое роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами. · Что всегда побеждает в народной сказке? · Какие человеческие качества сказка прославляет, а какие – высмеивает и бичует? Сказку Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и зависти! – Произведения Пушкина пробуждают в людях стремление создавать прекрасное и творческие способности. А сейчас задание. · Выразительно читать эпизод из сказки А. С. Пушкина (по выбору учеников). · Нарисовать иллюстрацию к " Сказке о царе Салтане... " и рассказать о своей работе. Примерный план рассказа. · Какой эпизод из сказки вы запечатлели? · Что изображено на переднем плане вашего рисунка, а что – на втором? · Какие цвета вы использовали и почему? · Какие мысли и чувства вы стремились передать в рисунке? В рассказ включите слова и выражения: – особенно запомнился; – удивил и восхитил; – изобразил, нарисовал, запечатлел;
– я думаю, что... – А теперь отправимся в путешествие по страницам сказок Пушкина. О чем эти загадки? Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадется – Обнимает и дерется. Это ветер. В каких сказках А. С. Пушкина ветер выступает как герой сказки? Если ученики не могут самостоятельно ответить на вопрос, педагог читает отрывки из сказок. – Из каких сказок эти строки? Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Д. Из «Сказки о царе Салтане». Ветер, ветер! Ты могуч – Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.
Д. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». У. Почему ветер выступает как герой? Докажите. Дети отвечают. – Из какой сказки эти слова? Продолжите стихотворные строчки: Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой... Д. «... И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря». Это отрывок из «Сказки о царе Салтане... ». У. В каких насекомых превращала царевна Лебедь Гвидона, чтобы тот мог увидеть родину? Д. В комара, муху, шмеля. У. Кого и как наказал Гвидон? Д. В образе комара – ткачиху – укусил в правый глаз. – В образе мухи – повариху – укусил в левый глаз. – В образе шмеля – сватью бабу Бабариху – укусил в нос: пожалел «очи старой бабушки своей». У. Какие украшения и наряды носят героини сказок – царевна Лебедь и старуха? Д. Царевна Лебедь – месяц под косой, во лбу звезда. – Старуха-боярыня – соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки. У. Из чего получали драгоценные камни в сказке А. С. Пушкина? Д. «Ядра – чистый изумруд» – из орехов в «Сказке о царе Салтане». Продолжите. 1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. “Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - ………………………... (То на весь крещеный мир Приготовила б я пир”. )
“Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - ………………………. (То на весь бы мир одна Наткала я полотна”, )
“Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - (Я б для батюшки царя Родила богатыря”. )
Вот и заканчивается наш разговор о сказках А. С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|