Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биографические сведения об авторе




Биографические сведения об авторе

Белов Василий Иванович (р. 23. 10. 1932, деревня Тимониха Вологодской области), русский советский писатель. Член КПСС с 1956. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1964). Работал в колхозе, на уральском заводе. Печатается с 1956. Опубликовал сборник стихов «Деревенька моя лесная» (1961), сборники рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Проза Б. лирична. Среди книг о современной деревне выделяются его повести «Привычное дело» (1966) и «Плотницкие рассказы» (1968); в них созданы цельные характеры простых людей Севера, вопреки всем трудностям и невзгодам сохранивших «теплоту добра» и «радость к миру» — чувства, которыми окрашены их повседневная жизнь и труд.

Самостоятельная работа над незнакомым текстом В. Белова «Родничок »

1. Чтение текста по карточкам для себя (молча)

2. Проверка внимательного чтения и понимания текста.

Блиц-опрос. (Работа в перфокартах).

Предложения для проверки:


v В поле родился родничок

v Пчелка летит на работу- сок из цветов собирать.

v Родничок был уже большой и все знал.

v Пчелка попросила водицы попить.

v Родничок не позволил.

v Пчелка поблагодарила и улетела.

v Солнышко закатилось за горизонт.


3. Проверка правильности указанных детьми ответов.

4. Повторное чтение на антиципацию (развитие смысловой догадки) с дидактическим тренировочным средством «решетка» («жужжащее чтение»)

5. Ответы на вопросы по тексту (работа в парах). Учащиеся отвечают друг другу.

6. Проверка. Ответы для всех.

7. Пересказ. Работа в парах.

8. Пересказ для всех показательный по «цепочке».

Рефлексия

v - понравилось ли вам занятие?

v - что нового вы узнали?

v - какте советы вы бы дали?

v -что бы вы посоветовали своим друзьям?

Итог занятия

1. Где родился А. С. Пушкин? (В Москве. )

2. Когда он родился? (6 июня 1799 г. )

3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны. )

4. Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (6; 5 и1 – не закончил. )

5. Какую важную работу вы выполняли, работая над текстом? развивали технику чтения; развивали речь (учились отвечать на вопросы и пересказывать).

 

Н. Телешов. Белая цапля;

 Цели: - продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке; вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

Методические приёмы: Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов сказки, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Словарная работа: нравственность

         Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелай те успехов. Я тоже желаю вам успехов и новых открытий в мире знаний.

II. Работа по теме

Занятие  начинается со словарной работы. Запись в тетрадях:

Нравственность – правила, определяющие поведение, душевные и духовные

качества, необходимые в обществе.

Это слово, ребята, сегодня нам очень понадобится, а урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь. И поможет нам в этом писатель Н. Д. Телешов. (Сообщение о Н. Телешове ). Сегодня на уроке мы обратимся к сказке Н. Телешова «Белая цапля», попробуем рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

         - Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (На душе стало грустно…                                                    

Хотелось плакать, когда убивали птиц… )

          -О чём эта сказка? (Нельзя убивать даже одну птицу… О добром отношении ко всему живому…)

           - А какой же более глубокий смысл она имеет? (Это сказка о серьёзном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека. )

           - Обратимся к началу сказки и прочитаем описание королевства. Что отмечает в нём автор?

           (Зима была длинная, а лето короткое… Мало зелени и цветов.. Круглый год в холодных сумерках… Дикие скалы ненадолго были покрыты седыми мхами…)

            - На что обращает наше внимание автор?

          («Люди… любили и ценили всякую жизнь…»)

           - Почему автор особо подчёркивает эти слова?

           (Принцесса Изольда впоследствии нарушила этот нравственный закон своей родины – любовь ко всему живому на земле.

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н. Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает? (Наверное,

автор хочет сказать, что и добрый человек может совершить жестокость, если не будет задумываться над последствиями своих поступков)

         Каждый выбирает по себе

         Щит и латы. Посох и заплаты.

         Меру окончательной расплаты

         Каждый выбирает по себе, - так сказал поэт Ю. Левитанский.

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

      - Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда?

(Или лишиться красивого головного убора («…развёрнутые веером тончайшие белые веточки, нежные как пух и белые, как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы…») или «убить одну птицу…» )

         -Какой эпизод сказки изображён на рисунке? (На доске рисунок-иллюстрация ученика, изображающая принцессу Изольду перед принятием решения)

         - Как автор описывает душевное состояние Изольды при принятии ею решения?

(«Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если бы она согласилась. » «Только одну… только одну убить…И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт- немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир! Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда! »)

        Желание иметь красивый свадебный убор пересиливает голос совести.

Итак, с молчаливого согласия Изольды совершено преступление – убийство «жестоким стариком» одной птицы – белой цапли.

-Найдите в тексте и выпишите, как жили птицы ДО убийства, что происходит ВО ВРЕМЯ убийства, что стало с ними ПОСЛЕ убийства.

Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала по недомыслию, неведению, но только не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней « с горечью, но без ненависти»: «Знала ли ты об этом, принцесса? » «Знаешь ли ты это, принцесса? » «Ты не думала об этом, принцесса? » Эти грустные птицы учат принцессу серьёзно относиться к жизни, нести ответственность за свои поступки. Любое, даже не умышленное преступление влечёт наказание.

 - Какие же наказания несёт принцесса Изольда за своё преступление? Найдите их

в тексте и выпишите.

 Принцесса Изольда терзается тем, что сделано, просит у отца совета, как загладить ей свой проступок.

     -Что отвечает король дочери? («Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».

    -Какое решение принимает Изольда? («В народе много было горя. И этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия»)

    -Какие уроки для себя выносит она из случившегося? («Всё на свете должно быть добром»).

    Жизненный принцип короля «Нужно делать добро». Скажите, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни? (Рассуждения учеников)

    Л. Н. Толстой говорил: «Царство Божие внутри Вас». Так о чём же сказка Н. Телешова «Белая цапля»? (Размышления учеников)

  На доске записан эпиграф к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором? (Рассуждения учеников)

Рефлексия

v - понравилось ли вам занятие?

v - что нового вы узнали?

v - какте советы вы бы дали?

v -что бы вы посоветовали своим друзьям?

Итог занятия

   Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым.

     Это сказка об ответственности человека за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности – от этого зависит судьба человека.

 

       Ш. Сильверстайн. Щедрое дерево

Цели: - продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героев с их поступками; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке; вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе», использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие.

         Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелай те успехов. Я тоже желаю вам успехов и новых открытий в мире знаний.

II. Работа по теме

Скакой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (На душе стало грустно…                                                

Хотелось плакать, когда убивали птиц… )

 -О чём эта сказка? (Нельзя убивать даже одну птицу… О добром отношении ко всему живому…)

 - А какой же более глубокий смысл она имеет? (Это сказка о серьёзном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека. )

Какие уроки для себя выносит она из случившегося? («Всё на свете должно быть добром»).

III. Чтение новой сказки Ш. Сильверстайн. « Щедрое дерево»

v Понравилась ли вам сказка?

v Почему?

v Какое настроение она у вас оставила?

v Какие чувства пробудила?

Физкультминутка

Самостоятельная работа над незнакомым текстом Ш. Сильверстайн. « Щедрое дерево»

1. Чтение текста по карточкам для себя (молча)

2. Проверка внимательного чтения и понимания текста.

Блиц-опрос.

Предложения для проверки:


v Жила на свете Яблоня

v Мальчик взобрался по стволу, собрал все яблоки и унес

v Мальчик срезал ветви Яблони и унёс их, чтобы построить себе дом.

v Мне нужна лодка, чтобы уплыть далеко... и стать счастливым.

v — А мне теперь много и не нужно, — ответил Мальчик, — мне бы теперь только тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть


3. Проверка правильности указанных детьми ответов.

4. Повторное чтение на антиципацию (развитие смысловой догадки) с дидактическим тренировочным средством «решетка» («жужжащее чтение»)

5. Ответы на вопросы по тексту (работа в парах). Учащиеся отвечают друг другу.

6. Проверка. Ответы для всех.

7. Пересказ. Работа в парах.

8. Пересказ для всех показательный по «цепочке».

9. Словесное рисование

Рефлексия

v - Понравилось ли вам занятие?

v - Что нового вы узнали?

v - Какие советы вы бы дали?

v -Что бы вы посоветовали своим друзьям?

Итог занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...