5.Анализ драматургии и образного содержания в вокально-хоровых циклах
5. Анализ драматургии и образного содержания в вокально-хоровых циклах СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ Возвышенно-философское воплощение евангельской темы и драматических эпизодов библейской истории, связанные с последними днями жизни Иисуса Христа, получили в пассионах. ПАССИОНЫ (СТРАСТИ) – жанр евангельской духовной жизни, созданные специально к богослужениям Великой Пятницы в протестантских храмах. И. С. Бах написал 4 пассиона соответственно 4 евангелиям «Нового завета» – от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. ПАССИОНЫ (СТРАСТИ) («страсти» - от лат. passio, «cтрадание») – крупная музыкально-драматическая форма, род оратории, в котором излагается история предательства Иуды, страдания в последние дни жизни Иисуса и его смерти на кресте. СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ «Страсти по Матфею» ( 1731 г. ) сочинены в Лейпциге на либретто Пикандера. В либретто И. С. Бах с Пикандером расширили евангельский сюжет: введены поэтические вставки и лирические отступления. Либретто представляет повествовательное изложение событий, прерываемых лирико-философскими размышлениями, описанием чувств и отношения народа к происходящему. В свободных переходах от эпического повествования к лирической взволнованности или скорбным размышлениям раскрывается процесс внутреннего развития сюжетной линии Новаторство: воссоздание жанра пассионов в колоссальных масштабах, преодоление узости «хорального» и «мотетного» пассионов, новая трактовка необычайной глубины. Содержание – история гибели Иисуса и предательства его учеником Иудой Начинаясь с его горестных предчувствий грядущих событий и заговора первосвященников, после которого следует Тайная вечеря, сцена в Гефсиманском саду и моление о чаше. Последующие эпизоды: взятие Иисуса стражей, отречение и раскаяние ученика Петра, шествие на Голгофу ( место казни) и распятие. Заканчиваются страсти снятием с креста и погребением.
Действующие лица: как конкретные библейские персонажи – Иисус, Пилат, Петр, Иуда, евангелист, так и хоры апостолов, первосвященников, толпы. Драматургическое решение преодоления религиозной инерции либретто Музыка точно следует за текстом, поэтически воссоздаёт его живописные жанровые детали. В звукописи запечатлены: журчание ручья в Гефсиманском саду; гроза; колокольный звон по пути на Голгофу; свист бичей во дворе пыток; предутренний крик вещей птицы и взмах крыльев; рыдания кающегося отступника. Идея «Страстей» гуманистически-нравственная, «страдательного мужества», определяющая образно-эмоциональный смысл пассионов. Герой с достоинством, бестрепетно и непреклонно идёт на жертвенный подвиг, на пытки и мученическую смерть во имя спасения человечества от проклятия «греха первородного». Идейные мотивы: v Спасение души v Идея самопожертвования v Любовь к людям v Смерть как подвиг, освещающий высокую цель – служение благу человечества v Сочувствие страданиям человека Образное содержание Образ Иисуса – единственный из персонажей, который имеет свой музыкальный портрет – его речитативам аккомпанируют струнные. Речитативы других персонажей исполняются под сопровождение органа. Система образов Сюжет сосредоточен на образах, имеющих жизненный смысл: образ гонимых учеников, собравшихся вокруг учителя-моралиста; образ лукавого правителя и погружённого в духовную тьму народа; образ религиозных распрей и заговора церковников; образ несправедливого суда со лжесвидетелями;
образ предательства и отречения; образ поругания и казни праведника. Музыкальная форма «Страстей» «Страсти по Матфею» - цикл, состоящий из 2 частей, который включает 78 эпизодов: 16 хоралов церковно-евангелического склада; 6 арий – драматических и философско-поэтических высказываний; повествовательные речитативы на евангельские тексты; 14 хоров – драматических эпизодов и лирических песен. Всё синтезировано в оркестровой партитуре с концертирующим соло и органом. Музыкальна основа произведения – молитвенные протестантские хоралы с каноническими текстами. Первая часть ( 35 эпизодов) - драматическая легенда о предательстве. Отчётлива драматическая линия развития: спокойное повествование становится напряжённым и завершается грандиозной кульминацией - оркестрово-хоровой фантазией. Вторая часть (43 эпизода) – господство сосредоточенно-скорбного настроения вплоть до наступления драматической развязки ( смерть Иисуса), но заканчивается просветлённым звучанием хора. Сцена у Претории (дворец римского прокурора Иудея Понтия Пилата) в форме диалога: Пилат – Иисус – народ. Психологически напряжённые речитативы и хоры композиционно соединены. Крики бушующей толпы вторгаются в повествование и разрывают речитативные фразы солирующих голосов. Эпизоды бичевания Иисуса и отречения Петра - трагические кульминации. Ария альта «О, сжалься! » расположена в центре композиции. Эпизод несения креста ( шествие на Голгофу) находится в начале Пассиона в виде монументальной хоровой фрески прелюдирующего характера. Музыкальна основа произведения – молитвенные протестантские хоралы с каноническими текстами. Хоралы Музыкальна основа произведения – молитвенные протестантские хоралы с каноническими текстами. Наполнены известными народными мелодиями (например: тема нечистой совести Иуды Искариота появляется в хорале на народный напев). Через хоралы устанавливается связь с народным творчеством, что способствует пониманию смысла происходящего. Часто хорал заключает предшествующие ему номера, завершая драматическую картину. Так, сцена распятия и смерти Иисуса Христа, состоящая из серии эпизодов: речитатива, ариозо, арии с хором, речитатива и хора, - завершается погребальным хоралом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|