Хоралы. Эпизоды. МЕССА СИ МИНОР (1748 г. ). Образная сфера Высокой мессы
Хоралы Музыкальна основа произведения – молитвенные протестантские хоралы с каноническими текстами. Наполнены известными народными мелодиями (например: тема нечистой совести Иуды Искариота появляется в хорале на народный напев). Через хоралы устанавливается связь с народным творчеством, что способствует пониманию смысла происходящего. Часто хорал заключает предшествующие ему номера, завершая драматическую картину. Так, сцена распятия и смерти Иисуса Христа, состоящая из серии эпизодов: речитатива, ариозо, арии с хором, речитатива и хора, - завершается погребальным хоралом. Хорам свойственна могучая экспрессия при воспроизведении эмоций и состояния народа. В круг событий и эмоциональный строй образов вводит развёрнутый по форме вступительный хор к І части, в котором участвует два 4-голосных состава и хор мальчиков. Оркестрово-хоровое вступление рисует сцену шествия приговорённого к смерти Иисуса, которого сопровождают возбуждённые толпы людей. Грандиозное звучание последнего хора 1 части передаёт взрыв гнева и скорбь народа узнавшего оп предательстве. В заключительном хоре - мягкий колорит колыбельной и светлая лирика рассеивают народную скорбь.
Эпизоды Драматизированные хоровые эпизоды - новые сюжетные линии драматического и психологически углублённого характера – эпизоды тайной вечери, суд первосвященников, конец Иуды. Роль эпизодов: v воссоздают живой разговор или массовое выражение отклика народа на событие; v углубляют логику развития и реализм драматургии «Страстей»; v конкретизируют образность произведения; v придают театральную наглядность и зримость».
v Антитеза библейскому тексту - лирические эпизоды в стиле народной поэзии, моления о чаше и беззаботно уснувших учеников – в виде хоральной мелодии на тему французской песенки в ритме гавота. Арии Арии раскрывают психологический и поэтический смысл произведения, передают разнообразие лирических образов: возвышенных и просветлённых, скорбно-патетических и драматических. Особенность арий в пассионах И. С. Баха: выражение чувств всего народа, а не индивидуальных переживаний; поются безымянными лицами ( корифеями хора – бас, альт, тенор, сопрано), а не определёнными персонажами; подготовлены предшествующим музыкально-драматическим развитием (ария Петра «Erbarme dich» - «Смилуйся надо мной» - завершение сцены отречения Петра – ученика Иисуса). Иногда ария предваряется аккомпанированным речитативом В отличие от речитативов, арии не принадлежат героям оратории, а исполняются солистами в повествовательном, неперсонифицированном ключе. Смысл подобного разделения очевиден – речитативы практически дословно передают прямую речь персонажей, тогда как арии выражают настроения и эмоции от какого-то значительного события. Знаменитой арией «Страстей по Матфею» является «Erbarme dich, mein gott» («Сжалься, мой бог»), написанная для альта. Она отражает горькое раскаяние апостола Петра после отречения от Христа. МЕССА СИ МИНОР (1748 г. ) Месса (лат. misso - отправляю, отпускаю) - циклическое вокально-инструментальное произведение на латинский текст богослужения, связана с таинством причастия. Жанр – вокально-драматический. Слово " месса" происходит из заключительного раздела службы " Ite, missa est", что в переводе " Идите, отпущено". Общепринятый вариант мессы (Sacramentarium) и певческого обихода (Antiphonarium) установился к концу VI в. в трудах Папы Григория(григорианское пение, григорианский хорал).
Идея - стремление «от страдания к радости» - воплощается через сопоставление двух образных сфер - 1) образы скорби, горести и страдания, «вздохи и слёзы», исполненные величием духа; 2) – образы радости, света, ликования и триумфа. Драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. В драматургии роль хоров является первостпенной. Хоры находятся в начале частей, в конце и в кульминациях. Исполнительский состав: большой смешанный хор, певцы-солисты, орган и оркестр (две флейты, три гобоя, два гобоя d'amour, два фагота, три трубы, валторна, литавры, струнные). Разнообразие исполнительских средств используется для противопоставлений.
Образная сфера Высокой мессы построена на противопоставлении образов: скорби и страдания; ликования и славления; светлого созерцания и спокойного раздумья. Развитие образной сферы основано на контрасте образов. Образы скорби, горести и страдания, «вздохов и слёз», исполненных величия духа: трагическая патетика и мрачная сосредоточенность – 1-й и 2-й хор «Kyrie eleisson»; мягкая грусть - «Qui tollis» ( « Ты, принявший на себя грехи мира»); скорбные стенания – « Cruciifxus». Образов радости, света, ликования. триумфа, правды и активного действия: светлая лирика «Agnus Dei»; порывы радости, стремление к жизни в торжественных хорах «Gloria», « Et ressurexit», «Sanctus «; идиллическая пастораль в арии «Et in spiritum sanctum»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|