Динамика художественных образов
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Динамика художественных образов — построена на объединении номеров единой линией внутреннего развития при передаче идейного замысла. Так, чем глубже скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъём и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Например: в центре «Credo», состоящего из 8 номеров, есть три эпизода, связанных с образом Иисуса: — 1) «Et incarnatus» - рождение человека, который примет на себя все грехи мира; — 2) «Crucifixus» - распятие и смерть Иисуса; — 3) «Et ressurexit» - его воскресение. — Развитие образов ведёт к сильному нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь и чувство обречённости («Et incarnatus») углублены страшной картиной смерти и людского горя («Crucifixus»), чем достигается драматический эффект всеобъемлющей радости и внезапного взрыва восторга в «Et ressurexit». В противопоставлении смерти и всеобъемлющей силы жизни – идейный смысл этого цикла и всей Высокой мессы. СТРУКТУРА ВЫСОКОЙ МЕССЫ Два цикла: Проприя и Ординария — Missa proprium - цикл песнопений, посвященных воскресным и праздничным дням, изменяющийся в зависимости от дня богослужения. — Missa ordinarium состоит из 5 песнопений с неизменным текстом: — Kyrie eleison - мольба о прощении - «Господи, помилуй»; — Gloria ( « Слава»)- гимн хвалы и благодарения с прославлением Бога- Отца, Бога - Сына, " взявшего на Себя людские грехи" (Qui tollis peccata mundi) и Бога-Духа; Credo (« Верую») - символ веры - изложение учения о Единосущности Святой Троицы. — Sanctus ( « Свят») - кульминация - троекратное восклицание Серафима из Ветхозаветной книги пророка Исайи (Библия): " Свят, свят, свят Господь Саваоф! ". Далее фраза " Его величием преисполнена и земля, и небо". Потом звучат возгласы Osanna (древнееврейское приветствие)
— Benedictus ( «Благословен») - прославление «того, кто грядёт во Имя Господа". - кульминация мессы. — Agnus Dei - («Агнец Божий»), взявший на себя грехи мира, помилуй нас". Прославление господа Иисуса Христа. На третий раз добавляються слова " Dona nobis pacem" (" Даруй нам покой" ). 5 частей мессы делятся на 24 номера - 15 хоров, 6 арий, 3 дуэта. — Iч. Kyrie eleison: №1-№3 — IIч. Gloria: №4-№11. — IIIч. Credo: №12-№19. — IVч. Sanctus: №20-№22. — Vч. Agnus Dei: №23-№24. В драматургии мессы роль хоров является первостпенной. Хоры находятся в начале частей, в конце и в кульминациях. Контраст между хором и сольными партиями – драматургическое средство. Исполнительский состав: большой смешанный хор, певцы-солисты, орган и оркестр (две флейты, три гобоя, два гобоя d'amour, два фагота, три трубы, валторна, литавры, струнные). Разнообразие исполнительских средств используется для противопоставлений. — Первая часть мессы, " Kyrie eleison", состоит из трех номеров (начальный Kyrie eleison и заключительный Agnus Dei имеют трехчастное строение, что имеет символический смысл. По краям - крупные хоры, в центре - дуэт двух сопрано (№2, " Christe eleison" ). — В двух номерах - в экспозиция смысловых линий: — хор №1, h-moll, открывает путь развитию образов печали, мольбы, скорби; дуэт №2, D-dur, дает начало светло-созерцательной линии. — Хор №3 " Kyrie eleison" написан на тот же текст, что и хор №1 (текст молитвы " Господи, помилуй" ), но трактовка его иная: в этом номер вместо страстной мольбы слышна суровая непреклонность, истовость, аскетическая строгость. ВЫВОДЫ — 1. Музыка И. С. Баха концентрировала в себе богатейший художественный опыт постижения реального мира в эпоху барокко. В произведениях И. С. Баха заключены вечные ценности - богатства человеческой души, идея спасения людей, вера в Бога.
— 2. В творчестве И. С. Баха обобщены достижения предшествующих композиторов, сохранены духовное начало и преемственность традиций (религиозная тематика, развитие форм хоровой, органной и инструментальной музыки), что проявляется в различных жанрах баховского стиле. — 3. Творчество И. С. Баха – подведение итогов развития европейской музыки. Однако тематика подается в новом ракурсе. Религиозные сюжеты насыщаются как живым, человеческими, так и глубоко современным содержанием. религиозные темы приобрели общественный смысл. — 4. Тяготение к жанрам хоровой и ораториальной музыки, которая представлена эпическими полотнами, насыщенные картинностью и театральностью. Вокально-хоровые произведения И. С. Баха – это лирико-философские поэмы, обращенные к огромным массам людей. — 5. И. С. Бах – крупнейший в истории музыки полифонист. Приемы полифонического письма подчиняются строгой тональной логике, определяющей развитие целого, предающей полифоническому развитию целенаправленность и единство.
Список литературы Основная: 1. Розеншильд К. К. История зарубежной музыки. – М. : Музыка. – вып. 1. – 1973. т- С. 406-529. 2. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. – М. : Музыка, 1985. – С. 64-158. 3. Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки: популярные лекции: Для студентов высших и средних учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -25-45. 4. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература: Учебное пособие. Вып. 1. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: Музыка, 1986. т-137-279. Дополнительная: 5. И. С. Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер: Биогр. Повествования / Сост., общ. Ред. И послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. т- 461 с. 6. Григорович В. Б. Великие музыканты Западной Европы: И. С. Бах, Й Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. – М.: Просвещение, 1982. – 224 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|