Динамика художественных образов
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Динамика художественных образов построена на объединении номеров единой линией внутреннего развития при передаче идейного замысла. Так, чем глубже скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъём и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Например: в центре «Credo», состоящего из 8 номеров, есть три эпизода, связанных с образом Иисуса: 1) «Et incarnatus» - рождение человека, который примет на себя все грехи мира; 2) «Crucifixus» - распятие и смерть Иисуса; 3) «Et ressurexit» - его воскресение. Развитие образов ведёт к сильному нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь и чувство обречённости («Et incarnatus») углублены страшной картиной смерти и людского горя («Crucifixus»), чем достигается драматический эффект всеобъемлющей радости и внезапного взрыва восторга в «Et ressurexit». В противопоставлении смерти и всеобъемлющей силы жизни – идейный смысл этого цикла и всей Высокой мессы. СТРУКТУРА ВЫСОКОЙ МЕССЫ Два цикла: Проприя и Ординария Missa proprium - цикл песнопений, посвященных воскресным и праздничным дням, изменяющийся в зависимости от дня богослужения. Missa ordinarium состоит из 5 песнопений с неизменным текстом: Kyrie eleison - мольба о прощении - «Господи, помилуй»; Gloria ( « Слава»)- гимн хвалы и благодарения с прославлением Бога- Отца, Бога - Сына, " взявшего на Себя людские грехи" (Qui tollis peccata mundi) и Бога-Духа; Credo (« Верую») - символ веры - изложение учения о Единосущности Святой Троицы. Sanctus ( « Свят») - кульминация - троекратное восклицание Серафима из Ветхозаветной книги пророка Исайи (Библия): " Свят, свят, свят Господь Саваоф! ". Далее фраза " Его величием преисполнена и земля, и небо". Потом звучат возгласы Osanna (древнееврейское приветствие)
Benedictus ( «Благословен») - прославление «того, кто грядёт во Имя Господа". - кульминация мессы. Agnus Dei - («Агнец Божий»), взявший на себя грехи мира, помилуй нас". Прославление господа Иисуса Христа. На третий раз добавляються слова " Dona nobis pacem" (" Даруй нам покой" ). 5 частей мессы делятся на 24 номера - 15 хоров, 6 арий, 3 дуэта. Iч. Kyrie eleison: №1-№3 IIч. Gloria: №4-№11. IIIч. Credo: №12-№19. IVч. Sanctus: №20-№22. Vч. Agnus Dei: №23-№24. В драматургии мессы роль хоров является первостпенной. Хоры находятся в начале частей, в конце и в кульминациях. Контраст между хором и сольными партиями – драматургическое средство. Исполнительский состав: большой смешанный хор, певцы-солисты, орган и оркестр (две флейты, три гобоя, два гобоя d'amour, два фагота, три трубы, валторна, литавры, струнные). Разнообразие исполнительских средств используется для противопоставлений. Первая часть мессы, " Kyrie eleison", состоит из трех номеров (начальный Kyrie eleison и заключительный Agnus Dei имеют трехчастное строение, что имеет символический смысл. По краям - крупные хоры, в центре - дуэт двух сопрано (№2, " Christe eleison" ). В двух номерах - в экспозиция смысловых линий: хор №1, h-moll, открывает путь развитию образов печали, мольбы, скорби; дуэт №2, D-dur, дает начало светло-созерцательной линии. Хор №3 " Kyrie eleison" написан на тот же текст, что и хор №1 (текст молитвы " Господи, помилуй" ), но трактовка его иная: в этом номер вместо страстной мольбы слышна суровая непреклонность, истовость, аскетическая строгость. ВЫВОДЫ 1. Музыка И. С. Баха концентрировала в себе богатейший художественный опыт постижения реального мира в эпоху барокко. В произведениях И. С. Баха заключены вечные ценности - богатства человеческой души, идея спасения людей, вера в Бога.
2. В творчестве И. С. Баха обобщены достижения предшествующих композиторов, сохранены духовное начало и преемственность традиций (религиозная тематика, развитие форм хоровой, органной и инструментальной музыки), что проявляется в различных жанрах баховского стиле. 3. Творчество И. С. Баха – подведение итогов развития европейской музыки. Однако тематика подается в новом ракурсе. Религиозные сюжеты насыщаются как живым, человеческими, так и глубоко современным содержанием. религиозные темы приобрели общественный смысл. 4. Тяготение к жанрам хоровой и ораториальной музыки, которая представлена эпическими полотнами, насыщенные картинностью и театральностью. Вокально-хоровые произведения И. С. Баха – это лирико-философские поэмы, обращенные к огромным массам людей. 5. И. С. Бах – крупнейший в истории музыки полифонист. Приемы полифонического письма подчиняются строгой тональной логике, определяющей развитие целого, предающей полифоническому развитию целенаправленность и единство.
Список литературы Основная: 1. Розеншильд К. К. История зарубежной музыки. – М. : Музыка. – вып. 1. – 1973. т- С. 406-529. 2. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. – М. : Музыка, 1985. – С. 64-158. 3. Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки: популярные лекции: Для студентов высших и средних учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -25-45. 4. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература: Учебное пособие. Вып. 1. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: Музыка, 1986. т-137-279. Дополнительная: 5. И. С. Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер: Биогр. Повествования / Сост., общ. Ред. И послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. т- 461 с. 6. Григорович В. Б. Великие музыканты Западной Европы: И. С. Бах, Й Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. – М.: Просвещение, 1982. – 224 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|