Международная экономическая среда
Экономическую среду следует рассматривать в двух различных и вместе с тем взаимосвязанных аспектах: на макро- и микроуровне. Макроуровень. Планируя выход на внешний рынок, компания должна изучить экономику каждой интересующей его страны с точки зрения привлекательности для работы на этом рынке. Основными элементами макроэкономического анализа являются структура хозяйства, богатство населения и распределение доходов в стране (таблица 1) и другие элементы. Все эти составляющие необходимо изучать во временн о м аспекте: с точки зрения как истории (какие изменения и в какие сроки происходили), так и прогноза на будущее.
Таблица 1 – Классификации стран по типу экономической структуры и характеру распределения доходов
Экономическая структура хозяйства характеризуется: - определенным типом хозяйства (натуральное хозяйство, страны— экспортеры сырья, промышленно развивающиеся, промышленно развитые страны); - численностью, темпами роста населения, его структурой: по возрасту, по социальным группам, по географическому и этническому фактору. Богатство населения и распределение доходов включает: - уровень доходов в стране: доход на душу населения, доли населения с различными доходами; - ВВП; - ВНП. Размер и картины плотности населения страны при прочих равных условиях делают ее рынки более привлекательными для экспортера. Например, Бразилия (более 150 млн жителей) является более привлекательной, чем Венесуэла (около 20 млн жителей). Другие элементы: - общие экономические параметры: налоговая система, валютно-финансовая система, политика в отношении импорта (ограничения и т.д.); - природа экономической системы (например, в мусульманских странах экономическая доктрина базируется на принципах ислама, что делает экономику этих стран очень специфичной); - участие в международных экономических организациях, наличие международных соглашений, двусторонних договоренностей в области экономики. Микроуровень. Прежде всего представляется интересным оценить потенциал данного рынка; его емкость; возможности его дальнейшего расширения; продукт, предлагаемый потребителю. На микроуровне изучается конкурентная среда. На международном уровне выделяют два источника конкуренции: местные компании, иностранные компании. Деятельность этих компаний, а также представление себя (своего продукта) на данном рынке и оценка сравнительных преимуществ определяется с учетом решения следующих вопросов.
- Какова структура конкуренции? - Каковы конкуренты на сегодняшний день, кто они: местные или иностранные компании? Прогноз на ближайший год, пять, десять лет и т.д. - Цели, преследуемые компаниями на данном рынке. - Взаимоотношения между компаниями. - Преобладающий тип конкуренции: ценовая, неценовая. - Для каждой компании: каковы ее сильные и слабые стороны, возможности дальнейшего развития. - Какие инновации за последнее время предлагались, насколько успешно? - Процент распределения рынка по компаниям. - Каковы финансовые и маркетинговые источники каждой компании, собираются ли компании расширять свою деятельность на рынке? - Могут ли компании заблокировать доступ к каналам распределения? - Имеет ли какая-либо из интересующих компаний политическое влияние в стране? - Кому принадлежит первенство в отношении: доли рынка, качества продукции, в области инновации и дизайна, эффективности производства, эффективности распределения и логистики в области продаж, эффективности рекламы? - Какие сравнительные преимущества имеет данная компания? - Насколько эффективными могут оказаться возможные стратегии данной компании? - Каких ошибок можно избежать? - Какой предыдущий опыт может оказаться полезным? Безусловно, данные вопросы могут быть модифицированы в зависимости от конкретной компании и специфики ее деятельности. Представление о состоянии конкуренции на данном рынке необходимо не только для средних и небольших компаний, но также и для крупнейших ТНК. Таким образом, определив характеристики различных эле-ментов зарубежного рынка, компания может делать предвари-тельные выводы и намечать перспективы. Затем необходимо перейти к анализу с учетом связки «риск— вознаграждение» (risk/reward criteria), т.е. рассмотреть: - монетарную и фискальную политику; - национальную валюту (на предмет стабильности); - уровень инфляции; - стандарты жизни; - уровень образования; - степень восприятия обществом новых идей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|