Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Р а з д е л 2. Характеристика судна




Р а з д е л 2. Характеристика судна

 

В задании на курсовой проект может быть задан сухогруз, танкер или рефрижератор. При выполнении курсового проекта могут использоваться данные по грузовым судам, на которых студенты выходили в море и у них есть необходимая для расчетов документация. В этом случае тип судна для курсового проекта согласовывается с ведущим преподавателем.

В первом разделе приводятся данные судна, заданного для курсового проектирования, которые должны включать:

1) общие сведения и главные размерения;

2) транспортно-эксплуатационные характеристики;

3) информацию из документации по плавучести, остойчивости и прочности судна, включающую:

· данные по грузовой марке;

· грузовую шкалу или гидростатические кривые;

· данные по танкам для судовых запасов, балласту и грузовым помещениям;

· универсальную диаграмму остойчивости или пантокарены;

· другие данные по судну, таблицы, графики, что использовались при проведении расчетов.

В приложениях к методике приведена информация по вышеуказанным судам.

 

Р а з д е л 3. Расчёт количества запасов и чистой

грузоподъёмности судна

 

Правила Регистра судоходства о грузовой марке устанавливают для морских транспортных судов минимальную высоту надводного борта в зависимости от района и времени плавания, что определяет максимальное количество груза, которое может быть погружено на судно.

Максимальное количество груза, которое может быть погружено на судно в данном рейсе, определяет его чистую грузоподъемность. Для ее определения необходимо выполнить следующие действия.

Определить лимитирующую грузовую марку судна из действующих грузовых марок в портах погрузки, выгрузки и на трассе перехода. Следует принимать во внимание плотность забортной воды в порту выгрузки, которая может оказаться меньше, чем плотность воды в порту погрузки. В качестве лимитирующей величины может выступать не грузовая марка, а осадка судна, если есть ограничения глубин в портах погрузки, выгрузки или на переходе.

По лимитирующей грузовой марке или осадке и плотности воды находим полное водоизмещение судна. Суть заключается в том, что полное водоизмещение судна изменяется в процессе рейса за счет расхода топлива и других запасов, а осадка зависит от плотности забортной воды.

Обычно полное водоизмещение для заданной осадки (расчетное водоизмещение Δ р) определяют по грузовой шкале. Для осадки dЗ по зимнюю грузовую марку:

Δ р= Δ З, т,

где Δ З – полное водоизмещение судна по зимнюю грузовую марку;

 dЗ – осадка по зимнюю грузовую марку, м.

Зная расчетное водоизмещение судна на момент погрузки, определим полную грузоподъемность Δ DW (дедвейт) судна:

Δ DW = Δ р– Δ 0, т,

где Δ 0 – водоизмещение судна пó рожнем.

Для определения чистой грузоподъёмности судна надо из полной грузоподъёмности вычесть все запасы, требующиеся для обеспечения перехода:

Δ Ч = Δ DW – РЗАП, т,

где РЗАП – общее количество запасов.

Чистая грузоподъемность определяет количество груза Pгр, которое может быть принято на судно.

Общее количество запасов определяется из соотношения:

РЗАП = РхЗАП + РстЗАП, т,

где РхЗАП – ходовые запасы;

 РстЗАП – стояночные запасы.

Без учета стояночных запасов, которые пополняются в портах погрузки и выгрузки груза, можно принять:

РЗАП = РхЗАП, т;

РхЗАП = РхТ + РхДТ + РхВП+ РхСМ + РхВК, т,

где РхТТ, РхДТ, РхВП, РхСМ, РхВК – соответственно количество тяжелого топлива, дизельного топлива, воды пресной, смазочного масла и котельной воды, необходимых на переход от порта погрузки до порта выгрузки с учетом коэффициента штормового запаса kшт:

РхТТ = kшт∙ qхТТ∙ tХ, т;

РхДТ = kшт∙ qхДТ∙ tХ, т;

РхВП= kшт∙ qхВП∙ tХ,

РхВК= kшт∙ qхВК∙ tХ, т,

РхСМ= kшт∙ qхСМ∙ tХ, т,

 

где qхТТ – суточная норма расхода тяжелого топлива на ходу т/сут);

qхДТ – cyточная норма расхода дизельного топлива на ходу (т/сут);

qхВК – cyточная норма расхода воды котельной на ходу (т/сут);

qхВП – cyточная норма расхода воды пресной на ходу (т/сут);

qхСМ – cyточная норма расхода смазочного масла на ходу (т/сут);

tХ – ходовое время (сут);

kшт =1, 1 – коэффициент штормового запаса;

n – количество членов экипажа.

Коэффициент штормового запаса (kшт) обычно определяется в процентах от расчетного количества топлива на рейс (kшт =10% от Рх, т).

Если нет данных по суточному расходу пресной воды и смазочного масла, то тогда запас пресной воды на переход определяется в количестве 70 – 100 литров на человека в сутки.

РхВП= 0, 1∙ n∙ tХ, т.

Запас смазочного масла можно принять 4 – 6% от запаса топлива РхТ,  т. е.

РхСМ= 0, 05∙ (РхТТ  + РхДТ), т.

3. 1. Распределение запасов по танкам

 

Необходимые на рейс запасы размещаются по танкам с использованием «Данных по танкам» (Приложения 1, 2, 3). При этом необходимо соблюдать следующие требования:

ü запасы размещаются только в танках, предназначенных для данного вида запасов;

ü запасы топлива обычно распределяют в такой последовательности:

· расходные цистерны;

· танки, расположенные в районе МКО;

· танки двойного дна и носовые диптанки;

ü для каждого вида запасов свободная поверхность жидкого груза может быть только в одном из загруженных танков. Наличие свободных поверхностей запасов в танках расходных и отстойных допустимо сверх этого правила;

ü судно с запасами не должно иметь заметного крена, что обеспечивается с помощью примерно равного размещения запасов по правому и левому борту.

Распределение запасов на судне по выбранной схеме размещения представляется по образцу табл. 3.

Таблица 3

Распределение запасов на _____ миль

Наименование цистерн

Вместимость,

т

На отход

Рзi, т

плечи, м

моменты, тм

xi zi MXi MZi

Моторное топливо 0, 95 т/м3

Расходная №…

43, 6

43, 6 -23, 5 7, 73 -1025
Бункер

532, 5

448, 0 -45, 3 5, 22 -1975

Всего моторного топлива

468, 0     -12984

Дизельное топливо 0, 86 т/м3

Расходная №…

12, 0

12, 0 -11, 0 4, 55 -132
Цистерна № …

110, 0

90, 0 -10, 6 1, 0 -954

Всего дизельного топлива

    -1102

Масло моторное 0, 92 т/м3

Расходная №… 5, 0

2, 0

-40, 0 9, 5 -80
Цистерна № … 8, 0

2, 4

-40, 0 9, 5 -96

Всего масла моторного

4, 4

    -176

Пресная вода 1, 00 т/м3

Цистерна № … 50, 0

40, 0

-30, 1 10, 2 -1204
Цистерна № … 60, 0

50, 0

-30, 1 10, 2 -1505

Всего пресной воды

90, 0

-30, 1 10, 2 -2709

Итого запасы

697, 7

    -18629

Сумма моментов запасов МХЗ по модулю Σ [МХЗ]

 
               

 

В графу 1 таблицы 3 записывают выбранные для размещения запасов танки.

Во вторую графу заносят количество принятого в данный танк запаса.

Для каждой из цистерн, где расположены запасы на рейс, определяются координаты Z и X центров масс запасов, подсчитываются статические моменты относительно основной плоскости Mz и миделя Mx и записывают их значения в соответствующие графы. Для полностью заполненных танков отстояние центров масс от основной плоскости Z и от миделя X определяются по таблице Приложений 1, 2, 3. При частичном заполнении танков корректируется координата Z с использованием данных из колонки “Снижение ЦТ на δ Z от уменьшения запаса на 10 т от полного”. Расчет выполняется по формуле

Z = Z100 ─ [δ Z·(Р100 ─ Р) / 10], м,

где Z100 и P100 – координаты и масса запасов из колонок таблицы при 100%-ом заполнении танка;

Р – количество принятого в танк запаса.

Если в таблице запасов нет информации по величине δ Z при неполном заполнении танков, то величину координаты Z можно принять как долю от Z100, пропорциональную заполнению танка.

Моменты относительно основной плоскости Мz и относительно миделя Мx для каждого танка с запасами при его частичном заполнении определяются как произведение массы P на координату Z и на координату X соответственно:

Mz = P·Z, т·м;

Mx = P·X, т·м.

В последней строке таблицы в колонку MХ вносится сумма моментов МХ запаса по модулю Σ [МХЗ], что в дальнейшим используется для оценки общей продольной прочности корпуса судна после погрузки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...