Р а з д е л 2. Характеристика судна
Р а з д е л 2. Характеристика судна
В задании на курсовой проект может быть задан сухогруз, танкер или рефрижератор. При выполнении курсового проекта могут использоваться данные по грузовым судам, на которых студенты выходили в море и у них есть необходимая для расчетов документация. В этом случае тип судна для курсового проекта согласовывается с ведущим преподавателем. В первом разделе приводятся данные судна, заданного для курсового проектирования, которые должны включать: 1) общие сведения и главные размерения; 2) транспортно-эксплуатационные характеристики; 3) информацию из документации по плавучести, остойчивости и прочности судна, включающую: · данные по грузовой марке; · грузовую шкалу или гидростатические кривые; · данные по танкам для судовых запасов, балласту и грузовым помещениям; · универсальную диаграмму остойчивости или пантокарены; · другие данные по судну, таблицы, графики, что использовались при проведении расчетов. В приложениях к методике приведена информация по вышеуказанным судам.
Р а з д е л 3. Расчёт количества запасов и чистой грузоподъёмности судна
Правила Регистра судоходства о грузовой марке устанавливают для морских транспортных судов минимальную высоту надводного борта в зависимости от района и времени плавания, что определяет максимальное количество груза, которое может быть погружено на судно. Максимальное количество груза, которое может быть погружено на судно в данном рейсе, определяет его чистую грузоподъемность. Для ее определения необходимо выполнить следующие действия. Определить лимитирующую грузовую марку судна из действующих грузовых марок в портах погрузки, выгрузки и на трассе перехода. Следует принимать во внимание плотность забортной воды в порту выгрузки, которая может оказаться меньше, чем плотность воды в порту погрузки. В качестве лимитирующей величины может выступать не грузовая марка, а осадка судна, если есть ограничения глубин в портах погрузки, выгрузки или на переходе.
По лимитирующей грузовой марке или осадке и плотности воды находим полное водоизмещение судна. Суть заключается в том, что полное водоизмещение судна изменяется в процессе рейса за счет расхода топлива и других запасов, а осадка зависит от плотности забортной воды. Обычно полное водоизмещение для заданной осадки (расчетное водоизмещение Δ р) определяют по грузовой шкале. Для осадки dЗ по зимнюю грузовую марку: Δ р= Δ З, т, где Δ З – полное водоизмещение судна по зимнюю грузовую марку; dЗ – осадка по зимнюю грузовую марку, м. Зная расчетное водоизмещение судна на момент погрузки, определим полную грузоподъемность Δ DW (дедвейт) судна: Δ DW = Δ р– Δ 0, т, где Δ 0 – водоизмещение судна пó рожнем. Для определения чистой грузоподъёмности судна надо из полной грузоподъёмности вычесть все запасы, требующиеся для обеспечения перехода: Δ Ч = Δ DW – РЗАП, т, где РЗАП – общее количество запасов. Чистая грузоподъемность определяет количество груза Pгр, которое может быть принято на судно. Общее количество запасов определяется из соотношения: РЗАП = РхЗАП + РстЗАП, т, где РхЗАП – ходовые запасы; РстЗАП – стояночные запасы. Без учета стояночных запасов, которые пополняются в портах погрузки и выгрузки груза, можно принять: РЗАП = РхЗАП, т; РхЗАП = РхТ + РхДТ + РхВП+ РхСМ + РхВК, т, где РхТТ, РхДТ, РхВП, РхСМ, РхВК – соответственно количество тяжелого топлива, дизельного топлива, воды пресной, смазочного масла и котельной воды, необходимых на переход от порта погрузки до порта выгрузки с учетом коэффициента штормового запаса kшт:
РхТТ = kшт∙ qхТТ∙ tХ, т; РхДТ = kшт∙ qхДТ∙ tХ, т; РхВП= kшт∙ qхВП∙ tХ, РхВК= kшт∙ qхВК∙ tХ, т, РхСМ= kшт∙ qхСМ∙ tХ, т,
где qхТТ – суточная норма расхода тяжелого топлива на ходу т/сут); qхДТ – cyточная норма расхода дизельного топлива на ходу (т/сут); qхВК – cyточная норма расхода воды котельной на ходу (т/сут); qхВП – cyточная норма расхода воды пресной на ходу (т/сут); qхСМ – cyточная норма расхода смазочного масла на ходу (т/сут); tХ – ходовое время (сут); kшт =1, 1 – коэффициент штормового запаса; n – количество членов экипажа. Коэффициент штормового запаса (kшт) обычно определяется в процентах от расчетного количества топлива на рейс (kшт =10% от Рх, т). Если нет данных по суточному расходу пресной воды и смазочного масла, то тогда запас пресной воды на переход определяется в количестве 70 – 100 литров на человека в сутки. РхВП= 0, 1∙ n∙ tХ, т. Запас смазочного масла можно принять 4 – 6% от запаса топлива РхТ, т. е. РхСМ= 0, 05∙ (РхТТ + РхДТ), т. 3. 1. Распределение запасов по танкам
Необходимые на рейс запасы размещаются по танкам с использованием «Данных по танкам» (Приложения 1, 2, 3). При этом необходимо соблюдать следующие требования: ü запасы размещаются только в танках, предназначенных для данного вида запасов; ü запасы топлива обычно распределяют в такой последовательности: · расходные цистерны; · танки, расположенные в районе МКО; · танки двойного дна и носовые диптанки; ü для каждого вида запасов свободная поверхность жидкого груза может быть только в одном из загруженных танков. Наличие свободных поверхностей запасов в танках расходных и отстойных допустимо сверх этого правила; ü судно с запасами не должно иметь заметного крена, что обеспечивается с помощью примерно равного размещения запасов по правому и левому борту. Распределение запасов на судне по выбранной схеме размещения представляется по образцу табл. 3. Таблица 3 Распределение запасов на _____ миль
В графу 1 таблицы 3 записывают выбранные для размещения запасов танки. Во вторую графу заносят количество принятого в данный танк запаса. Для каждой из цистерн, где расположены запасы на рейс, определяются координаты Z и X центров масс запасов, подсчитываются статические моменты относительно основной плоскости Mz и миделя Mx и записывают их значения в соответствующие графы. Для полностью заполненных танков отстояние центров масс от основной плоскости Z и от миделя X определяются по таблице Приложений 1, 2, 3. При частичном заполнении танков корректируется координата Z с использованием данных из колонки “Снижение ЦТ на δ Z от уменьшения запаса на 10 т от полного”. Расчет выполняется по формуле Z = Z100 ─ [δ Z·(Р100 ─ Р) / 10], м, где Z100 и P100 – координаты и масса запасов из колонок таблицы при 100%-ом заполнении танка; Р – количество принятого в танк запаса. Если в таблице запасов нет информации по величине δ Z при неполном заполнении танков, то величину координаты Z можно принять как долю от Z100, пропорциональную заполнению танка. Моменты относительно основной плоскости Мz и относительно миделя Мx для каждого танка с запасами при его частичном заполнении определяются как произведение массы P на координату Z и на координату X соответственно:
Mz = P·Z, т·м; Mx = P·X, т·м. В последней строке таблицы в колонку MХ вносится сумма моментов МХ запаса по модулю Σ [МХЗ], что в дальнейшим используется для оценки общей продольной прочности корпуса судна после погрузки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|