Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1. Определение нормируемых Регистром судоходства




5. 1. Определение нормируемых Регистром судоходства

и Кодексом ИМО параметров остойчивости

 

Требования к остойчивости неповрежденных судов Международной Морской Организации (IMO) содержатся в Code on Intact Stability for All Types of Ships Covered by IMO Instruments (Кодекс остойчивости ИМО) и определяют предельные значения следующих параметров для судов всех типов:

- критерий погоды;

- угол крена от действия постоянного ветра;

- наибольшее плечо и угол максимума диаграммы статической остойчивости;

- площади диаграммы статической остойчивости до углов крена 30, 40° (или угла заливания, если он меньше) и между 30 и 40° (или углом заливания);

- исправленная начальная метацентрическая высота.

Для проверки остойчивости по требованиям Кодекса выполняются расчеты нормируемых параметров. Значения обозначенных на ДСО параметров определяются по диаграмме. Критерий погоды определяется по нижеприведенной методике в п. 5. 2.

Значения нормируемых Кодексом остойчивости величин приведены в табл. 16.

5. 2. Проверка остойчивости судна при заданной

 загрузке по критерию погоды

 

Проверка остойчивости судна по критерию погоды выполняется с помощью ДСО, построенной для принятого варианта нагрузки (рис. 6).

На рис. 6:

θ 1– угол крена судна при качке навстречу шквалу от исходного положения;

θ 1r – угол условной амплитуды бортовой качки судна на волнении;

θ w2– угол крена судна, равный 500, или θ f, или θ с (берется меньшее значение);

θ w1– угол крена, вызванный постоянным ветром;

θ f – угол заливания (угол крена судна, при котором входят в воду открытые отверстия на корпусе);

θ с – угол, соответствующий второй точке пересечения кренящего плеча lw2 с диаграммой статической остойчивости.

lwl – плечо постоянного кренящего момента, вызванного постоянным ветром;

lw2 – плечодинамически действующего на судно момента от порыва ветра.

 

 

Рис. 6. Проверка остойчивости судна по критерию погоды

 

Считается, что судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости. На судно будет действовать постоянный кренящий момент от ветра.

1. Определяется плечо lwl постоянного кренящего момента:

lw1 =( Zр + d/2) Av ·Pv / Δ ∙ 1000g, т· м,

где Zр, м – возвышение центра парусности над действующей ватерлинией, соответствующей осадке d;

Av, м2– площадь парусности т/х при осадке d;

Pv, Па – расчетное давление ветра, которое принимается в зависимости от района плавания (для неограниченного района плавания Pv =504 Па);

Δ – водоизмещение судна при заданном варианте загрузки;

g – ускорение свободного падения принимается равным         9, 81 м/с2.

Расчет площади парусности Av и аппликаты центра парусности (ЦП) Zv выполняется по боковому виду судна (рис. 7), который разбивается на ряд простых элементов площадью Аi  с отстоянием их центров от действующей ватерлинии zi.

 

Рис. 7. Расчет площади парусности судна

 

Значения Zp и Av рассчитываются по формулам:

Av = А1+ А2+ А 3+... + Аn;

Zр = (А1· z1+ А2· z2 + А 3· z3 +... + А n· zn) /(А1+ А2+ А3+... + Аn).

Площадь элементов Аi и расположение их центров парусности определяется в зависимости от формы элементарных площадей  (рис. 8).

Площадь треугольника АВС определяется как произведение его высоты h на половину основания АС.

Для определения ЦП треугольника ABC необходимо две его вершины соединить прямыми линиями с серединой противоположных сторон АД и BE. Точка пересечения этих двух линий «0» и есть ЦП треугольника.

 

 

Рис. 8. Центры парусности фигур

 

Площадь трапеции АВСД определяется как произведение высоты на полусумму противоположных сторон АД и ВС.

Для отыскания ЦП трапецеидальной фигуры АВСД делят противоположные стороны ВС и АД пополам и проводят линии EF, АЕ и FC. По линии АЕ, считая от точки Е, откладывают треть его длины (точка G). По линии CF, считая от точки F, откладывают треть длины (точка Н). Соединяют точки G и Н прямой линией. Точка пересечения прямых ЕF и GH «0» и есть ЦП трапеции.

Площадь неправильного четырехугольника АСВД определяют как сумму площадей треугольников, составляющих его.

Для определения ЦП четырехугольника АСВД делят противоположные стороны АД и СВ пополам точки Е и К. Соединяют точку Е с углами А и Д, а точку F с углами С и В прямыми линиями. На каждой из прямых ЕА и ЕД, FC и FB, соответственно от точек Е и F, откладывают по одной третьей этих отрезков и получают точки R, G, S, H. Соединяют точки R, G, S, H отрезками GН и RS. Точка пересечения этих отрезков «0» и есть ЦП четырехугольника.

Если в судовой документации есть данные по парусности судна пó рожнем, то величины Zp и Av рассчитываются по формулам:

 

Zр =[Av0· Zp0 − ( Av0 δ A/2)(d − d0)]/( Av0 − δ A), м;

δ A= L(d − d0), м2;

Av = Av0 − δ A, м2,

где d0 – средняя осадка порожнего судна (d0 = 3, 1 м для т/х «Вячеслав Шишков»);

Zр0 – возвышение парусности порожнего судна над действующей ватерлинией (Zр0= 8, 84 м для т/х «Вячеслав Шишков»);

Av0 – площадь парусности судна порожнем (Av0 = 2040 м2 для т/х «Вячеслав Шишков»);

L – длина действующей ватерлинии (для т/х «Вячеслав Шишков» принимается, равной 138 м).

2. Определяется статический угол крена θ w1, вызванный постоянным ветром. Для этого на ДСО откладывают плечо постоянного кренящего моментаlwl и проводят горизонтальную линию. Точка пересечения этой линии с кривой l (θ ) дает статический угол крена, вызванный постоянным ветром: θ w10.

Угол крена от постоянного ветра  не должен превышать 16º или 0, 8 угла, при котором входит в воду кромка открытой палубы θ d (а при перевозке контейнеров – больше 0, 5 того же угла).

Определяется угол входа палубы в воду:

θ d = arctg(2(D–d)/B),

где  D – высота борта, м;

d – средняя осадка судна, м;

B – ширина судна по ватерлинии, м.

Проверяется выполнение требования .

Для контейнеровоза угол крена от постоянного ветра должен быть θ w1 ≤ 0, 5 θ d.

3. Определяется плечо lw2 динамически действующего на судно момента от порыва ветра:

lw2 = 1, 5·lw1, м.

Полученное плечо откладывается на ДСО и проводится горизонтальная линия.

4. Определяется условная амплитуда бортовой качки судна θ 1r. Для судна со скуловыми килями:

θ 1r =109·k X1X2√ (r∙ S).

Входящие в вышеприведенную зависимость коэффициенты определяются из табл. 11–14.

Множитель X1 определяют из табл. 11 по отношению ширины судна к его осадке В/d.

 

Таблица 11

Множитель X1

В/d ≤ 2, 4 2, 8 3, 0 3, 2 3, 4 3, 5 4, 0 4, 5 5, 0 5, 5 6, 0 ≥ 6, 5
X1 1, 00 0, 93 0, 9 0, 86 0, 82 0, 8 0, 78 0, 76 0, 72 0, 68 0, 64 0, 62

 

МножительX2определяют из табл. 12 по значению коэффициента общей полноты δ.

Таблица 12

Множитель X2

δ 0, 45 и менее 0, 50 0, 55 0, 60 0, 65 0, 70 и более
X2 0, 75 0, 82 0, 89 0, 95 0, 97 1, 00

 

Коэффициент общей полноты δ определяется по зависимости:

δ = Δ /ρ LBd,

где L – длина судна, м;

В – ширина судна, м;

Δ водоизмещение судна при заданном варианте загрузки, т;

ρ – плотность забортной воды, т/м3;

d – осадка судна, м.

Таблица 13

Коэффициент k

Аk / LB 1, 0 1, 5 2, 0 2, 5 3, 0 3, 6 4, 0 и выше
k 1, 00 0, 98 0, 95 0, 88 0, 79 0, 74 0, 72 0, 70

 

Величину k выбирают из табл. 13 по величине Аk / LB,

где Аk0, 004·SГВЛ = 0, 04·α ·L·В – общая площадь скуловых килей         (Аk =36, 0м2  для т/х «Вячеслав Шишков»);

α – коэффициент полноты ватерлинии.

Параметр r определяется по формуле:

r  = 0, 73+[0, 6(zg – d)/d]

Значение r не должно приниматься больше 1.

Безразмерный множитель S определяется по табл. 14 в зависимости от района плавания судна и периода качки τ θ , который рассчитывается по формуле:

τ θ =2сВ/√ h,

 

где  с = 0, 373+0, 023 В/d − 0, 043 L/100;

h – исправленная метацентрическая высота (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов).

Таблица 14

Множитель S

τ θ , с ≤ 5
S 0, 1 0, 1 0, 098 0, 093 0, 079 0, 065 0, 053 0, 044 0, 038

Полученное значение угла θ 1r откладывается на ДСО влево от угла θ w1 и проводится вертикальная линия от кривой l(θ ) до горизонтальной линии плеча lw2.

5. Вычисляются и сравниваются площади а и b, заштрихованные на рис. 6.

Площадь b ограничена кривой l(θ ) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой, соответствующей кренящему плечу lw2, и углом крена θ w2 = 50° либо углом заливания θ f, либо углом крена θ С, соответствующим точке второго пересечения прямой lw2 с кривой восстанавливающих плеч, в зависимости от того, какой из этих углов меньше.

Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой lw2 и углом крена, равным θ w1 − θ 1r.

Определяются величины площадей а и b. С погрешностью в безопасную сторону по форме их можно принять за треугольники:

а = 0, 5∙ [θ 1 2]∙ l1 / 57, 30, мрад;

b = 0, 5∙ [500 − θ 2]∙ l2 / 57, 30, м рад.

6. Определяется значение критерия погоды (критерия сильного ветра и бортовой качки по Кодексу ИМО):

К = b/а.

Остойчивость судна по критерию погоды К = b/а считается достаточной, если площадь b равна или больше площади а, т. е. К ≥ 1.

Все необходимые построения для определения критерия погоды выполняются на построенной ДСО для принятого варианта загрузки судна по форме рис. 6 с обозначением плеч и углов.

Результаты расчета критерия погоды сводятся в табл. 15.

 

Таблица 15

Расчет критерия погоды

Наименование величин Обозначение и формулы Значение величин
Возвышение ЦП, м zv = z р + d/2  
Кренящее плечо постоянного ветра, м lw1 =zv· Av · Pv / (Δ ∙ 1000g)  
Кренящее плечо порыва ветра, м lw2=1, 5∙ lw1  
Инерционный коэффициент с=0, 373+0, 023∙ B/d-0, 043∙ L/100  
Период качки, с τ θ  = 2∙ c∙ B/  
Коэффициент S S (из табл. Кодекса)  
Коэффициент r r = 0, 73+0, 6(zg–d)/d  
Амплитуда качки, град θ 1r = 109∙ k∙ X1∙ X2  
Угол крена от постоянного ветра,  град θ w1 (по диагр. статич. остойч. )  
Угол входа палубы в воду,  град θ d = arctg(2(D–d)/B)  
Угол крена при качке навстречу ветру, 0 θ 1= θ 1r – θ w1  
Угол статического крена соотв. плечу lw2,  град θ 2 (по диагр. статич. остойч. )  
Граница площади «b» диаграммы справа θ w2  
Площадь «а» диаграммы, м·рад а= 0, 5∙ [θ 1 2]∙ l1 / 57, 30  
Площадь «b» диаграммы, м·рад b=0, 5∙ [500 − θ 2]∙ l2 / 57, 30  
Критерий погоды K  = b/a  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...