5.1. Определение нормируемых Регистром судоходства
5. 1. Определение нормируемых Регистром судоходства и Кодексом ИМО параметров остойчивости
Требования к остойчивости неповрежденных судов Международной Морской Организации (IMO) содержатся в Code on Intact Stability for All Types of Ships Covered by IMO Instruments (Кодекс остойчивости ИМО) и определяют предельные значения следующих параметров для судов всех типов: - критерий погоды; - угол крена от действия постоянного ветра; - наибольшее плечо и угол максимума диаграммы статической остойчивости; - площади диаграммы статической остойчивости до углов крена 30, 40° (или угла заливания, если он меньше) и между 30 и 40° (или углом заливания); - исправленная начальная метацентрическая высота. Для проверки остойчивости по требованиям Кодекса выполняются расчеты нормируемых параметров. Значения обозначенных на ДСО параметров определяются по диаграмме. Критерий погоды определяется по нижеприведенной методике в п. 5. 2. Значения нормируемых Кодексом остойчивости величин приведены в табл. 16. 5. 2. Проверка остойчивости судна при заданной загрузке по критерию погоды
Проверка остойчивости судна по критерию погоды выполняется с помощью ДСО, построенной для принятого варианта нагрузки (рис. 6). На рис. 6: θ 1– угол крена судна при качке навстречу шквалу от исходного положения; θ 1r – угол условной амплитуды бортовой качки судна на волнении; θ w2– угол крена судна, равный 500, или θ f, или θ с (берется меньшее значение); θ w1– угол крена, вызванный постоянным ветром; θ f – угол заливания (угол крена судна, при котором входят в воду открытые отверстия на корпусе); θ с – угол, соответствующий второй точке пересечения кренящего плеча lw2 с диаграммой статической остойчивости.
lwl – плечо постоянного кренящего момента, вызванного постоянным ветром; lw2 – плечодинамически действующего на судно момента от порыва ветра.
Рис. 6. Проверка остойчивости судна по критерию погоды
Считается, что судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости. На судно будет действовать постоянный кренящий момент от ветра. 1. Определяется плечо lwl постоянного кренящего момента: lw1 =( Zр + d/2) Av ·Pv / Δ ∙ 1000g, т· м, где Zр, м – возвышение центра парусности над действующей ватерлинией, соответствующей осадке d; Av, м2– площадь парусности т/х при осадке d; Pv, Па – расчетное давление ветра, которое принимается в зависимости от района плавания (для неограниченного района плавания Pv =504 Па); Δ – водоизмещение судна при заданном варианте загрузки; g – ускорение свободного падения принимается равным 9, 81 м/с2. Расчет площади парусности Av и аппликаты центра парусности (ЦП) Zv выполняется по боковому виду судна (рис. 7), который разбивается на ряд простых элементов площадью Аi с отстоянием их центров от действующей ватерлинии zi.
Рис. 7. Расчет площади парусности судна
Значения Zp и Av рассчитываются по формулам: Av = А1+ А2+ А 3+... + Аn; Zр = (А1· z1+ А2· z2 + А 3· z3 +... + А n· zn) /(А1+ А2+ А3+... + Аn). Площадь элементов Аi и расположение их центров парусности определяется в зависимости от формы элементарных площадей (рис. 8). Площадь треугольника АВС определяется как произведение его высоты h на половину основания АС. Для определения ЦП треугольника ABC необходимо две его вершины соединить прямыми линиями с серединой противоположных сторон АД и BE. Точка пересечения этих двух линий «0» и есть ЦП треугольника.
Рис. 8. Центры парусности фигур
Площадь трапеции АВСД определяется как произведение высоты на полусумму противоположных сторон АД и ВС. Для отыскания ЦП трапецеидальной фигуры АВСД делят противоположные стороны ВС и АД пополам и проводят линии EF, АЕ и FC. По линии АЕ, считая от точки Е, откладывают треть его длины (точка G). По линии CF, считая от точки F, откладывают треть длины (точка Н). Соединяют точки G и Н прямой линией. Точка пересечения прямых ЕF и GH «0» и есть ЦП трапеции. Площадь неправильного четырехугольника АСВД определяют как сумму площадей треугольников, составляющих его. Для определения ЦП четырехугольника АСВД делят противоположные стороны АД и СВ пополам точки Е и К. Соединяют точку Е с углами А и Д, а точку F с углами С и В прямыми линиями. На каждой из прямых ЕА и ЕД, FC и FB, соответственно от точек Е и F, откладывают по одной третьей этих отрезков и получают точки R, G, S, H. Соединяют точки R, G, S, H отрезками GН и RS. Точка пересечения этих отрезков «0» и есть ЦП четырехугольника. Если в судовой документации есть данные по парусности судна пó рожнем, то величины Zp и Av рассчитываются по формулам:
Zр =[Av0· Zp0 − ( Av0 – δ A/2)(d − d0)]/( Av0 − δ A), м; δ A= L(d − d0), м2; Av = Av0 − δ A, м2, где d0 – средняя осадка порожнего судна (d0 = 3, 1 м для т/х «Вячеслав Шишков»); Zр0 – возвышение парусности порожнего судна над действующей ватерлинией (Zр0= 8, 84 м для т/х «Вячеслав Шишков»); Av0 – площадь парусности судна порожнем (Av0 = 2040 м2 для т/х «Вячеслав Шишков»); L – длина действующей ватерлинии (для т/х «Вячеслав Шишков» принимается, равной 138 м). 2. Определяется статический угол крена θ w1, вызванный постоянным ветром. Для этого на ДСО откладывают плечо постоянного кренящего моментаlwl и проводят горизонтальную линию. Точка пересечения этой линии с кривой l (θ ) дает статический угол крена, вызванный постоянным ветром: θ w10. Угол крена от постоянного ветра не должен превышать 16º или 0, 8 угла, при котором входит в воду кромка открытой палубы θ d (а при перевозке контейнеров – больше 0, 5 того же угла). Определяется угол входа палубы в воду: θ d = arctg(2(D–d)/B), где D – высота борта, м; d – средняя осадка судна, м; B – ширина судна по ватерлинии, м. Проверяется выполнение требования .
Для контейнеровоза угол крена от постоянного ветра должен быть θ w1 ≤ 0, 5 θ d. 3. Определяется плечо lw2 динамически действующего на судно момента от порыва ветра: lw2 = 1, 5·lw1, м. Полученное плечо откладывается на ДСО и проводится горизонтальная линия. 4. Определяется условная амплитуда бортовой качки судна θ 1r. Для судна со скуловыми килями: θ 1r =109·k X1X2√ (r∙ S). Входящие в вышеприведенную зависимость коэффициенты определяются из табл. 11–14. Множитель X1 определяют из табл. 11 по отношению ширины судна к его осадке В/d.
Таблица 11 Множитель X1
МножительX2определяют из табл. 12 по значению коэффициента общей полноты δ. Таблица 12 Множитель X2
Коэффициент общей полноты δ определяется по зависимости: δ = Δ /ρ LBd, где L – длина судна, м; В – ширина судна, м; Δ – водоизмещение судна при заданном варианте загрузки, т; ρ – плотность забортной воды, т/м3; d – осадка судна, м. Таблица 13 Коэффициент k
Величину k выбирают из табл. 13 по величине Аk / LB, где Аk ≈ 0, 004·SГВЛ = 0, 04·α ·L·В – общая площадь скуловых килей (Аk =36, 0м2 для т/х «Вячеслав Шишков»); α – коэффициент полноты ватерлинии. Параметр r определяется по формуле: r = 0, 73+[0, 6(zg – d)/d] Значение r не должно приниматься больше 1. Безразмерный множитель S определяется по табл. 14 в зависимости от района плавания судна и периода качки τ θ , который рассчитывается по формуле: τ θ =2сВ/√ h,
где с = 0, 373+0, 023 В/d − 0, 043 L/100; h – исправленная метацентрическая высота (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов). Таблица 14 Множитель S
Полученное значение угла θ 1r откладывается на ДСО влево от угла θ w1 и проводится вертикальная линия от кривой l(θ ) до горизонтальной линии плеча lw2.
5. Вычисляются и сравниваются площади а и b, заштрихованные на рис. 6. Площадь b ограничена кривой l(θ ) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой, соответствующей кренящему плечу lw2, и углом крена θ w2 = 50° либо углом заливания θ f, либо углом крена θ С, соответствующим точке второго пересечения прямой lw2 с кривой восстанавливающих плеч, в зависимости от того, какой из этих углов меньше. Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой lw2 и углом крена, равным θ w1 − θ 1r. Определяются величины площадей а и b. С погрешностью в безопасную сторону по форме их можно принять за треугольники: а = 0, 5∙ [θ 1 +θ 2]∙ l1 / 57, 30, м∙ рад; b = 0, 5∙ [500 − θ 2]∙ l2 / 57, 30, м∙ рад. 6. Определяется значение критерия погоды (критерия сильного ветра и бортовой качки по Кодексу ИМО): К = b/а. Остойчивость судна по критерию погоды К = b/а считается достаточной, если площадь b равна или больше площади а, т. е. К ≥ 1. Все необходимые построения для определения критерия погоды выполняются на построенной ДСО для принятого варианта загрузки судна по форме рис. 6 с обозначением плеч и углов. Результаты расчета критерия погоды сводятся в табл. 15.
Таблица 15 Расчет критерия погоды
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|